Слова: Александр АРЛЯПОВ.
Основатель, барабанщик и автор текстов коллектива travvvma Ваня Легушев выпустил новый материал не под маркой группы, а в рамках своего нового сольного проекта Legooshtain.
После мощного старта в 2019-2020-м отличная томская (а потом уже по факту московская) группа travvvma как-то забуксовала. Понятно, тут сказалась масса факторов сразу: и пандемия, и «быт заел», то есть необходимость обустройства своей жизни (что для людей, сменивших место жительства, характерно вдвойне), личные проблемы и всякое прочее.
Меньше всего верится в условный творческий кризис и отсутствие новых идей – и релиз, который мы сегодня рассматриваем, стал отличным подтверждением прекрасного творческого потенциала.
Сразу замечу, что название нового проекта отсылает не только к автору, но и даёт некоторое (в меру ехидное) представление о референсах и стилевых ориентирах, так сказать. Ибо саунд в новом проекте Ивана отличается от трип-хоповых полотен travvvma в более мрачную и жёсткую сторону.
Альбом стартует наотмашь, с индустриально-электронных ритмов, в которых завязаны плавно перетекающие из одного в другой гимн и похоронный марш. Таким, весьма конкретным, образом трек «Россия тебе говорит» сразу обозначает альбом в качестве более чем прямого высказывания, в котором подача соответствует месседжу. И послание это считывается как приговор.
Ну а звук на мини-альбоме далее дрейфует от упомянутого раммштайно-подобного EBM до красивого финального трип-хопа с вальсовым ритмом («Вы позволите?»). Каждый из четырёх номеров – со своим сюжетом, своей драматургией, своими, если хотите, скелетами в шкафах.
Я попросил Ивана рассказать об этом релизе – и каждом из треков – подробнее.
Про альбом
«Планов выпускать настолько политический альбом у меня не было, но очевидно, что февральские события изменили планы и саму жизнь многих людей.
На ЕР «Прямая речь» выбор звука обусловлен материалом. Местами хотелось ещё злее. Умей я играть на гитаре, добавил бы пару рифов. Будь больше бюджет, и барабаны бы записал в студии. Надеюсь, на концертах это будет звучать живее. Что касается тенденций, то, скажем, звук «Быть войне», те части, где звучат речи политиков – это тот вектор, куда я методично двигаюсь».
«Россия тебе говорит»
«Басовая линия в «Россия тебе говорит» – это кусок демки для travvvma. Мне он очень нравился, и, пока совместный продакшн на паузе, я решил его тупо спиздить, отрезать и сделать на его основе другую песню. Не помню, как пришла идея с датами. Помню, что было плохо. И было ощущение, что плохо не мне одному. Плохо уже давно, и с каждым годом лишь хуже. Была мысль выпустить сингл, поместив на обложку вот этого пингвина (мем «е**ть спасибо на*уй»), но всё же не этот трек центральный, поэтому идею с мемом оставил. Звук толпы, кричащей «Россия» – сэмпл с митингов, проходивших в Хабаровском крае в 2020 году. В бридже – мелодическая пасхалка, довольно жёсткая. Она и раскрывает суть того, что, кому и при каких обстоятельствах говорит Россия. Цифры, которые произносит голос – это даты в истории моей страны. Да, даже «Боинг». Суд ещё идёт, но железяка, из которой стрельнули, – её путь следования мне кажется убедительным. В одну из песен группы Eskandera (томская инди-рок группа, в который играл Легушев в 2010-х – прим. ред.) я ещё в 2015-ом хотел добавить строки «тень самолёта ляжет на наши сердца».
