QANTABRIKA «Vardo» (Octavoid, 2022)

Written by . Filed under CD, Архив, Видео, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

Qantabrika - VardoПроникновенный, небанальный и исполненный с душой фолк поистине способен творить чудеса и даже отчасти подобен магии.

2 сентября томская группа Qantabrika презентовала новый альбом – и его, думается, ждали многие их поклонники. Со времени предыдущего релиза прошло три года.

Коллектив относительно молод и ещё только находится на пути к признанию, но уже сейчас у него наблюдается стабильная фанбаза, определённый имидж, творческое дерзновение, и уверенность в правоте избранного пути, а потому вполне можно предположить, что мы являемся свидетелями восхождения новой звезды фолк-рока.

На новом альбоме группа постаралась совместить классический фолк-рок, балканские мотивы, новый опыт, очаровательные песнопения вокалисток и, в некотором роде, личный топ песен народов мира от одного из ключевых участников группы Игоря Кропотина.

Неподготовленному слушателю треки могут показаться разительно непохожими друг на друга: от балканских плясовых до утяжелённого арт-фолк рока и даже неожиданной интерпретации сёрф-хита «Misirlou», закрывающей альбом. Противоположные темы и разные языки создают лёгкий диссонанс, оказывая в то же время некий гипнотический эффект («интересно, что будет дальше»). Отдельные пасхалочки (вроде цитаты из киношлягера «Если б я был султан» в «Бубамаре» Бреговича) доставляют радость узнавания.


По случаю выхода альбома «Vardo» наша обозревательница Елена ЖЕРДЕВА пообщалась с Игорем КРОПОТИНЫМ о новом релизе – и не только о нём.

кропотин

— Сколько сил и времени ушло на создание последнего альбома? Какова концепция нового альбома? Какие перспективы у вашей группы сейчас?

— Сейчас ближайшая перспектива это отпуск. Альбом – это как поставленная точка, итог определённого пласта творчества, который мы культивировали на протяжении последних трёх лет. Ну, то есть с момента прошлого альбома и до этого. Мы пропустили через себя ещё много разных песен, выбрали то, что нам из них нравится и сделали из этого альбом. Пока мы делали альбом, естественно, мы выступали с концертами, в зимнее время – в родном Томске, а в летнее время выезжали на разные фестивали. Это, кстати, одно из наиболее интересных времяпрепровождений для творчества Qantabrika, потому что всё, что мы исполняем, мы куда-то везём, играем, слышим других исполнителей, ещё чем-то вдохновляемся, вокруг природа, как правило это открытые площадки, open-air. Зачастую это тематические фолк-фестивали. И уже после такого насыщения, как итог, появился этот альбом. Причём очень здорово, что его презентация прошла тоже на открытом фестивале. Слова во всех песнях, которые мы исполняем – народные, относятся к разным народам мира. Это и сефарды (испанские евреи), есть болгарские песни, есть русская народная песня. Мы берём и делаем свою аранжировку, музыку.

— Что изображено на альбоме «Vardo»? Есть ли у вашей группы логотип, что он обозначает?

— Наш логотип это стилизованная буква Q, она используется в слове Qantabrika и отдельно как знак. А «Vardo» (так называется наш последний альбом) – это цыганская кибитка, они были популярны в середине 19 века. Цыгане на них перемещались, жили в них и устраивали представления возле них. Это был не просто дом на колёсах, он ещё и всячески искусно украшался – росписью, резьбой художественной – и само собой они в этих вардо стилистически впитывали всё что видели. То есть это некоторое олицетворение собирательства в искусстве. Так как на новом альбоме у нас присутствуют цыганские песни, в том числе, и у нас схожая философия в музыке – мы собираем песни народов мира по принципу того, что они просто нам нравятся. Делаем их по-своему, где-то немного в шутливой форме, где-то в более серьёзной. Всё это в общем перемешивается по-цыгански, поэтому мы навали альбом «Vardo» – а на обложке изображён чертёж кареты vardo. Цыганские мотивы затронуты конкретно в двух песнях альбома – это Bubamara и Tutti Frutti. Следующий альбом не обязательно будет вдохновлен цыганской тематикой, и это такая перспектива, которую ни я, ни остальные ребята не решимся прогнозировать.

— Почему у группы такое название? И как распределяются роли у участников в коллективе?

— Название было вытащено из шапки, когда у нас должен был состояться первый маленький концерт на фестивале, и к моменту, когда концерт был на носу, мы поняли, что у нас нет названия. Это было в конце 2015 года. Мы накидали в шапку несколько названий, созвучных нашему настроению, одно из которых было Qantabrika – и вытянули его. Само слово ничего не означает, но есть такая провинция в Испании, Кантабрия. В 2017 году мы записали сингл из трёх песен, потом в 2019 году вышел полноформатный альбом и вот теперь — второй альбом.

Я – гитарист, вокалист и основной автор музыки группы. Многие знают, что и большинство публикаций на нашей страничке ВК написаны мной. Хочу обратить внимание, что у нас два барабанщика. Прекрасный барабанщик с большим опытом – Владислав Титов, но альбом «Vardo» мы записывали с Максом Милёшным, у него тоже опыт замечательный. Олег Высоцкий – это наш бас-гитарист, помимо этого он занимается съёмкой видео. То есть, когда мы куда-то ездим, он берёт камеру – и у нас всегда есть контент. Две наши вокалистки – Элиза Подгорская и Влада Батурина.

