ГЛЕБ САМОЙЛОFF & THE MATRIXX : Выход в матрицу
Звуки.RU внимательно следили за прощальными церемониями, организованными участниками самораспустившейся "Агаты Кристи". Теперь пришло время узнать больше о новых проектах братьев Самойловых; пока Вадим увлечен поиском новых талантов на портале rocklab.ru, Глеб Самойлов основал новое предприятие. Группа, в состав которой вошли экс-участники НАИВа Дмитрий "Снейк" Хакимов и Валерий Аркадин, а также лидер коллектива "Мир Огня" Константин Бекрев, уже определилась с названием и гастрольным графиком; первыми "Глеб Самойлоff & The Matrixx" увидят жители Ижевска, а 4 июня квартет доберется и до столичного клуба Milk. Пока же Звуки.RU попытались приподнять завесу тайны над новым проектом Глеба Самойлова и расспросили его об отношении к сериалу "Школа", 20-летию первой сольной пластинки, любви к концептуальным альбомам и чужим стихотворениям.
Звуки.RU: Глеб, недавно у Вас состоялась совместная запись с бывшим саксофонистом Nautilus Pompilius Алексеем Могилевским в рамках нового проекта. Расскажите о том, как это произошло.
Глеб Самойлов: Мы с Лешей знакомы еще с Екатеринбурга, тогда он назывался Свердловском. Сейчас мы записывали материал, и среди первых песен была "Никто не выжил", в которой я с самого начала видел и слышал саксофон. Она уже выпущена в свет и звучит по радио. Я попросил Лешу вставить соло на саксофоне, а финал оставил свободным для его импровизации; все вопросы мы решали через интернет, личных встреч не понадобилось. Мне очень понравился конечный результат, хотя я никаких указаний ему не давал, но получилось все так, как я и хотел. Теперь по крайней мере в Москве мы постараемся его привлечь к концертной программе.
Звуки.RU: Есть ли уже какая-то общая стилистическая направленность проекта?
Глеб: То, что вы услышите сначала, будет таким достаточно мэйнстримовым материалом. А в принципе, это сущая эклектика. Сам альбом будет проникнут единым стилем, но в песнях будет разброс от тяжелой музыки до электроники в чистом виде. Я долго думал, какое бы красивое определение этому подобрать, учитывая, что еще периодически будут возникать стихотворные вставки... Думаю, что "литературно-музыкальная композиция в стиле нео-пост-готика" сойдет.
Звуки.RU: В альбоме будут только новые песни, или материал Вашей первой сольной пластинки "Маленький Фриц" тоже будет переработан?
Глеб: Нет, только новые песни. На данный момент их уже 17, и все сочинены за последние полгода. А в концертной программе будут звучать и они, и песни из "Маленького Фрица", ему как раз двадцать лет в этом году исполняется. Я думал, будут ли соединяться эти материалы, и да, песни из него очень хорошо вписываются и музыкально и лирически: песня "Спокойной ночи, оккупант", которая станет финалом новой пластинки, запросто могла бы открывать "Маленький Фриц". И, думаю, в концертной программе все это будет очень естественно соседствовать. Что же до аранжировок, то мы их изменим; "Маленький Фриц" был полностью электронным альбомом, ни одного живого инструмента, а теперь мы добавим гитару и барабаны.
Звуки.RU: Я слышал, что песни Глеб Самойлoff & The Matrixx прозвучат в нашумевшем сериале "Школа"...
Глеб: Да, на данный момент речь идет о нескольких песнях. Я, честно говоря, не видел ни одной серии. Просто я познакомился с Лерой Германикой, я дал ей послушать демонстрационку нового альбома, и ей захотелось вставить пару композиций в сериал. Я спросил нескольких своих знакомых, о чем этот сериал, что она снимает. Они сказали: "Правду". Ну, я и согласился. Правда меня устраивает. Что же до социальной или политической критики на альбоме, то все это будет присутствовать ровно в той степени, в которой оно есть внутри меня.
Звуки.RU: А когда Вы учились в школе, Вам приходилось сталкиваться с чем-то, подобным тому, что изображено в сериале?
Глеб: Это абсолютно другие времена были, другие люди, другая школа. Даже не сравнивайте. Все очень сильно изменилось с тех пор.
Звуки.RU: Сам выпуск альбома назначен на осень?
Глеб: Да, пока мы пишем, песен уже много, сейчас мы по мере надобности их записываем. Вот нужны песни для сериала, нужна песня для готовящегося клипа. На данный момент записано три песни, они сводятся; все идет бешеными темпами. Планы еще более грандиозные, даже боюсь говорить пока. Оказывается, у меня накопился большой творческий потенциал. Когда мы принимали решение, что мы заканчиваем "Агату Кристи", у меня не было такого объема песен, это все родилось за последние полгода. Ну и хорошо, что так и произошло; во что это будет выливаться дальше, я не знаю. Я думаю, все равно нас будут сравнивать с "Агатой", это неизбежно. И это разумно; я же один из авторов "Агаты Кристи", поэтому, конечно, все сразу сопоставляют новые вещи и то, что записывалось раньше. Но новые песни носят гораздо более личный характер, они более откровенные.
