22 cентября исполнилось 52 года моему любимому исполнителю -
Нику КейвуИнформация для тех, кому интересно: Достойный сын Австралийского континента, Hиколас Эдвард Кейв появился на свет в городе с длинным названием Warracknabeal 22 сентября 1957 года. О семье ничего особо примечательного не сообщается: отец - учитель, мать - библиотекарь, у них три сына и дочь, все они прихожане англиканской церкви (одно из объяснений, почему Библия играет такую важную роль в творчестве Ника Кейва).
Отсчет «большой» творческой биографии Кейва принято начинать с появления the Bad Seeds в 1984 году. Однако 27-летний певец и композитор к этому времени уже успел побывать лидером двух австралийско-европейских групп -
The Boys Next Door и
Birthday Party. Как это часто бывает, его «малая» музыкальная биография началась со школьной дружбы. Мик Харви, товарищ по средней школе, стал соавтором и соучастником первой группы Ника Кейва
The Boys Next Door. Уже первые шаги Кейва на музыкальном поприще отмечены завидной плодовитостью, которая и по сей день остается его фирменным знаком. Свою первую 7-дюймовую пластинку "These Boots Are Made For Walking"/"Boy Hero" группа выпускает в марте 1978 года, тираж самый скромный - 1500 копий. Через год они уже дебютируют с лонг-плеем "Door Door", а за два года существования The Boys группа выпускают один EP и еще 5 синглов на виниловых носителях (не забывайте, что это конец 80-х).
Последний их релиз "The Birthday Party" (1980) перекидывает мостик к новой реинкарнации - на свет появляется одноимённая группа. Новую жизнь решено начинать на новом месте: прощай, Австралия, здравствуй, Лондон. Четырехлетняя история
Birthday Party отмечена не меньшей плодовитостью. Ник Кейв сотоварищи (Мик Харви, Роуленд Ховард, Трейси Пью и Фил Калверт) издали ещё три альбома и два EP. Апологеты блюза, они были совершенно не ко двору на британской поп-сцене, но не прошли незамеченными в рок-среде. В 1983 году Birthday Party отправились в Берлин, где вскоре и распались. Кейв уезжает на какое-то время в Лос-Анджелес, где работает над текстом, который впоследствии перерастёт в сценарий фильма "Ghosts ... Of The Civil Dead", главной киноработе музыканта.
В 82-м Кейв играл в группе
Immaculate Consumptives вместе с
Марком Алмондом,
Лидией Ланч и
Foetus. Группа успела дать пару концертов.
А пока, вернувшись в Берлин, он собирает новую группу, которая спустя годы принесет ему всемирную славу. Ядро постпанков
The Bad Seeds составили:
-
Мик Харви, барабанщик Birthday Party,
-
Барри Адамсон , бывший гитарист и пианист группы
Magazine,
-
Бликса Баргельд , гитарист и харизматичный лидер берлинской команды
Einsturzende Neubauten.
Ник Кейв вместе с Bad Seeds пребывает в силовом поле тех же идей и проблем, которые волновали его всегда: религия, любовь, смерть, насилие. Эклектичный гибрид блюза, рока, госпела, постпанка, эксперименты с музыкальными формами на пересечении жанров - фирменная «упаковка» для его творческого самовыражения. Угрюмая лирика Кейва, мрачные музыкальные аранжировки, неподражаемый глубокий баритон вызывают в памяти Скотта Уолкера (Scott Walker), так же страстно одержимого тематикой смерти и любви, но эстетика постпанка дает их в новом ракурсе.
Первый альбом Ника Кейва и Bad Seeds "From Her to Eternity" вышел в 1984 году. Еще чувствуется родовая связь с творчеством Birthday Party, но в главном это уже нечто противоположное яростному диссонансу его предыдущей команды. Единственной по-настоящему роковой песней на альбоме был заглавный трек "Eternity", наделенный потрясающей энергетикой и художественной свободой. За этот трек Кейва стали называть Джеймсом Джойсом готик-рока, хотя наибольшего внимания слушателей и критиков удостоилась на альбоме кавер-версия "In the Ghetto" Элвиса Пресли.
