Артемий ТРОИЦКИЙ «Back in the USSR» (Амфора, 2007)

Written by . Filed under Архив, Книги, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

troitskiyСлова: Александр АРЛЯПОВ.


«ДВАДЦАТЬ ЛЕТ – МАЛЕНЬКИЙ СРОК, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ Я СЛУШАЮ РОК…»*

Персона Артемия Троицкого уже много лет никого не оставляет равнодушным – его либо уважают и даже любят, либо поносят и не переваривают. Собственно, другого такого персонажа в стране ещё поискать!

Пятидесятитрёхлетний «селфмэйдмэн» профессионально писать о музыке начал ещё в 19 лет в приснопамятном журнале для советских тинейджеров «Ровесник» (а ещё до того – в школьном самиздате). В 80-е годы вовсю варился в андеграунде, организовывал разные концерты, писал статьи в самиздатовских журнальчиках, пытался пробить группы на ТВ, даже недолго репетировал в качестве басиста Звуков Му. Уже потом, в «пост-перестроечные» времена появились телепередачи «Программа А» и «Экзотика», появился журнал «Плейбой», куда пригласили главным редактором, появилась радиопрограмма «FM Достоевский».

Тогда же появились и книги. Самая первая из них вышла в английском издательстве «Омнибус Пресс» в 1987 году – двадцать лет назад. Предложение написать её Артемий получил годом раньше. Книга называлась «Back in the USSR». На родине она вышла лишь спустя 4 года под названием «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…». Книга в определённом смысле была революционна – это была первая попытка хоть как-то систематизировать, и если не анализировать, то хотя бы описать явление под названием «русский рок» (а с тем, что в то время он действительно был явлением, способным влиять на умы и умонастроения, не поспоришь).

Потом, после Троицкого, появилась сначала тоненькая струйка, с годами превращавшаяся в постоянный поток книг – мемуаров, энциклопедий, биографий и т.д. Анализа и описания стало больше, хотя предмет описаний заметно подусох и истощал: «иных уж нет, а те далече». Иных действительно уж нет (Башлачёв, Майк, Цой, Курёхин, Дюша, Свин, Янка, Кормильцев, Летов), а те и в самом деле далече (причём «далече» в самом разном понимании, от чистой географии, как Вася Шумов или Андрей Отряскин, до «далёкости» от музыкального процесса или просто – от себя тогдашних…).

И вот на этом фоне вышло переиздание этой книги – пионера всей нашей рок-музыкальной литературы. Спустя двадцать лет издательство «Амфора» выпустило её в первозданном варианте. То есть, сначала автору предложили поработать над книгой, дополнить, дописать и т.д. Но Троицкий делать этого не стал. И правильно, что не стал. Книга хороша как документ эпохи. Той эпохи. Когда рок был откровением, способом дистанцироваться от системы, а то и вовсе объявить ей войну.

ak-troickiy

А про нынешнее положение дел автор высказался в послесловии. «Объективная российская рок-реальность такова: музыка, в общем и целом, не стала хуже… Проблема в том, что звучит она в совершенно ином контексте. По заветным партизанским тропкам пошли толпы – с остановками на спонсированных пивных фестивалях. Рок стал медиа-ёмок и экономически зависим; а в России, к сожалению, где экономика – там и политика с администрацией. Поэтому, как бы не вдохновляло бунтарские настроения наше нынешнее уродовластие, рок-н-ролл в качестве медиума протестной энергии уже не срабатывает… А партизанские тропки теперь пролегают по иным, и, наверное, даже не музыкальным, территориям».

Как говорится, ни отнять, ни прибавить.

_________

* (с) строчка из песни БГ.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*