«Быть войне»
«Решено твёрдо – быть войне». Фраза появилась вместе с мотивом, следом прилип бас, и примерно пару недель я размышлял над словами. Убедившись, что ничего более ёмкого, чем припев, по этой теме я написать не способен, решил вставить речи политиков. Дальше начал искать выступления, попавшие на плёнку, но из тех, которые можно связать с масштабными кровопролитиями. По большому счёту, выбор лиц был обусловлен наличием записанной речи. При этом Гитлера брать не стал – просто идёт он на*уй. Сталин публично был невыразителен. От Пола Пота разве что фото осталось. Африканские диктаторы тоже не записывались. Кстати, не помню почему не взял Ленина… рассматривал его точно. Так или иначе, четырёх мне хватило: Андропов, Черчилль, Джонсон, Путин. Все они легко сопоставляются с историческими событиями, когда одни люди строем и с песнями идут убивать других людей, персонально им ничего плохого не сделавших. На bandcamp есть полные версии текстов».
«Нам говорят»
«Текст для «Нам говорят» написан ещё в 2019-м. Думаю, многие помнят августовские кадры, где полицейские тащат в автозак девушку, и один из правоохранителей прикладывается ей кулаком под дых. Плюс, где-то в середине того года патриарх Кирилл сказал, что в России строят по три новых храма ежедневно. А школ в том же году было построено, кажется, 43. Всё это некие показатели, по которым само собой формируется представление об историческом периоде. В свою очередь, отношение общества к происходящему в общей массе формируется сверху. Сеть облучателей у нас уже такая, что Стругацкие бы ахнули. «Нам говорят» – гимн нашего общества, пусть частично что-то и понимающего, но шагающего в верном направлении».
Фото на обложке: Валерий Щеколдин «Портрет женщины из ПНИ в Ульяновской области», 1990 год.
«Вы позволите?»
«Фото этой женщины я увидел в статье «Медузы» (выполняет функции иноагента, по мнению властей РФ — прим. ред.), посвящённой фотографу Валерию Щеколдину. Впечатлился сильно. Особенно когда прочитал о подробностях быта постояльцев ПНИ. Образ беспомощного человека с ясным умом, запертого в палате, лёг в стихи. Тогда это действительно был монолог женщины, обращённый к посетителю. Уже работая над ЕР, я перенёс этот образ на себя, затем на остальных людей. Картина стала настолько явной, что показалось вполне логичным использовать эту фотографию в качестве обложки.
С февраля все мы будто в интернате.
А с Валерием Петровичем у нас вышла довольно объёмная переписка. Интересно поговорить с людьми старшего поколения, особенно если их взгляды отличаются от твоих».
Разговор наш альбомом не ограничился. Ваня рассказал о том, что происходит с группой travvvma, об особенностях творческого процесса и о будущем, которое скрыто в тумане.
Чего дальше ждать от Legooshtain?
«Следующим готовится к выходу сингл «Брат»: классическое минимал-техно в духе работ Кристиана Лёффлера. Правда, с голосом. Цикличный бас, прямая бочка, хэт на слабую долю, атмосферные синты – люблю это всё. Тем не менее, быстрое и прямое составляет лишь половину моих демо-записей, остальное – умеренное или даунтемпо. Вопрос лишь в том, как и нужно ли всё это выпускать?
Второй альбом Linkin Park «Meteora» собирали из более чем сотни демок, выбирая самый жир, а дебютник UNKLE «Psyence Fiction» писали на студии, буквально наскребали на альбом. У меня материала на три лонгплея. Ещё я стихи хочу почитать под музыку в стиле «Внутри» и «Вы позволите?». Также в черновиках есть несколько каверов, один на ММ (не знаю, считается ли кавером переделанный трек из ранее не опубликованных, но играемых на концертах?) (ММ – первое название группы Eskandera – прим. ред.). В общем, то за что будет поднято две руки, выйдет от travvvma, остальное – от Legooshtain. Но план ближайших релизов – что-то прямое в 120-130 bpm, с акцентом на ритм-секцию и тексты».