Ко всему прочему, именно с "Eternity" Кейв и Bad Seeds появились в знаменитом фильме "Небо над Берлином" режиссера Вима Вендерса (вышедшем на экраны в 1987 году), где их концерт посещают ангелы. Для сиквела "Неба над Берлином" - фильма "Так далеко, так близко"/Faraway So Close Кейв написал одноимённую песню и еще одну - "Cassiel Song", под которую не страшно умирать. В ней хор ангелов встречает умирающего собрата. Всего он успел сыграть в 9 фильмах и написать 8 саундтреков. Среди интересных моментов его кинокарьеры - роль заключённого в австралийском фильме 89-го года "Ghosts...of the Civil Dead", который снимался по его же сценарию, а также фильм Тома Ди Чилло "Джонни-Замша"/Johnny Suede, где Кейв играет выпендрёжного рокера и исполняет тоскливую балладу о том, что его папа окончил свои дни на электрическом стуле. В этом фильме Кейв появляется в абсолютно белом костюме, в белом парике и с белесыми ресницами и его трудно узнать. Последнее кинодостижение Кейва на данный момент - брутальный драматичный вестерн "Предложение/Proposition" по его сценарию и с его саундтреком. Он получил три года назад приз в Венеции за сценарий.Через год после первого диска увидела свет вторая работа Bad Seeds "The First Born Is Dead" (1985), в которой Кейв продолжает совершенствовать панк-блюз. Одержимый контрастами Америки, он снова использует в треке "Tupelo" миф об Элвисе Пресли (к нему отсылает и название альбома) и не оставляет живого места от баллады
Боба Дилана "Wanted Man".
Достучаться до сердец и ушей английских меломанов и произвести настоящий фурор смог альбом кавер-версий "Kicking Against the Pricks" (1986). Уже первый сингл "The Singer" стал номером один в независимых чартах страны. Теперь Нику Кейву уже не отвертеться от репутации оригинального интерпретатора и блестящего мелодраматического вокалиста.
Следующая работа - альбом с оригинальным материалом "Your Funeral... My Trial" (1987), который отличается более европейским саундом. Слово «похороны» в названии неслучайно: фобиям и душевным страстям открыта зелёная улица. В сильнейшем треке альбома "The Carny" Ник Кейв создает макабрический, зловещий образ, и надо сказать, ему это отлично удается.
Лонг-плей "Tender Prey" (1988) - одна из лучших работ Ника Кейва как вокалиста. Все его музыканты предстают мультиинструменталистами. Кейв играет на рояле, губной гармонике, органе, виброфоне, тамбурине. Мик Харви орудует акустической и электрической гитарами, играет на басу, органе, ксилофоне, барабанах, перкуссии, занимается программингом. Так будет и во всех последующих записях. Музыканта в прессе называют Эдгаром По рок-музыки - за умение облекать в мелодичную форму своих демонов и преодолевать с помощью музыки внутренние страхи.
Эти годы и были, может быть, самыми безнадёжными страницами в его судьбе. Героиновая зависимость даром не проходит. Найдя в себе силы преодолеть болезнь, Кейв делает паузу в студийной работе, меняя Европу на далёкую Бразилию. И надо сказать, что в эти два постгероиновых года его продуктивность достигает пика. Ник Кейв даёт выход своим литературным амбициям. Лирика всегда была его сильной стороной, его тексты пересыпаны литературными аллюзиями и мифической символикой. Первая публикация - одноактная пьеса "Forced Exposure" - имела место в 1986 году.
90-й год он встречает альбомом с умиротворённым названием "The Good Son", самой расслабленной и спокойной его работой, которая была записана в Бразилии в октябре 1989 года. В Сан-Паулу во время тура Кейв знакомится с Вивиан Карнейро (Viviane Carneiro), которой предстоит сыграть значительную роль в его жизни, в том числе вдохновить на создание таких умиротворенных и неисправимо романтичных песен.
Альбом 1992 года "Henry's Dream", возможно, наиболее полно реализованный замысел музыканта. Кейв достигает поразительной гармонии между поэтической чувственностью и макабрической, практически не сдерживаемой ничем рок-н-ролльной эстетикой. Каждая песня - триллер в миниатюре. Релиз сопровождается мировым турне, которое в свою очередь сопровождается первым официальным live-альбомом "Live Seeds". Диск был издан в 1993-м - к 10-летию Bad Seeds.
Титул лидера альтернативного рока критики начали примерять к Кейву после издания "Let Love In" в 94-м году. Записанный в Лондоне и Мельбурне, альбом описывался в прессе как «мощная, но несколько шизофреническая работа». Альбом существует как бы в двух измерениях, раздваиваясь между загадочными декадентскими рассказами а ля "Tender Prey" и величественными балладами в духе
Леонарда Коэна, которыми отмечен "The Good Son". Для промоушена альбома группу приглашают поучаствовать в туре фестиваля Lollapalooza.
В начале 1996 года выходит "Murder Ballads". Название не врёт, здесь собраны только песни об убийстве, одна трагичнее другой. Может быть, в этом и надо искать ключ к поразительной популярности альбома, имевшего наибольший коммерческий успех.
Одна из самых удивительных и сильных композиций - дуэт с
Кайли Миноуг "Where the Wild Roses Grow". Альбом на редкость богат приглашенными вокалистками: песня "Henry Lee" записывалась с
PJ Harvey, "Death Is Not The End" исполняли PJ Harvey, Кайли Миноуг, Анита Лейн и
Шейн Макгоуэн (вокалист ирландской фолк-панк группы
The Pogues).
