-
Страницы
Музыка больших экранов
Рецензии
Новости
Галерея
Комментарии
- Смерч к записи Разговор с Фео, или Психея в Томске
- DimLight к записи R.I.P. — Умер Glen Porter
- Александр Арляпов к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- agfn к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- Александр к записи R.I.P. — Умер Лу Рид
Администрирование
Контакты
-
Мнение авторов не равно мнению редакции. При перепечатке и цитировании авторских материалов — ссылка обязательна.
AL-QASAR «Who Are We?» (Glitterbeat Records, 2022)
Слова: Александр АРЛЯПОВ и Вячеслав ТУМАЛАНОВ.
Что будет, если арабские распевы смешать не с блюзом (как делали туареги Tinariwen или Mdou Moctar), а со стоунером или тем, что в тегах музпабликов зовётся «heavy psycho» (психоделическим хард-роком)?
Получится arabian fuzz, в котором звук тяжёлого рок-н-ролла сочетается с традиционной арабской и североафриканской музыкой – и этот термин не изобрёл очередной досужий музкритик, а придумали музыканты из группы Al-Qasar, которые именно так обозначают свой жанр.
Группа представляет собой эдакий пятый (шестой, седьмой?) Интернационал: француз Тома Аттар Белье, ранее игравший в стоунер-группе Blaak Heat [Shujaa], в 2017-м объединил усилия с арабскими музыкантами Эмелем Матлухи, Мехди Аддабом и Омаром Хауи (сессионно игравшим с Tinariwen), а также друзьями-поэтами, живущими в Париже, а на новом альбоме «Who Are We?» (выпущенном немецким лейблом) ещё и привлёк мощнейших гостей из-за океана – Джелло Биафру (лидера Dead Kennedys), Ли Ранальдо (гитариста Sonic Youth) и суданско-американскую этно-певицу Альсару Эльгади.
«Бунтари всех стран соединились», как отметил в своём «Аэростате» Борис Гребенщиков. Он же добавил, что Al-Qasar репетировали в арабском районе Парижа, куда праздным туристам ходить строго не рекомендовано.
В пресс-релизе от лейбла Al-Qasar называют «самой опасной свадебной группой». И вправду — с такими «свадебными» музыкантами доплясать до революции запросто! Надо сказать, что в нашем случае их роль простой «торговлей лицом» отнюдь не ограничилась. Великий панк Биафра произносит зажигательный спокенворд в композиции «Ya Malak», при этом она идёт сразу после двух номеров с Ли Раналдо (на один из которых снят клип). А следом идёт «Hobek Thawrat» с красивым распевом Альсары и бодрейшей арабской ритм-секцией. Треклист будто специально сформирован так, чтобы сходу продать пластинку западным ценителям рок-андеграунда.
Но самые впечатляющие и бодрящие вещи с альбома всё-таки во второй половине альбома. Чего стоит хотя бы «Barbès, Barbès», завораживающая сухим звуком традиционной аравийской перкуссии, в который вплетаются тяжёлые гитарные риффы и даже электрический саз. И, конечно, мощная идейная заряженность всего альбома: от захвата нефтеносных земель и социального расслоения до тягот жизни проституток.
По словам самого Тома, история создания группы такова:
«Я полюбил ближневосточный психоделик-поп 1960-х и 70-х. Я слушал его годами, и он всегда был мне очень близок. Я как композитор работал с самыми разными группами, но однажды сказал себе: вот чем я хочу заниматься – создавать красивые короткие песни с запоминающимися припевами, я устал от всего остального».
К сказанному стоит добавить пару слов про немецкий лейбл Glitterbeat Records, на котором вышел альбом: подписку на него стоит иметь любому уважающему себя музыкальному обозревателю, особенно не приоритетно интересующемуся так называемой «world music». Мощно выбивает слушателя из привычной парадигмы англо-американской музыкальной традиции почти каждый релиз лейбла. Кстати, российские музыканты на Glitterbeat тоже издаются — это московская группа Lucidvox.