О вечной войне со временем
«Время – серьёзный противник творчества. Я играл в пяти более-менее собранных бандах, и везде одно и то же. Ты пишешь материал, он тебя здорово раскачивает. Играешь его в live, нарочно (или нет) тянешь с записью. Через год предпочтения в звуке и форме меняются, и то, что не успел записать, становится для тебя самого неактуальным. Мы все медлим с релизами, записываем и переписываем репетиции, слушаем их и думаем «как же круто», а, по сути, работаем в стол. Я вот брал уроки по барабанам у Игната Кравцова из Therr Maitz. И в 2019-м он мне включал записанный ими альбом, ещё без мастеринга, но уже собранный лонгплей. Потрясающий саунд, высший продакшн. «Должен выйти осенью», — говорил. Сейчас на дворе 2022-й, и мы видели лишь записи их концертов, да коллабы с трендовыми ребятами. Не знаю, хорошо это или плохо».
Про travvvma
«Мне очень трудно отделить сольное творчество от группы. Настолько, что ещё в марте демку «Россия тебе говорит» я скидывал в общий чат travvvma, к обсуждению, так сказать. Т.е. до 30 марта проекта Legooshtain не было. В январе мы основательно брались за ЕР из 4-х композиций, собрали структуру, аранжировку, оставалось курнуть, записать гитары, перкуссию, кое-где импакты набросать. Красивые песни, в двух имелся детский хор… Но в итоге, как минимум один из этих треков выйдет от Legooshtain. Иначе он рискует выйти сильно позже, чего я не хочу. travvvma в коме. Сколько это продлится, не понятно. Последние пару лет у всех нас были наполнены событиями, плохо повлиявшими на мотивацию и работоспособность. При этом у Димы (Мищенко, клавишник – прим. ред.) и Васи (Тамилин, гитарист – прим. ред.) есть собственные крутые идеи, которые с трудом укладываются в концепцию группы. Буду рад, если и они обретут публичную форму. Одно могу сказать уверенно: travvvma ещё зазвучит.
Мы как конструктор, который при переезде разобрался, и теперь нужно его пересобирать. Может, даже с помощью дополнительных кубиков».
LEGOOSHTAIN «Прямая речь» (Legooshtain, 2022)
Слова: Александр АРЛЯПОВ.
Основатель, барабанщик и автор текстов коллектива travvvma Ваня Легушев выпустил новый материал не под маркой группы, а в рамках своего нового сольного проекта Legooshtain.
После мощного старта в 2019-2020-м отличная томская (а потом уже по факту московская) группа travvvma как-то забуксовала. Понятно, тут сказалась масса факторов сразу: и пандемия, и «быт заел», то есть необходимость обустройства своей жизни (что для людей, сменивших место жительства, характерно вдвойне), личные проблемы и всякое прочее.
Меньше всего верится в условный творческий кризис и отсутствие новых идей – и релиз, который мы сегодня рассматриваем, стал отличным подтверждением прекрасного творческого потенциала.
Сразу замечу, что название нового проекта отсылает не только к автору, но и даёт некоторое (в меру ехидное) представление о референсах и стилевых ориентирах, так сказать. Ибо саунд в новом проекте Ивана отличается от трип-хоповых полотен travvvma в более мрачную и жёсткую сторону.
Альбом стартует наотмашь, с индустриально-электронных ритмов, в которых завязаны плавно перетекающие из одного в другой гимн и похоронный марш. Таким, весьма конкретным, образом трек «Россия тебе говорит» сразу обозначает альбом в качестве более чем прямого высказывания, в котором подача соответствует месседжу. И послание это считывается как приговор.
Ну а звук на мини-альбоме далее дрейфует от упомянутого раммштайно-подобного EBM до красивого финального трип-хопа с вальсовым ритмом («Вы позволите?»). Каждый из четырёх номеров – со своим сюжетом, своей драматургией, своими, если хотите, скелетами в шкафах.
Я попросил Ивана рассказать об этом релизе – и каждом из треков – подробнее.
Про альбом
«Планов выпускать настолько политический альбом у меня не было, но очевидно, что февральские события изменили планы и саму жизнь многих людей.
