Последний вагон, или Финальный фестиваль Street Vision X

Written by . Filed under Архив, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

5F3B1788Слова: Александр АРЛЯПОВ и Елена ЖЕРДЕВА.

Фото: Павел РЫСКАЛЕНКО, Наталья ФЛОРОВСКАЯ и Константин КОНДРУХОВ.






17 сентября в Томске прошёл юбилейный, десятый Фестиваль уличного искусства, музыки и новой городской культуры Street Vision X.

Он был заявлен как финальный – ещё в прошлом году организаторы устами изобретателя SV Ивана Ларионова заявили о том, что история этого яркого события подходит к концу, и десятый фест станет последним.

Можно много спорить, правильно ли это – но по мне, лучше так, уйти красиво, в расцвете творческих сил и организационной потенции, нежели постепенно скатываться в немощь, дряхлеть и превращаться в жалкое подобие себя. Да и окружающая действительность оставляет всё меньше пространства для манёвра любой независимой творческой инициативе. Но не будем о печальном (о нём и так неизбежно придётся вспоминать в нашем повествовании).

В этот раз фестиваль проходил один день (вернее, сутки – с 10 утра 17-го по 10 утра 18 сентября). Что не помешало посетить его примерно 6 тысячам человек (по предварительным приблизительным данным организаторов). Очередь на входе в бывший цех завода «Манотомь» на углу Комсомольского проспекта и улицы Енисейской стояла весь день – и напоминала очередь к Мавзолею в советские времена.

Музыкальная программа в этом году была весьма насыщенной – несмотря на то, что от заявок от музыкантов решено было отказаться. По сути, музыкальную часть фестиваля можно условно поделить на четыре составные части. Три из них проходили на главной сцене – Manometer Stage: это дневной шоукейс от нашего журнала с разными и интересными представителями локальной сцены, а также вечерний концерт хедлайнеров из Питера KUTMAN и 3H COMPANY, и ночной рейв «Etérnal» (с лайнапом из новосибирцев, красноярцев и москвичей). Параллельно с ними имела место и отдельная, четвёртая составляющая: днём и вечером она была представлена хип-хоп площадкой, курируемой ребятами из Fau-Fau (где проходили дэнс-батлы, сеты DMC, диджейские джемы и выступления рэперов), а ночью – второй сценой рейва, на которой зажигали диджеи из группировок IZBAAAH и Soundgeeks.

Что касается нашего шоукейса, то история тесной дружбы журнала «Новый Рок» с фестивалем Street Vision насчитывает чуть меньше лет, чем самому фесту – девять, ибо впервые нам довелось делать в рамках SV концертную программу в далёком 2013-м, в ДК общества глухих на Степановке (с группами LTL, Mushroom Hill и Nintendo Pandemia). Уже в 2014-м «Новому Року» выпало испытание: сформировать всю музыкальную программу на пять дней фестиваля, которая включала три десятка групп (в т.ч. FPRF, Почему коммутатор молчит, Plane Passenger, Jane Doe, Звёзды, Бумажные Тигры, Убийцы, Сломанный Воздух, Молчание Моря, SunДали и т.д.). В 2015-м – вновь концерт, с The Jack Wood, Heartskin и CVPELLV, от «Нового Рока» и Street Vision, на сцене клуба «Театро». В 2016-м – шоукейс с «Эрой Рыб» Натальи Нелюбовой, Цайзером, Lavalampa и Priroda. В 2017-м автор этих строк прочитал на SV лекцию о томской музыкальной журналистике.

К слову, о лекциях – в этом году лекция тоже случилась. В рамках образовательной площадки от Высшей Школы Журналистики ТГУ я вновь рассказывал о прошлом, настоящем и, надеюсь, будущем музыкальной журналистики в наших пенатах.

Кроме того, специально к финальному фестивалю команда ВШЖ ТГУ совместно с организаторами запустила в интернете сайт-музей о десятилетней истории фестиваля. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с этим уникальным собранием раритетных фото и видео и личных свидетельств людей, причастных к историческим уже событиям.