В том же 1996-м Ник Кейв мог, если бы захотел, получить звание «Лучшего артиста года», присужденное ему MTV Music Awards. Упирая на нежелание соревноваться с кем бы то ни было в сфере искусства, он отказался от награды.
Год спустя, в 1997, со свойственным ему гонором, не стремясь разрабатывать золотую жилу коммерческого успеха, Ник Кейв записывает и издает очень интроспективный, очень личный альбом "The Boatman's Call". Критики позволяют себе еще одно глубокомысленно сравнение, на этот раз его называют Стивеном Кингом рок-н-ролла. Кейв «снова издал альбом трогательных баллад о любви, в котором разминает свои натренированные романтические мышцы». И здесь он верен себе: посреди безоблачной мелодичной идиллии музыкант разражается мизантропической, беспросветной нотой.
1997-й год подарил поклонникам Джеймса Джойса, Эдгара По и Стивена Кинга в одном лице продолжение лирических изысканий. Кейв-литератор издал сборник "King Ink II", куда вошли все тексты 1988 - 1997 годов. На сегодняшний день "King Ink" издан более чем в двадцати странах мира на различных языках, в том числе и на японском, финском, польском, испанском и греческом. В России книгу выпустило издательство "Ультра Культура" Ильи Кормильцева.
В 99-м еще раз напомнил о себе роман "And the Ass Saw the Angel" (издан и в России, в переводе Ильи Кормильцева). Ник Кейв выпускает одноименный альбом, для которого начитывает отрывки из романа под музыкальное сопровождение, написанное частично им самим вместе с верным Миком Харви, а частично принадлежащее Эду Клейтону-Джонсу. В такой же стилистике - устные тексты под музыку - сделан диск "Secret Life of the Love Song" (1999). Следующий студийный релиз Nick Cave & the Bad Seeds "No More Shall We Part" вышел в 2001 году. Баллада под рояль - главная стилистическая примета альбома. Тексты уже не так откровенно привязаны к конкретным человеческим отношениям. В своей неподражаемой манере Кейв снова делится размышлениями о религиозном фанатизме ("God is in the House"), об играх с моралью ("As I Sat Sadly by Her Side"), не забывая о «фирменных» страшных историях.
Через пару лет, в феврале 2003 года увидело свет очередное студийное детище Ника Кейва под названием "Nocturama" . Десять совершенно новых песен, записанных Bad Seeds в полном составе: Mick Harvey, Blixa Bargeld, Thomas Wydler, Martyn Casey, Conway Savage, Jim Sclavunos и Warren Ellis.
Предпоследняя, на данный момент, работа The Bad Seeds - двойной альбом "Abattoir Blues / The Lyre Of Orpheus" - вышел в сентябре 2004 года. Неизвестная «концептуальная» мысль заставила Кейва поделить материал на два диска, так сказать, побрутальнее и полиричнее. Религиозные гимны под гитарный скрежет, грязное пивное кантри и мягкие баллады про убийства – для Кейва это не новость, но испытанным приёмом он тем не менее вновь берёт в плен слушателя. Берёт первобытной энергетикой и неизменной яростно-нежной издёвкой везде и надо всем. И вторят ему не менее яростные госпел-хоры, а-ля поздний Леонард Коэн. Писался 13-ый по счёту альбом Кейва в Париже – наверно, можно поискать пересечений с «Орфеем» Кокто – главного парижского «небожителя». Или упомянуть про то, что это первый альбом без
Бликсы Баргельда, покинувшего Bad Seeds и полностью сосредоточившегося на своей группе
Einsturzende Neubauten.
Не чурается Кейв и каверов своих любимых исполнителей. Он принимал участие в фильмах-трибьютах
Леонарда Коэна и
Курта Вайля, записал для сериала "The Ten Commandments" песни
Нила Янга, спел даже кавер на "Disco 2000"
Pulp.
Последняя, на данный момент, затея Кейва - группа
Grinderman. Он собрал под свои знамена Мартина Кейси (Martyn Casey) - The Triffids, Джима Склавуноса (Jim Sclavunos) - The Cramps, Alice Texas, и Уоррена Эллиса (Warren Ellis) - Dirty Three. Все трое играли с Кейвом в Bad Seeds, все трое известны и как самостоятельные музыканты, интересные сами по себе. Но то, что получилось у них вместе - редкая в последнее время удача, сочетающая наработанный профессионализм с первобытной силой. Одноимённый альбом "Grinderman" вышел в 2007-м году.
А в 2008-м вышел новый альбом
The Bad Seeds "Dig! Lazarus, Dig!", который попал в первую 10-ку лучших альбомов года по версии "Нового Рока", и почитать о нём можно во втором номере нашего журнала.
В 2009-м группу покинул кейвовский друг детства
Мик Харви, объяснив уход своей усталостью. Но жизнь продолжается!
(с) скомпилировано по материалам zvuki.ru, music.com.ua и моим собственным.