Звуки.RU: Сравнивать еще будут потому, что Глеб Самойлoff & The Matrixx фактически унаследовали состав от "Агаты Кристи"...
Глеб: Последний состав, да. В нем группа просуществовала последние полтора года. Но сравнивать будут, конечно, будет и негатив. Но наша задача, чтобы те, кому это интересно пришел к нам, а те, кому понравится; остались.
Звуки.RU: А есть момент изобретения себя заново, связанный с новым проектом? Выхода из заранее заданных рамок?
Глеб: Да, конечно. Я бы не сказал, что в "Агате Кристи" мы ставили друг другу какие-то рамки. Просто когда пишешь в уже состоявшемся проекте, ты заранее все понимаешь; одно может быть в альбоме, другое, скорее всего, нет, а третье; совсем нет и так далее. В случае с The Matrixx простор гораздо больше это могут быть, как я уже говорил, и стихи какие-то посреди композиции, каким-нибудь хитрожопым звуком, причем, прочитанные или песня длиной в минуту... У нас нет задачи экспериментировать ради самих экспериментов, нет, но просто вот так получается. И, разумеется, совсем по-другому раскрываешься. А хорошо это или плохо; сложно сказать. Это со стороны виднее.
Звуки.RU: Многие музыканты, переживающие серьезный творческий рост, запираются от любых эстетических переживаний, чтобы ненароком на них что-нибудь не повлияло. Вы тоже сейчас избегаете новых впечатлений?
Глеб: Нет, я все равно продолжаю слушать музыку. А что до каких-то эстетических потрясений, то я им только рад. Сейчас это, к сожалению, происходит все реже. Не знаю, может быть, это зависит от возраста; в юности такие откровения случались куда чаще. Возможно это еще и от закрытости культурного пространства тех лет. Но все равно, и по сей день встречается нечто удивительное. Поэты, например.
Звуки.RU: А Вы пробовали адаптировать чужие произведения?
Глеб: Нет, были случайности, но во времена АК, да и их можно по пальцам пересчитать. Был случай во время записи альбома "Декаданс". Я так долго не мог придумать слова к песне "Эпидемия", что Саше Козлову надоело ждать и он сделал это за меня; это был единственный раз, когда он написал текст к песне. Или есть такая вещь "Собачье Сердце". У меня была привычка; дома, рядом с пианино, на котором я сочиняю музыку, должна была лежать какая-нибудь книга, чтобы можно было отвлечься и почитать. И у меня так лежало самиздатовское "Собачье Сердце", которое тогда еще свободного хождения не имело; и вот я зацепился взглядом за строчку и что-то из этого родилось. В песне "Аллергия" из Стругацких очень к месту пришлись стихи. Но это все.
Звуки.RU: С момента выхода "Маленького Фрица" прошло двадцать лет. Срок немалый, и за это время сама музыкальная индустрия кардинально изменилась, изменились и методы и темпы записи пластинок. Вы сторонник технических новшеств в области студийного оборудования или считаете, что хороший альбом можно записать и на домашний магнитофон?
Глеб: Смотря чего хочется. Сегодня я абсолютно доволен звучанием "Маленького Фрица". Сейчас, правда, мы рассчитываем на большее: и в плане качества звука тоже.
Звуки.RU: Вы говорили об эклектичности грядущего альбома. Значит ли это, что дополнительный смысл и пространство песни будут обретать только в стройной последовательности трек-листа пластинки?
Глеб: Да, они дополняют друг друга. Я до сих пор мыслю альбомами, как привык с детства надо слушать их от начала до конца и воспринимать как некую драматургическую задумку, а не просто компиляцию песен. Наверное, потому, что я начал слушать музыку с Pink Floyd.
Звуки.RU: То есть, даже если выпуск альбомов станет по каким-то причинам занятием нерентабельным, Вы все равно будете это делать?
Глеб: Наверное, да. Альбом - это срез тебя за определенный период, а это состояние очень важно зафиксировать. Да пусть физические носители не будут продаваться, а сама запись разойдется в интернете - все равно, это уже будет зафиксировано и уже от этого можно отталкиваться, идти дальше.
Звуки.RU: Аудитория у нового проекта такая же, как у "Агаты Кристи"?
Глеб: Не знаю, я еще ее не видел. Часть поклонников, думаю, отсеется. Будут ли новые? может быть.
Звуки.RU: Последний и самый тривиальный вопрос: откуда такое название?
Глеб: Мне очень удобно отвечать на этот вопрос потому как мы заранее договорились, что в первой части будет стоять мое имя. Так что я придумал только первую половину, даже не я, а мои родители. А написание, вот с этим на конце "Глеб Самойлоff" было взято со старых сольных пластинок. Дима и Костя принесли вариант The Matrixx и я одобрил, других и не припомню.
17.03.2010, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)