-
Страницы
Музыка больших экранов
Рецензии
Новости
Галерея
Комментарии
- DimLight к записи R.I.P. — Умер Glen Porter
- Александр Арляпов к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- agfn к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- Александр к записи R.I.P. — Умер Лу Рид
- макс к записи Разговор с Фео, или Психея в Томске
Администрирование
Контакты
-
Мнение авторов не равно мнению редакции. При перепечатке и цитировании авторских материалов — ссылка обязательна.
Leonard COHEN «Old Ideas» (Sony Music, 2012)
Слова: Александр АРЛЯПОВ.
Есть в жизни что-то, что не тускнеет и не портится с годами. Есть люди, к которым прислушиваешься с изначальным пиететом; есть артисты, к творческом потенциале которых не сомневаешься независимо от их возраста.
Да что возраст! Стареть ведь тоже можно по-разному: и самый знаменитый в мире канадский старик служит живым примером красивого старения – он не бронзовеет с годами, не превращается в памятник самому себе, не суетится и не мелькает там и сям. Достойная старость достойнейшего из мужей.
Если о прочих камбеках мастодонтов и динозавров принято обычно рассуждать в терминах типа «снова в форме», «обрёл второе дыхание» и т.п., то в случае с Коэном эти клише просто не работают – форму он и не терял, что с лихвой продемонстрировали два мировых тура последних лет, подарившие нам в том числе и сильнейшие концертные записи «Live In London» и «Songs From the Road». Но концерты – это одно, а первый за 7 лет альбом с новым студийным материалом показал, что и с творческой потенцией, теми самыми «старыми идеями», у Леонарда всё в порядке.
Как заметил сам артист:
«В его основе старые идеи, старые – можно даже сказать, неразрешённые – вопросы, которые кружатся в моём сознании и в сознании нашей культуры».
Поэзия как всегда на небесной высоте. Печаль светла; Манхэттен и Берлин давно взяты, а отель «Челси» остался где-то в прошлой жизни, аллилуйя; не надо прогибаться под мир, который подходит к концу таким, каким мы его знали. Простые слова, вечные истины, старые идеи благородного старика проникают в самое сердце. Музыка же стала как будто ещё минималистичнее, позволяя сосредоточиться на сложных текстах, нашёптываемых вкрадчивым хрипловатым голосом.
Выдержанная в духе традиционного буколического фолка «Banjo»; мрачноватая «Darkness», способная составить славу Нику, например, Кейву; фолк-блюзовая и очень дилановская «Crazy to Love You»; совершенная в своей просветлённой отрешённости и лаконичной красоте «Amen», совсем чуть-чуть сдобренная скрипкой; наконец, завершающая диск очень коэновская «Different Sides», с характерными проникновенными женскими бэк-вокализами.
За бэк-вокал, как и прежде, отвечают сёстры Уэбб; да и вообще команда, с которой писался диск, не претерпела сильных изменений по сравнению с предыдущими дисками – вновь среди ближайших помощников подруга певца Анжани Томас, а также соавторы музыки и продюсеры Шарон Робинсон и Патрик Леонард. Разница лишь в том, что на сей раз они достигли заоблачных высот по части максимальной выразительности при минимуме используемых средств.
Ну и, конечно, этот сражающий наповал, трогающий за что-то глубоко внутри, вокал. Каюсь, я в принципе неровно дышу к низким мужским вокалам, хрипловатые баритоны сводят меня с ума – упомянутый Ник Кейв, какие-нибудь Tindersticks или The National – но Леонард Коэн тут вне всякой конкуренции. Его негромкий, бархатно поскрипывающий голос – голос человека, которому ничего никому не надо доказывать криком, воем или надрывом.