«Очи чёрные» через призму авангарда, или Boris Savoldelli в «Конце Фрунзе»

Written by . Filed under Архив, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

dsc_9756-2В последний день октября в томском камеди-пабе «Конец Фрунзе» выступил весьма редкий гость для наших широт – итальянский авангардный вокалист Борис Саволделли.

И пусть его концерт не собрал огромных толп почитателей, но определённо стал СОБЫТИЕМ нашей музыкальной сцены.

Слова: Александр АРЛЯПОВ.

Фото: Наталья БОЧКОВА.

dsc_9874-2

«Очи чёрные» через призму авангарда, или Борис Саволделли в «Конце Фрунзе»

Лично мне его творческий метод во многом напомнил работу с голосом и его обработками знаменитого Dub FX, но, в отличие от австралийского битбоксера, у Бориса явно иные музыкальные ориентиры – не хип-хоп и рагга, но джаз, рок и авангард, в диапазоне от Луи Армстронга до Фрэнка Заппы. Не случайно он вхож в круг Джона Зорна и его коллег.

Борис умеет очаровать и искушённых меломанов (вроде тех же участников Sine Seawave, дружески с ним общавшихся), и случайную публику, заворожено наблюдающую за ним как за факиром-чудесником (тут уже «на ура» идут его версии признанных хитов, например «Englishman in NewYork» Стинга или «Очи Чёрные»).

Слово – очевидцам концерта.

dsc_9868-2 

Вадим ДИККЕ (музыкант, Секта Феникса, Sine Seawave, KarnatakaTaiga Express):

Борис Саволделли ворвался в сонное томское пространство, как порыв свежего ветра. Надо сказать, что Борис являет собой редчайший (и ярчайший) пример современного экспериментального музыканта, сознательно ставящего своей целью быть понятным, донести свои идеи практически до любой публики.

В пересказе феномен Бориса Саволделли трудно оценить. «Это тот итальянец, который поёт эстрадный джаз и записывается с Марком Рибо и Эллиоттом Шарпом» – подобные высказывания, хотя они и верны фактически, дают о нём неверное представление как об эдаком постоянно иронизирующем постмодернисте, играющем то в эстраду, то в авангард, одинаково несерьёзно, но, по крайней мере, весело. Весело-то, конечно, да – тому невероятному кайфу, который Борис испытывает от музыки и передаёт слушателю, и его, как кажется, безграничной доброжелательности по отношению к аудитории можно только по-белому позавидовать. Но за этим скрывается нечто гораздо большее. Борис Саволделли – музыкант, с одной стороны, совершенно естественный, органичный, с другой – очень ясно отдающий себе отчёт в том, что, как, почему и зачем он говорит своей музыкой. И очень внимательно подходящий к песне – а «чужих» песен он поёт немало («чужих» в кавычках, поскольку к каждой из них он подходит по-своему). Одним из самых сильных номеров в программе его российского тура стали «Очи чёрные» – песня настолько заезженная и убитая поп-культурой, что в каком-то другом исполнении её слушать сейчас было бы, кажется, уже невозможно. Борис подошёл к ней со свежим, не засоренным штампами взглядом и исполнил так, что даже мурашки по коже шли. И это не зная русского – ориентируясь, вероятно, только по переводу, не столько на текст, сколько на музыку. А музыка, как мы могли ещё раз убедиться на этом концерте, не знает языковых барьеров.

dsc_9846-2

Евгений КОКОРЕВ (музыкант, Внутренний Экскурсовод):

Можно много говорить по поводу гипнотического воздействия музыки, но это был один из немногих концертов, на котором лично мне довелось ощутить его в полную силу. Отчасти потому, что сутки до концерта практически не удавалось поспать, отчасти ввиду вокальных техник и филигранной работы исполнителя с обработкой собственного голоса.

И, опять же, это мимолетное чувство, что я не в Томске, и здесь, теоретически, исполнителя мирового уровня с мировым именем быть не может.

Борис очень грамотно выстраивал программу выступления, чередуя кавера на всем известные песни с композициями собственного авторства, временами уходя в импровизацию, или открывая песни с совершенно неожиданной стороны.

Особенно поразило исполнение романса «Очи Чёрные». Вроде бы, из этой кабацко-цыганской «развесистой клюквы» совершенно уже ничего нельзя сделать, но Саволделли удалось устроить акт уничтожения, деструкции такой, вроде бы, простой, набившей оскомину, вещи, да так, что я, сам того не желая, был погружён в гипнотическое состояние: перед глазами ясно появлялись вполне определённые картины, а время то замедлялось, то ускорялось.

dsc_9795-2

Илья МАКАРОВ (зритель, меломан):

Хорошие концерты часто случаются неожиданно. Так вышло и в этот раз – приглашение на мероприятие от Юры Турова, новое для меня имя музыканта… Но прослушанные наугад композиции Бориса, список выступавших с ним людей убедили, что идти нужно, как минимум, будет интересно.

Я ожидал более импровизационно-авангардный сет, а получил порцию абсолютно живых и ярких, прекрасных песен. Песен, которые прямо на глазах у слушателей Борис собирал из вокальных петель и эффектов. Иногда просто поражало, какие мелодии он может напеть, нашуметь, какие звуки способен создать с помощью голоса и микрофонов. Добрая половина сыгранного принадлежала известным артистам (от Стинга до Джимми Хендрикса), и исполнение Бориса даже на фоне оригинала смотрелось очень достойно. Вообще меня по-хорошему удивило то уважение, с которым Саволделли отзывался о своих любимых музыкантах – звучали имена Фрэнка Заппы, Тома Уэйтса, Майлза Дэвиса..

По «доброй» томской традиции народу на концерте было минимум, но тем, кто там был, он точно запомнится надолго. Не бойтесь открывать новые имена, ходите на концерты!

 

20121031

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*