Наталья КУРТУКОВА «Рок-н-ролл на Южной» (Томск, Изд-во ТУСУР, 2019)

Written by . Filed under Архив, Видео, Книги, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

рок-н-ролл на южнойСлова: Александр АРЛЯПОВ.


Небольшая по объёму (152 страницы) книга Натальи Куртуковой (Жиляковой) «Рок-н-ролл на Южной. Воспоминания и размышления о девяностых, о музыке и о нас», выпущенная в 2019 году, стала, по сути, первой ласточкой в большой и важной истории.

Надо сказать, книг о музыке в Томске пишут и издают совсем немного и нечасто. На моей памяти такое случалось пару раз — если иметь в виду небезызвестный роман Макса Батурина и Андрея Филимонова «Из жизни ёлупней» (изданный Адреем Олеаром вариант был дополнен дорожными заметками Филимонова о гастролях с Нелюбова Бэнд по ближнему зарубежью), а также разные творения Юлия Буркина (в соавторстве и нет) о группе The Beatles. И то, и другое уже было ранее отмечено дипломами «Нового Рока». Отметили мы и книгу Натальи, о которой хочется рассказать чуть подробнее.

жилякова с книгой

Автор со своим детищем

Доктор филологии, завкафедрой ВШЖ ТГУ и супруга бывшего гитариста Передвижных Хиросим решила обратить взор на эпоху свободы – девяностые, когда «каждый занимался тем, чем он хотел и мог заниматься», и на которую пришлись студенческо-тусовочные годы автора. Книга, при том, не стала мемуарной в чистом виде.

С одной стороны, Наталья пообщалась с десятком персонажей разного калибра из эпохи андеграунда 1990-х: от собственного мужа Артёма Жилякова, литератора и журналиста Андрея Филимонова, музыкантов Витяя Блащицына и Романа Шамолина – до целой плеяды активных тусовщиц, в те годы разделявших компанию Натальи в походах на концерты и фестивали, в общении с музыкантами, поэтами, художниками и прочими подпольными творцами и т.д.

С другой стороны, под рубрикой «Интермеццо» были включены в книгу и несколько готовых текстов, в том числе архивное интервью А. Филимонова с Вячеславом Шатовым, лидером группы Передвижные Хиросимы, отрывок интервью (уже из 2000-х) лидера Детей Обруба Виктора Шестакова, а также один материал из «Нового Рока» — большое интервью с вокалистом Будней Лепрозория Глебом Успенским (печаталось в 1-2 №№ нашего ещё бумажного журнала в 2008-2009-м).

Иными словами, книга получилась своеобразным пёстрым дайджестом, мозаикой, сложенной из отдельных кусочков большого пазла под названием «томский андеграунд».

Как справедливо отмечает во вступлении автор – она обратилась, большей частью, к людям одного круга и, соответственно, оптика книги выхватывает яркую и интересную, но всё же часть общей картины, так или иначе вращающуюся вокруг Детей Обруба и Хиросим. Именно потому хочется считать книгу скорее первым шажком в правильном направлении — тема богатая, что называется, непаханная, её стоит возделывать и культивировать, ибо не счесть алмазов в этих самых архивных закромах.

001book003book

Пожалуй, единственным недочётом книги (вполне, однако, объективным) стоит считать качество иллюстративного материала: отыскать исходники фотографий довольно сложно, приходилось брать оцифрованные копии из личных архивов, а также из нашего журнала и архивного паблика Вконтакте

Огромное множество интереснейших томских фигур и явлений той эпохи явно заслуживают подробных описаний (иных уж нет, а те далече, но стоит ловить момент, пока многих ещё можно вывести на разговор). Покойные Слава Шатов, Макс Батурин и Саша Скуратов, путешествующий Ник Федяев, вполне здравствующие Глеб Успенский, Юлия Шерстобитова (Фролова), Лена Кузнецова, Сергей «Тен» Тендитный, Андрей Труш, Евгений «Джон» Кузьмин, Сергей Фреер, Спартак Лисицин, Елена Заславская (Газукина), Пётр Гавриленко, Дмитрий Беляев, Саша «Колбыч» Колпаков, Андрей «Зая» Зайцев… Этот ряд продолжать можно долго, протягивая ниточки к другим тусовкам, пластам, средам, формациям, «волнам» и т.д.

Отдельно замечу, что жанр «беседы с тусовщиками» тоже таит в себе массу интересного – неожиданные ракурсы, любопытные детали, редкие воспоминания людей, непосредственно погруженных в ту среду и одновременно как бы наблюдавших многих тогдашних гуру и героев со стороны. Этот взгляд чем-то сродни воспоминаниям мамы Гребенщикова или, скажем, главы британского фан-клуба The Beatles.

Во многих городах сегодня выходят подобные издания, в которых представлена прошедшая эпоха, и таким образом воссоздаётся картина российских музыкальных «девяностых». Локальная история заслуживает своих летописцев и бытописателей – где-то с этим складывается более удачно, где-то менее. Можно вспомнить соседний Новосибирск, в котором сначала случилось несколько довольно успешных документальных кино-проектов, а позднее, на основе одного из них – «Следы на снегу» – вышло и подробнейшее книжное издание. Но мне кажется даже ещё более показательным пример Екатеринбурга. Вот где мифология городского андеграунда и история движений разработаны вдоль и поперёк! Не в последнюю очередь благодаря энтузиазму издательства «Кабинетный учёный», выпустившего и локальную рок-энциклопедию, и «Историю Свердловского рока 1961–1991», и множество других книг на тему. Но и не только: даже история приезда в город с подпольными гастролями Майка Науменко и Виктора Цоя в 1983-м получила своё книжно-мемуарное воплощение авторства Елены Пудовой, выпущенное питерским издательством «Геликон-плюс».

Как тут не вспомнить не менее мифологизированную историю с приездом в Томск группы Зоопарк в перестроечные годы и квартирником Майка в общаге ТГУ! Вот бы тоже нашёлся летописец этих «преданий старины глубокой»! Чтобы Томск занял своё заслуженное место на карте истории российского музыкального и  около-музыкального подполья.

Не секрет, что город наш всегда словно вываливался из некоей стройной картины – начиная с того момента, как его обошла стороной Транссибирская магистраль, и вплоть до нынешних культурологических исследований явления т.н. «сибирского панка», в которых томским группам зачастую не находится места.

P.S. Книгу можно свободно скачать в pdf-формате; любители же традиционной бумаги могут заказать её в магазине «Выргород».


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*