На ЕР «Прямая речь» выбор звука обусловлен материалом. Местами хотелось ещё злее. Умей я играть на гитаре, добавил бы пару рифов. Будь больше бюджет, и барабаны бы записал в студии. Надеюсь, на концертах это будет звучать живее. Что касается тенденций, то, скажем, звук «Быть войне», те части, где звучат речи политиков – это тот вектор, куда я методично двигаюсь».
«Россия тебе говорит»
«Басовая линия в «Россия тебе говорит» – это кусок демки для travvvma. Мне он очень нравился, и, пока совместный продакшн на паузе, я решил его тупо спиздить, отрезать и сделать на его основе другую песню. Не помню, как пришла идея с датами. Помню, что было плохо. И было ощущение, что плохо не мне одному. Плохо уже давно, и с каждым годом лишь хуже. Была мысль выпустить сингл, поместив на обложку вот этого пингвина (мем «е**ть спасибо на*уй»), но всё же не этот трек центральный, поэтому идею с мемом оставил. Звук толпы, кричащей «Россия» – сэмпл с митингов, проходивших в Хабаровском крае в 2020 году. В бридже – мелодическая пасхалка, довольно жёсткая. Она и раскрывает суть того, что, кому и при каких обстоятельствах говорит Россия. Цифры, которые произносит голос – это даты в истории моей страны. Да, даже «Боинг». Суд ещё идёт, но железяка, из которой стрельнули, – её путь следования мне кажется убедительным. В одну из песен группы Eskandera (томская инди-рок группа, в который играл Легушев в 2010-х – прим. ред.) я ещё в 2015-ом хотел добавить строки «тень самолёта ляжет на наши сердца».
«Быть войне»
«Решено твёрдо – быть войне». Фраза появилась вместе с мотивом, следом прилип бас, и примерно пару недель я размышлял над словами. Убедившись, что ничего более ёмкого, чем припев, по этой теме я написать не способен, решил вставить речи политиков. Дальше начал искать выступления, попавшие на плёнку, но из тех, которые можно связать с масштабными кровопролитиями. По большому счёту, выбор лиц был обусловлен наличием записанной речи. При этом Гитлера брать не стал – просто идёт он на*уй. Сталин публично был невыразителен. От Пола Пота разве что фото осталось. Африканские диктаторы тоже не записывались. Кстати, не помню почему не взял Ленина… рассматривал его точно. Так или иначе, четырёх мне хватило: Андропов, Черчилль, Джонсон, Путин. Все они легко сопоставляются с историческими событиями, когда одни люди строем и с песнями идут убивать других людей, персонально им ничего плохого не сделавших. На bandcamp есть полные версии текстов».
«Нам говорят»
«Текст для «Нам говорят» написан ещё в 2019-м. Думаю, многие помнят августовские кадры, где полицейские тащат в автозак девушку, и один из правоохранителей прикладывается ей кулаком под дых. Плюс, где-то в середине того года патриарх Кирилл сказал, что в России строят по три новых храма ежедневно. А школ в том же году было построено, кажется, 43. Всё это некие показатели, по которым само собой формируется представление об историческом периоде. В свою очередь, отношение общества к происходящему в общей массе формируется сверху. Сеть облучателей у нас уже такая, что Стругацкие бы ахнули. «Нам говорят» – гимн нашего общества, пусть частично что-то и понимающего, но шагающего в верном направлении».
Фото на обложке: Валерий Щеколдин «Портрет женщины из ПНИ в Ульяновской области», 1990 год.
«Вы позволите?»
«Фото этой женщины я увидел в статье «Медузы» (выполняет функции иноагента, по мнению властей РФ — прим. ред.), посвящённой фотографу Валерию Щеколдину. Впечатлился сильно. Особенно когда прочитал о подробностях быта постояльцев ПНИ. Образ беспомощного человека с ясным умом, запертого в палате, лёг в стихи. Тогда это действительно был монолог женщины, обращённый к посетителю. Уже работая над ЕР, я перенёс этот образ на себя, затем на остальных людей. Картина стала настолько явной, что показалось вполне логичным использовать эту фотографию в качестве обложки.