Qantabrika

Фото: Равиль Аплин

— Вы выступаете только электрическим составом, или есть акустический вариант – и как вам самим больше нравится играть?

— Мы начинали с акустики, теперь играем и так и так. Это зависит от того, что мы хотим передать. Если нас приглашает камерная площадка и она нам интересна,  то мы делаем акустический концерт, конечно. Нам нравится не засиживаться в одном формате, нравится делать разное. Выступаем с удовольствием везде, где хотят нас слышать. Например, однажды мы выступали на корпоративе «Сибирского кедра», они тоже продукт такой тематический и с этно-музыкой вполне себе хорошо сочетаются. Выступали на ассамблее дружбы народов – это университетская коллаборация была, было классно.

— Фолк-рок у многих часто ассоциируется с язычеством, а ваша группа стоит на каких-то мировоззренческих позициях?

— Мы никак не связаны с язычеством и если взгляды у кого-то там и есть, ну, мнение-то всяко есть на эту тему, то это личное дело каждого. Мы никак не связаны с этим, и в то же время ничего не имеем против. Пригласят выступить на языческом фестивале – посмотрим, что у нас есть общего.

— Можно ли сказать, что на вас кто-то повлиял, что вы ориентируетесь на чьё-то творчество?

— Да, можно. У меня лично есть группы-фавориты, отчасти которые касаются и фолка, и рока, и фанка. Такие, как турецкая Altin Gün, The Bombay Royale – группа из Австралии, которые в своих песнях моделируют музыку Болливуда. Или Tinariwen – это туареги из Сахары, причем это туареги-блюзмены, то есть они поют на своём языке, но основу музыки составляет блюз. Негритянская исполнительница ‎Moonlight Benjamin, она поёт на гаитянском языке, там тоже в музыке есть блюзовая составляющая. Может, это касается только моих предпочтений, но мне всегда  в музыке хочется слышать какую-то блюзовую мелодику. Группы, которые я перечислил, абсолютно разные, но у них всех есть изюминка, какая-то особенность.

— Есть ли у вас мечта сделать коллаборацию с каким-нибудь музыкантом?

— Мы не против такого, только за, но пока такой возможности не представлялось. На самом деле были разговоры такие с некоторыми знакомыми исполнителями, просто это тоже такая вещь, которой нужно уделить время.

— Группа Qantabrika существует не так давно, но уже успела обзавестись армией фанов. Не думали запустить краудфандинг, приняв участие в котором, все желающие могли бы помочь группе материально для создания альбома или клипа?

— У нас в группе Вконтакте сейчас 700 с чем-то человек и я бы не сказал, что это большая фан-база, она скорее локальная. Я ценю не то, сколько народа нас слушают, хотя это тоже хорошо. Мне больше нравится, что наша аудитория активная, они понимают эту музыку, они от неё тащатся. Ценю больше то, когда получаешь от этих слушателей отдачу. Тема про краудфайдинг хорошая, Стёпа Ерёмкин (перкуссионист – прим. ред) у нас за неё условно ответственный, если он это прочитает, то поймёт, что я его стебу. Мы на самом деле так делали уже, с клипом «Параня» нам помогали. Конечно, всё это требует затрат. Также про нас снимала видео-презентацию журналистка Елена Назарова, глава «Живого ТВ».  Этот фильм снимался при поддержке министерства культуры и Юрия Романова, главного продюсера фестиваля «ВОТЭТНО». Для всех участников этого фестиваля сделали такие видосы.

— В чём главный источник своеобразия и основная характерная черта, которая отличает вашу группу?

— Я думаю в том, что мы стараемся делать упор на музыкальность того, что мы представляем. Что я подразумеваю под музыкальностью – логичность, драйвовость, профессиональность. Всё, что делают музыкальные исполнители, должно быть в первую очередь музыкой, должно быть музыкально. В этом должна быть гармония и уважение к инструментам: если это гитара – то внимание к звукоизвлечению, если это барабаны – то это живость барабанщика, если это общая какая-то звуковая картина – то звук не должен быть сухим, цифровым, мёртвым, всё должно быть максимально живо, текуче и эмоционально. Причём эмоциональность в звуках должна быть без потери гармонии. Мы как группа стараемся всегда делать упор на эту музыкальность, не на этнографию, не на то чтобы намеренно раскопать именно, скажем, русские народные песни определённого периода и поднять их с колен, условно. Не на многообразие. Важно, чтобы это нравилось, а потом рождается мысль: как я могу это сыграть. В другой тональности, немного поменять гармонию, немного что-то ещё добавить. Приносишь на репетицию, а там вообще: давай темп поменяем, давай всё поменяем, и в итоге остаётся только мелодия или напев, а музыка вся другая. А когда дело уже доходит до оттачивания для концертных записей… Мне неинтересно, например, покупать цифровой небольшой педалборд, только потому что там триста пресетов и я могу их легко переключать. Нет, я буду таскать с собой здоровую бандуру аналоговых педалей, потому что именно с ними я слышу отдачу настоящего звука – в динамике, как всё заводится, я могу контролировать звукоизвлечение, и это жирно слушается, в этом драйв. Наблюдая за некоторыми фолк-бандами заграничными, мне кажется, что там это все уже понимают по умолчанию, там люди с этого начинают. У нас несколько иное звуковое воспитание, что ли, которое прошло через призмы и искажения советского времени. Сейчас да, сформировалось что-то своё и интересное, но вот именно уважения к такому звуку, к музыкальности у наших людей, мне кажется, немного не хватает. 

Слушать альбома в сети.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*