Но вернёмся к шоукейсу. Если помните, в прошлом году наш шоукейс на Street Vision сорвался из-за ковидных ограничений: фестивалю отменили большую опен-эйр площадку в ТВЗ в Академгородке, где должен был пройти наш шоукейс с участием групп НЕМОЙ, ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, DAK HOUZE и К СОЖАЛЕНИЮ. Нет ничего удивительного в том, что в первую очередь в этом году хотелось дать выступить этим группам, «пролетевшим» мимо феста в 2021-м. Но и тут всё шло отнюдь не гладко. Два из четырёх коллективов выступить не смогли: группа НЕМОЙ отказалась из-за концептуальных соображений, а группа К СОЖАЛЕНИЮ не успела подготовиться из-за больничного одного из участников. Мы придумали мощную замену – Наталью Нелюбову с проектом ЭРА РЫБ и героев томского пост-панка и дрим-попа БУМАЖНЫХ ТИГРОВ (у которых, к тому же, этой осенью юбилей – 10 лет). Но не тут-то было: у Натальи даты фестиваля совпали с поездкой к родне в Бишкек, а ТИГРЫ за месяц до феста сообщили, что не смогут из-за релокации части участников. Далее сорвалась и приглашённая группа BEAT MIND – опять неувязка с датой фестиваля. В итоге лайнап шоукейса пополнили группы KEYRAMIKA и ИГРУНКА, а также УЗНИЦА СОВЕСТИ. В последний момент вместо К СОЖАЛЕНИЮ добавился и электронный проект K-REGEN (таким образом, хотя бы половинка Эры Рыб, в лице Юры Латыпова, всё же выступила на сцене феста). Отдельно отметим, что двум участникам пришлось выступать в изменённом составе: DAK HOUZE – в виде дуэта, а ИГРУНКА срочно заменила одного из участников.

5F3B1971

Но далее дадим слово нашей корреспондентке, Елене ЖЕРДЕВОЙ, с её подробным рассказом о том, как прошёл шоукейс.


На фестиваль можно было попасть уже с 10 утра, с полудня начинались лекции, я подошла примерно к 13:00, и, конечно, попала в очередь. Пока стояла, предвкушала увидеть нечто интересное. Попав в большие железные двери, ощущаешь запах мяса (от фудкортов), сырости и завода. Слышится шум и треск колёс, бьющихся по треку самокатов – это я медленно прохожу вдоль большой  рампами, на которых катаются и делают трюки на самокатах, скейтах и велосипедах. Дальше, по левой стороне, почти в плотную друг к другу – палаточки-маркеты, обвешанные праздничной иллюминацией. По правой стороне – образовательная зона: вижу декана факультета журналистики Илью Мясникова, он рассказывает сидящим на стульчиках людям про то, как делали фотографии для журнала «Бит».

Слышу красивый джаз и иду на звук – это уголок ретро: пластинки крутятся на проигрывателе, предваряя выставку потрясающих ретро-авто, на которые можно было бы любоваться бесконечно.

Кругом всё больше и больше стильного. Кусты каких-то растений, растущих прямо из бетона. Говорящий робот-петух. Наверху, за дверью с надписью «женская раздевалка» проходят танцевальные батлы, множество людей стоят и сидит на разукрашенных коробках, болея за танцоров. Бесконечные коридоры, комнаты, в каждой из которых что-то необычное, и вот я попадаю в большой зал, где потихоньку начинается концерт.

5F3B2138

На сцену, стоящую ромбом, вышла первая группа шоукейса «Нового Рока» – KEYRAMIKA. Публика потихоньку подтягивается на звук, кто-то подпевает, танцует. KEYRAMIKA отлично вписываются в окружающую обстановку, их творчество как будто специально создано для этого места. Звук отстроен великолепно, музыка разносится по всему залу, но не бьёт по ушам, а попадает прямо в сердце. Если кричать, слышишь своё эхо. Людей ещё мало, но видно, что им очень нравится, на лицах улыбки, однако ближе к сцене особо никто не подходит. Музыкантам, наверное, обидно, ведь они так стараются.

5F3B2059

Солист (Станислав Борисов – прим. ред.) между песнями живо общается с аудиторией, по-настоящему разогревая публику: «Сейчас прозвучит «Песня без названия» или давайте потанцуем под «Африку», она будто мятная песня, давайте порадуемся». Финальной звучит песня «Лето» с одноимённого последнего альбома, ощущения непередаваемые. Под звуки этой песни я уже осознала, что фестиваль Street Vision получился!

5F3B2204

Три часа дня, на сцену выходит следующая группа – DAK HOUZE – в зале становится всё больше зрителей. Внезапно группа выступает в формате дуэта: вокалист и барабанщик Влад Титов и басист Кирилл Сороквашин (гитарист и вокалист Игорь Кропотин не смог принять участие по причине отсутствия в городе – прим. ред.). Видимо, им пришлось поработать над партиями, чтобы заполнить отсутствующую гитару, но зрителям нравится, а музыканты играют профессионально, мощно и практически безупречно. В случае с DAK HOUZE большое помещение и очень сильное эхо внесли свои коррективы – возможно, материал слушался несколько тяжеловато и неразборчиво с некоторых мест в зале, и всё же по реакции слушателей было видно, что они довольны. Ну а музыканты не только получили колоссальный новый опыт, но и бурю приятных эмоций, которые они обычно делят на троих, а в этот раз каждому досталось чуть больше.

