Фестиваль нового искусства #4 в «Аэлите»

Written by . Filed under Архив, Видео, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

IMG_395614 декабря в «Аэлите» прошёл 

ФЕСТИВАЛЬ НОВОГО ИСКУССТВА #4.

Предлагаем вам наш отчёт.

Слова Екатерины СТАРИКОВОЙ, фото Павла РЫСКАЛЕНКО, видео Вячеслава ВТЮРИНА

 


современное искусство | экспериментальный театр | импровизационная музыка | аудио-визуальные перформансы | современный танец 


IMG_3977

В основе фестиваля проект Лаборатория нового искусства, существующий в зрелищном центре уже более года. Именно с выступления лаборатории в большом зале «Аэлиты» с темой «Контингентность» и открылся фестиваль. Тем самым, центральное его событие хронологически оказалось вначале, задавая границы пространства нового искусства. Сам термин «контингентность» отсылает к работе французского философа Квентина Мейясу «После конечности». Там, к примеру, он говорит о том, что контингентность это «знание о возможности-быть-иной какой-либо вещи в этом мире». Это знание дается зрителям с трудом, но именно таким и должно быть восприятие нового искусства: оно не должно вызывать приятные воспоминания и создавать узнаваемые образы.

Напротив, зрителю должно быть неудобно, неловко, сложно, но с этим он и должен работать – именно так возникает знание.

IMG_3850

Текст может быть лишен смысла, голос – звучания, рисунок – образа, танец – движения. Искусство может быть иным, и нам следует знать об этом.


Если сравнивать этот фестиваль с тремя предыдущими фестивалями нового искусства, можно обозначить некоторые изменения. Герман Преображенский ушёл от текстопроизводства (на первых лабораториях можно было слышать нечто вроде лекции), голос остался, но он существует вне логоса, он мутировал в сторону рисунка и звука. Рисунок заменяет исчезающие слова, Аксинья Сарычева создаёт его быстрым движением, ярким сконцентрированным штрихом: рисунок есть слово. Танец не захватывает внимания, он становится расчленённым. В какой-то момент в свете сцены появляется и замирает нога или рука танцующего (Екатерина Мосалева). Тело лишилось движения, стало подобно образу на рисунке, особенно явно это считывается в самом конце сета, когда рисунок чертится по распахнутым рукам и животу танцовщицы.

IMG_3842

Искусство контингентно, и теперь мы знаем об этом.


Далее в малом зале, в более камерном пространстве, мы слушали Цайзера и Главанакова с модным речитативом на экзистенциально-политические темы и экспериментальным минималистичным битом. Начало было особенно бодрым, и раскатистость звучания текста вызвала ассоциацию со стихами Маяковского.

Снова большой зал и сет «Промышленное производство» от Гены Квиткова за пультом. Было ощущение, что это не Гена, но колдующий в пещере тролль – длинные пальцы, сгорбленная фигура и свет создали такой образ.

«Апофеоз вещей» – это серия шумовых экспериментов Дениса Владимирова и Алексея Нестеренко (группа Спираль Времени), где особое впечатление произвёл почему-то звук швейной машинки: он сработал как запах у Пруста, погружая в детские воспоминания. Звук блендера, напротив, был на поверхности повседневности.

«Веселящий глаз» – бодрое звучание середины фестиваля. Коллектив Lavalampa в режиме импровизации, захватывающей и тонизирующей. Это выступление вызвало самые громкие аплодисменты публики.

«11» – экспериментальный проект от bSICtransit. Суть его в том, что пятнадцать гитаристов в течение 11 минут с равной периодичностью и синхронно повторяют одну и ту же ноту. Этот эксперимент продолжает линию, начатую с исполнения In C Терри Райли, и сдвигает музыкальный эксперимент в перформативность. Результат – вслушивание в чистое многотембровое звучание, льющееся как водопад, ощущение света и единения.

Малый зал. «Чёрные тетради» – поэтически-художественный перформанс от Влада Ридоша (проект Interna Mongolio). Участники: Аксинья и Вероника Сарычевы, Герман Преображенский. Чтение декадентской лирики, объединенной темой смерти и эстетизацией умирания в духе Рембо, Бодлера и Головина, чередуются с серией рисунков на исписанных поэтическими текстами листах. Рука художника записывает за говорящим, на непонятном фигуративном языке, фиксирует речь, редуцирует её до уровня мёртвого знака.

Холл. Замечательный пластический перформанс от группы «Три П», исследование другого и другости. Все в стилистике Трипа: долгие молчаливые стояния лицом к стене, причудливые переплетения тел на полу, анемичные лица перформеров, указывающие на другую реальность происходящего. Сложный, спокойный и вовлекающий зрителя в происходящее процесс исследования взаимоотношений продлился без малого 40 минут, начавшись в помещении Книжного клуба и продолжившись в холле.

IMG_3948

Завершает Фестиваль настоящий полноразмерный спектакль по прозе ОБЭРИУтов. Тексты Хармса, Введенского, Заболоцкого пропущены через сценические характеры, уводят зрителя в парадоксальную атмосферу образов и мирочувствия объединения. Это экспериментальный, экспрессивный театр «Категория», унаследовавший лучшие достижения Арто и Брехта и претворяющий их на томской сцене. Коллектив молодой, интересный, со своим характерным почерком. Зрители с большим интересом и вниманием отнеслись к этой постановке, которая послужила мощным завершением Фестиваля.



20161214_


 

Один комментарий

  1. Игорь
    Опубликован 24.12.2016 в 20:56 | Прямая ссылка

    Довольно странно выборочное упоминание участников ЛАБоратории в начале самом, по крайней мере за визуальный ряд отвечало двое: Аксинья Сарычева и Анна Бакшаева… https://vk.com/bsictransit?w=wall-60325309_510/all

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*