«Кому нужно это ваше будущее?» – как бы сообщают нам Джек Уайт из White Stripes и 73-летняя Королева Рокабилли.
В то время как на OPENSPACE.RU — и в шутку, и всерьез — пытались представить себе, как будет звучать недалекое будущее, за океаном созрел альтернативный ответ на этот вопрос. Причем у довольно авторитетных людей. «Да кому оно нужно, это ваше будущее?» — как бы сообщают нам Джек Уайт из White Stripes и 73-летняя Ванда Джексон, которую в Штатах почти официально именуют Королевой Рокабилли, своим совместным альбомом «The Party Ain’t Over». Ведь есть великое и вечное прошлое.
35-летний американец Джек Уайт, создатель красно-белого панк-дуэта White Stripes, гаражной супергруппы The Dead Weather и блюз-рок-квартета The Raconteurs — принципиальный хранитель традиций, ярый фанат блюза Дельты и Джимми Пейджа из Led Zeppelin. Настолько принципиальный, что свою жену, англичанку-супермодель, увез жить в столицу кантри Нэшвилл, попутно сделав ее певицей-призраком американских 1960-х. Возвращение из лимбо забвения кумиров прошлого, судя по всему, для Джека Уайта не хобби или развлечение, а важная жизненная миссия. В 2003-м он спродюсировал альбом кантри-дивы Лоретты Линн, молчавшей все девяностые: хотел, чтобы молодое поколение открыло для себя песни Линн, как прежде заново открыло Джонни Кэша (и, если верить прессе, у Уайта получилось). Его нынешняя подшефная — важная персона из американской музыкальной энциклопедии, одна из первых женщин, которую можно назвать «рок-звездой», напарница Элвиса, причисленная к лику святых Зала славы рок-н-ролла, и прочая-прочая-прочая. Вместо того чтобы читать о регалиях Ванды Джексон, лучше посмотреть, как она отжигала (по-другому не скажешь) больше пятидесяти лет назад — в год, когда только изобрели гитарный дисторшн.
Наждачный голос Джексон на пластинке «The Party Ain’t Over» звучит бравурно-бодро; минуло полвека, но, в сущности, мало что изменилось: Ванда хороша, как и прежде, рок-н-ролл жив, вечеринка продолжается! Альбом состоит из кавер-версий песен, написанных, как сообщает пресс-релиз, в диапазоне с начала прошлого века по 2007 год. Но де-факто современной из них в трек-листе альбома можно признать лишь одну — «You Know I’m No Good», в оригинале исполненную британской поп-звездой Эми Уайнхаус, эксплуатирующей ретронуар-стилистику (еще там есть одна из «свежих» песен Боба Дилана — которая, как ни крути, не современность, а классика). Уайт и Джексон включили в альбом эту оду ошибкам прошлого, которую Ванда исполнила с куда большим нервом, а Джек записал подчеркнуто старомодно — in the old fashioned way, для затравки, чтобы привлечь внимание поколения iTunes. Суть следует искать в остальных песнях альбома — сатирическом калипсо «Rum and Cola», в хите «Nervous Breakdown» звезды рок-н-ролла Эдди Кокрана, погибшего в 21 год, и в госпеле «Dust on the Bible» Хэнка Вильямса, дожившего лишь до 29. Эту суть можно высказать строчками из последней: «Смахни пыль с Библии и спаси свою душу». Библией для Джека Уайта, самолично подбиравшего песни Ванде Джексон, несомненно, являются забытые шедевры блюза, кантри, госпела и рока. Спастись он предлагает именно что поколению iTunes, ведущемуся на муляжный ретропопс от Эми Уайнхаус, Даффи, Plan B и др. Для Уайта и Джексон песни былых лет никакое не ретро, они, как хрипел Сергей Шнуров, «живее всех живых — старее старых, моложе молодых». С их убежденностью и напором не поспоришь.
Альбом Ванды Джексон «The Party Ain’t Over» выходит на Nonesuch 25 января
http://www.openspace.ru/music_modern/projects/110/details/19941/?expand=yes#expand