Photo: Konstantin Kondrukhov

Мощная музыкальная часть, составленная «Новым Роком», в самом разгаре – и на сцену выходит третья группа, пост-панк трио под названием ИГРУНКА. Встреченное радостными возгласами выступление началось очень бодро и многие слушатели пустились в пляс. Музыканты давали со сцены энергетику и драйв, активно выражали свои эмоции, и зрители устраивали свой перфоманс.

Photo: Konstantin Kondrukhov

Следующими готовится группа ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. В начале выступления Гена Квитков зовёт всех поближе к сцене и зал, наконец-то, становится более заполненным. Первой песней звучит «Разговаривать с тобой»: ритм-секция работает отменно, звучит красивое гитарное соло. Звук группы определённо стал плотнее и ярче с приходом басиста Юры Латыпова. В зале раздаются крики: «О**енно!». Эту группу в Томске уже неплохо знают и любят. «Сейчас будет песня про секс, поднимите руки у кого он есть. О, я рад, довольно много рук».

Photo: Konstantin Kondrukhov

Гена орёт, активно перемещается по сцене, закуривает под песню «Мой друг никотин», да и остальные участники группы весьма эмоционально ведут себя на сцене. В какой-то момент мы слышим даже панковский кавер на Земфиру. «Нам нужен слэм!», — говорит Гена. Правда, до слэма дело не доходит.

ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ сменяет УЗНИЦА СОВЕСТИ. Она исполняет свои саркастические тексты, читает, поёт или гроулит – не всегда понятно, но очень интересно. Немного похоже на Барто. «Так умирают герои». «Фестиваль «только сегодня», — говорит Узница, — «Но в-основном будет про наркотики и боль». Около сцены тусуются девочки, издалека слышны овации.

Час назад Юра Латыпов выступил с ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ – и вот уже выходит на сцену со своим электронным проектом KREGEN, известным томским любителям музыки в жанрах дабстеп, глитч и пост-дабстеп. Эти минималистичные композиции строятся на классических хип-хоп ритмах, перемежающихся с так называемыми «заумными» глитч-битами с характерными щелчками, взятыми из IDM музыки. Во многих треках басовые партии играют на низких частотах, это «качает» и, порой, пробивает тебя сабфуфером насквозь, а звуки проникают в каждый уголок твоего мозга. На этой прекрасной ноте шоукейс «Нового Рока» закончился.

Photo: Konstantin Kondrukhov


Далее на Manometer Stage был концерт хедлайнеров. С ними тоже при подготовке фестиваля была масса непростых историй, и в более подробном изложении они ещё найдут своё место на страницах упомянутого выше сайта-музея Street Vision. Пока же опишем вкратце лишь общую канву событий.

По факту заниматься хедлайнерами и вести с ними переговоры в этом году выпало также мне. Изначально (с прошлого года) обсуждалось много потенциальных гостей феста – начиная с Монеточки и Кровостока (которые «отпали» после известных событий). Параллельно проговаривалась и идея с привозом «бывших томичей» (в т.ч. ПОЗОРОВ, KUTMAN, ZARYA, CVPELLV и т.д.). В итоге остановили выбор на двух очень интересных группах: культовом абстракт-хип-хопе от 3H COMPANY и набравшем неплохую популярность в последние пару лет электронном хип-хоп дуэте АИГЕЛ. Условия их привоза оказались вполне лояльными, плюс к тому, в обоих принимает участие Илья Барамия, что тоже облегчает дело в самых разных аспектах. Но не тут-то было – уже после запуска рекламы с упоминанием этих групп и даже после перечисления гонорарного аванса, представители властей сообщили организаторам, что группа АИГЕЛ попала в новые списки т.н. «не рекомендованных» артистов. Полторы недели попыток сохранить их в лайнапе феста окончились ничем. В мэрии намекнули, что хоть «маски-шоу», конечно, не будет, но «последствия будут». С тяжёлым сердцем пришлось объявить об отмене АИГЕЛ, что вызвало массовое огорчение публики и целый ряд возвратов билетов.

После этого мы вспомнили про вариант с «бывшими», а, как известно, «бывших томичей не бывает». В сжатые сроки удалось договориться с Сашей Кутман (Клоковой) о привозе её новой группы KUTMAN (о которой наш журнал уже писал). Отдельное спасибо скажем томскому литератору Андрею Олеару за помощь в оперативной покупке авиабилетов для группы.

Итак, хедлайнерами по факту стали две группы из Санкт-Петербурга, KUTMAN и 3H COMPANY.

