10 лучших саундтреков к фильмам 2009-го года по версии портала Звуки.ру:
В уходящем году я посмотрел 135 новых фильмов – маловато для въедливого кинокритика, многовато для рядового обывателя, но, в общем, порядочно. В любом случае, мой основной – музыкальный – профиль, никто не отменял, так что, сидя в кино, я никогда не забывал прислушиваться, что за партитуру сочинил очередной кинокомпозитор и что за песня украшает очередную кульминационную сцену. Как следствие, 10 лучших саундтреков 2009 киногода я выбрал не без труда – ну и, чтобы труд этот себе облегчить, не без условностей.
Условность первая: речь тут идет о звуковых дорожках, изданных на CD или хотя бы в цифровом виде – ведь согласитесь, что понравившийся саундтрек к любимому фильму приятно слушать целиком и полезно иметь на полке; принцип шаффла не испортит разве что пластинки Эннио Морриконе (которые, если уж на то пошло, не испортить ничем и никак). Поэтому на попадание в этот рейтинг изначально не претендовали ни прикладная херманновщина монреальских плакальщиков из Arcade Fire (саундтрек к “Посылке”, возможно, выйдет в 2010 году), ни, скажем, репрезентативная выборка песен Sigur Ros, добавившая очков драме “Мальчики возвращаются в город”.
Условность вторая: речь тут идет о звуковых дорожках в том виде, в каком они были изданы. Это, в свою очередь, исключило из шорт-листа “Рестлера” – на соответствующем диске нет обеих главных песен саундтрека, “Sweet Child O’ Mine” Guns N’ Roses и заглавной баллады Брюса Спрингстина. Все остальное – будь то score или компиляция, 20-минутный блиц или двухдисковый марафон – в расчет шло. И вот что из этого вышло.
10. “Там, где живут чудовища” (Where the Wild Things Are)
Фильм: Долгожданная экранизация знаменитой детской книжки с картинками, уместившейся в 10 предложений и растиражированной 20 миллионами копий; цитируя режиссера Спайка Джонза, “не фильм для детей, но фильм про детство” – местами странный, местами дурацкий, но с большим сердцем.
Саундтрек: Полноценный альбом собранной специально ради фильма новой группы Карен О (Karen O) – наряду с обычными подозреваемыми, солистке Yeah Yeah Yeahs подыграли люди из Liars, и The Dead Weather и подпел детский хор.
Лучший трек: Karen O and the Kids “Worried Shoes”
9. “О’ Хортен” (O’ Horten)
Фильм: Норвежская трагикомедия об удивительных приключениях решившего уйти на пенсию машиниста электропоезда – ускользающая, как на горных лыжах, и от однозначных трактовок, и от подстерегающих на каждом шагу стереотипов “северного” кино.
Саундтрек: Очередная отличная запись известного по сотрудничеству с Майком Паттоном (Mike Patton) норвежского певца, композитора и мультиинструменталиста Джона Эрика Каада (Kaada).
Лучший трек: Kaada “Finse”
8. “Джонни Д.” (Public Enemies)
Фильм: Снятое на “цифру” превосходное криминальное ретро о последних месяцах жизни “врага общества №1” и народного любимца Джона Диллинджера – еще одна преступно недооцененная режиссерская удача Майкла Манна.
Саундтрек: Джаз (Билли Холлидей, Дайана Кролл), блюз (Отис Тейлор, “Блайнд” Вилли Джонсон) и дежурный мастер-класс в исполнении оскароносца Эллиота Гольденталя.
Лучший трек: Otis Taylor “Ten Million Slaves”
7. “Братья” (Brothers)
Фильм: Не лучшая в уходящем году, но достойная внимания пост-иракская драма с Тоби Магуйаром, Джейком Джилленхолом и Натали Портман – снятый маститым Джимом Шериданом римейк одноименного датского фильма, в свою очередь вдохновленного “Одиссеей”.
Саундтрек: Не лучшая в уходящем году, но достойная места в айподе работа Томаса Ньюмена (Thomas Newman) – хронически обделенного симпатиями академиков кинокомпозитора, выделяющегося на фоне титулованных коллег, как Radiohead – в ряду соискателей “Грэмми”.
Лучший трек: Thomas Newman “Brothers (Main Title)”
6. “Мне бы в небо” (Up in the Air)
Фильм: Третий фильм Джейсона Рейтмана (“Джуно”) – кино без единой фальшивой ноты, безупречное от трейлера до постера, от начальных титров до последнего слова; при всей своей нарочитой актуальности – исключительный пример олдскульной голливудской магии; лучший фильм года.
Саундтрек: Настроенческая компиляция в лучших традициях “Трудностей перевода” – все и так хорошо, но после просмотра фильма становится еще лучше.
Лучший трек: Charles Atlas “Genova”
5. “Вальс с Баширом” (Vals im Bashir)
Фильм: Отхватившая кучу премий документальная анимация (про войну, на иврите), в которой форма, увы, явно победила содержание.
Саундтрек: Едва ли не главное достоинство картины - как всегда, безукоризненная музыка Макса Рихтера (Max Richter), лучшего из неоминималистов и единственного легитимного наследника Гласса с Пяртом.
Лучший трек: Max Richter “Haunted Ocean, Pt. 1-5”
4. “500 дней лета” ((500) Days of Summer)
Фильм: Новый золотой стандарт романтической комедии для мальчиков, напоминающий одновременно классического Вуди Аллена, красочно иллюстрированную антологию поп-культурных кодов и какую-нибудь горько-сладкую историю из собственной юности.
Саундтрек: Пластинка, обреченная зажить отдельной прекрасной жизнью: The Smiths и Саймон с Гарфанкелом (Simon & Garfunkel), Doves и Black Lips, Карла Бруни и исполнительница главной роли Зоуи Дешанель – все на месте, все по делу.
Лучший трек: The Smiths “There Is a Light That Never Goes Out”
3. “Луна 2112” (Moon)
Фильм: Слегка перехваленные, но, в общем, и впрямь весомые пять центов, отправленные в фонд возрождения приличного sci-fi дебютировавшим в режиссуре сыном Дэвида Боуи; актерский tour de force замечательного Сэма Рокуэлла.
Саундтрек: Лучшая со времен “Реквиема по мечте” звуковая дорожка Клинта Мэнселла (Clint Mansell) – первого после Бадаламенти кинокомпозитора, сертифицированного как культовый.
Лучший трек: Clint Mansell “Welcome to Lunar Industries”
2. “Дорога перемен” (Revolutionary Road)
Фильм: Возвращение Сэма Мендеса к жанру мидл-классовой драмы, воссоединение влюбленных из “Титаника” и свидетельство слепоты Американской киноакадемии - отчаянно красивая, рвущая на части экранизация дебютного романа Ричарда Йейтса.
Саундтрек: Возможно, лучшая работа в увенчанной десятью (!) оскаровскими номинациями карьере Томаса Ньюмена – автора музыки к четырем из пяти фильмов Мендеса.
Лучший трек: Thomas Newman “Revolutionary Road (End Title)”
1. “Бесславные ублюдки” (Inglourious Basterds)
Фильм: Шестой фильм Квентина Тарантино – рассказанная на четырех языках альтернативная история Второй Мировой, синефильский эпик, разделивший поклонников режиссера на два родственных, но непримиримых лагеря; в двух словах – искрометная халтура.
Саундтрек: Составленный, как водится, самим Квентином сборник музыки к чужим фильмам - с явным уклоном в сторону спагетти-вестернов и, как всегда, образцовый.
Лучший трек: David Bowie “Cat People (Putting Out the Fire)”
(с) Сергей Степанов