С февраля все мы будто в интернате.
А с Валерием Петровичем у нас вышла довольно объёмная переписка. Интересно поговорить с людьми старшего поколения, особенно если их взгляды отличаются от твоих».
Разговор наш альбомом не ограничился. Ваня рассказал о том, что происходит с группой travvvma, об особенностях творческого процесса и о будущем, которое скрыто в тумане.
Чего дальше ждать от Legooshtain?
«Следующим готовится к выходу сингл «Брат»: классическое минимал-техно в духе работ Кристиана Лёффлера. Правда, с голосом. Цикличный бас, прямая бочка, хэт на слабую долю, атмосферные синты – люблю это всё. Тем не менее, быстрое и прямое составляет лишь половину моих демо-записей, остальное – умеренное или даунтемпо. Вопрос лишь в том, как и нужно ли всё это выпускать?
Второй альбом Linkin Park «Meteora» собирали из более чем сотни демок, выбирая самый жир, а дебютник UNKLE «Psyence Fiction» писали на студии, буквально наскребали на альбом. У меня материала на три лонгплея. Ещё я стихи хочу почитать под музыку в стиле «Внутри» и «Вы позволите?». Также в черновиках есть несколько каверов, один на ММ (не знаю, считается ли кавером переделанный трек из ранее не опубликованных, но играемых на концертах?) (ММ – первое название группы Eskandera – прим. ред.). В общем, то за что будет поднято две руки, выйдет от travvvma, остальное – от Legooshtain. Но план ближайших релизов – что-то прямое в 120-130 bpm, с акцентом на ритм-секцию и тексты».
О вечной войне со временем
«Время – серьёзный противник творчества. Я играл в пяти более-менее собранных бандах, и везде одно и то же. Ты пишешь материал, он тебя здорово раскачивает. Играешь его в live, нарочно (или нет) тянешь с записью. Через год предпочтения в звуке и форме меняются, и то, что не успел записать, становится для тебя самого неактуальным. Мы все медлим с релизами, записываем и переписываем репетиции, слушаем их и думаем «как же круто», а, по сути, работаем в стол. Я вот брал уроки по барабанам у Игната Кравцова из Therr Maitz. И в 2019-м он мне включал записанный ими альбом, ещё без мастеринга, но уже собранный лонгплей. Потрясающий саунд, высший продакшн. «Должен выйти осенью», — говорил. Сейчас на дворе 2022-й, и мы видели лишь записи их концертов, да коллабы с трендовыми ребятами. Не знаю, хорошо это или плохо».
Про travvvma
«Мне очень трудно отделить сольное творчество от группы. Настолько, что ещё в марте демку «Россия тебе говорит» я скидывал в общий чат travvvma, к обсуждению, так сказать. Т.е. до 30 марта проекта Legooshtain не было. В январе мы основательно брались за ЕР из 4-х композиций, собрали структуру, аранжировку, оставалось курнуть, записать гитары, перкуссию, кое-где импакты набросать. Красивые песни, в двух имелся детский хор… Но в итоге, как минимум один из этих треков выйдет от Legooshtain. Иначе он рискует выйти сильно позже, чего я не хочу. travvvma в коме. Сколько это продлится, не понятно. Последние пару лет у всех нас были наполнены событиями, плохо повлиявшими на мотивацию и работоспособность. При этом у Димы (Мищенко, клавишник – прим. ред.) и Васи (Тамилин, гитарист – прим. ред.) есть собственные крутые идеи, которые с трудом укладываются в концепцию группы. Буду рад, если и они обретут публичную форму. Одно могу сказать уверенно: travvvma ещё зазвучит.
Мы как конструктор, который при переезде разобрался, и теперь нужно его пересобирать. Может, даже с помощью дополнительных кубиков».