Photo: Konstantin Kondrukhov

Группа KUTMAN в её лайв-варианте представляет собой трио, в которое, помимо самой Саши, входит «лучшая часть» питерской группы Junkyard Storytellaz – клавишник Пётр Разумовский и барабанщик Миша Захаров. Мощные и драйвовые записи (последняя из которых, сингл «Туман», вышла минувшим летом), как оказалось, не передают всего того яркого напора, плотного саунда в духе NIN и, конечно, яростно-энергичного сценического шоу от Саши, которые обрушились на зрителей со сцены.

5F3B9700

Музыканты входили в раж, Саша металась по всей сцене, карабкалась на колонки фронта, падала на колени, орала, завывала, стонала – а мне пришла на ум простая, в сущности, мысль: «Вот она, наша Бьорк». Саша меж тем возмущалась стоящей колом публикой: «Двигайтесь, что вы как мёртвые?!». Публика смотрела влюблённо и почти не двигалась. Что поделать, такова участь всех «послов рок-н-ролла в неритмичной стране».

Photo: Konstantin Kondrukhov

Следом на сцену вышли Миша Феничев (чьи корни, как выяснилось в разговоре, уходят в наши веси – его мама родом из Парабели) и Илья Барамия – вместе группа 3H COMPANY. Пару лет назад эта новая инкарнация культового абстракт-хип-хоп проекта 2H company вернулась к жизни и напомнила, кто тут царь горы в мире заумно-интеллектуального хип-хопа. Многие томские фэны и в мокрых снах не надеялись на приезд кумиров в наши пенаты – тем радостней было исполнить их мечты! «Космос», «Семь жизней», «Филип Дик», «Майор Паранойя», «Огурец мозга», «Адекватно», «Люди в чёрном» и все остальные легендарные треки, в том числе и новый сингл «MYSUKA», всё прозвучало в полуторачасовом сете.

Отдельно порадовал выход «на бис» с композицией «Рэп больше не кал» – по словам артистов, у них вообще не было привычки выходить на бис, но здесь они решили уступить неподдельной реакции публики, скандировавшей «ещё!».

5F3B9795

Затем был ещё ночной сибирский рейв «Etérnal», подаривший томским адептам электронной музыки все оттенки техно, вплоть до самых жёстко-индустриальных. Среди дружной команды рейверов на сцене появлялись как гостья из Москвы Маша Веретенникова (aka проект CPSL), так и наши старые знакомые, скажем новосибирцы Dyad и Approach (Женя Гаврилов впервые выступал на Street Vision ещё в 2014-м, в составе новосибирской шугейз-группы FPRF, а затем, уже как Dyad, приезжал в гости и к «Кедровому Саунду», и к Zen). Одновременно с гостями, на второй сцене играли томские адепты бэйс-музыки.

5F3B9912

Финальный SVX, однозначно, удался – и запомнится таким: ярким всплеском эмоций и правильным сочетанием атмосферы, места, команды, программы и публики. Мы словно успели вскочить в яркий последний вагон поезда, неумолимо уходящего в тёмную пасть туннеля, за которым неизвестность.

5F3B9908


Полный лайн-ап фестиваля

Шоукейс журнала «Новый Рок» — локальные группы:

14:00 Keyramika (indie)
15:00 Dak Houze (stoner, garage rock)
16:00 Игрунка (punk)
17:00 Домашние животные (emo punk)
18:00 Узница Совести (punk rap)
19:00 K-regen (electronic, post dubstep)

Концерт Street Vision X – хедлайнеры из Питера:

20:00 Regina Company – Не просто танцы (performance)
20:10 Kutman (alternative, electronic)
21:00 3H Company (abstract hip-hop, idm)

Etérnal — техно-рэйв с диджеями из Сибири и Москвы:

23:30 dyad x approach live
00:30 ARTE
01:00 houdant x простой человек
02:00 zenin
03:00 Cpsl (msk)
04:00 keatzy
05:00 loewa
06:00 dead yucca x payn
07:00 khors666
08:00 quwer
09:00 orbwd
10:00 caxe x le soleil eternel

IZBAAAH stage:

THROWY & MOON
13.WEBP (Soundgeeks)
PUMONEMOV (izbaaah)
BAKED MILK (Soundgeeks)
DEFAULT_TIMA (izbaaah)
DUCKER (Soundgeeks)
SEYUMBEKE (izbaaah)


Шоукейс «Нового Рока». Фото: Павел РЫСКАЛЕНКО.


Шоукейс «Нового Рока». Фото: Наталья ФЛОРОВСКАЯ.


Фестивальный репортаж. Фото: Павел РЫСКАЛЕНКО.