Угрюмые песни рабочего класса, или День рождения Шатова

Written by . Filed under Архив, Видео, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

shatov125 мая Слава Шатов отметил бы свой день рождения, но 1 мая 1997-го его не стало.

 26 мая 2013-го, в камеди-пабе «Конец Фрунзе», случилось довольно беспрецедентное для томской сцены событие — трибьют-концерт «День рождения Шатова».

 О нём наш рассказ.

Слова: Александр АРЛЯПОВ.
Фото: Данила ПЕТЛИН.

Угрюмые песни рабочего класса,

или День рождения Шатова


img_3038_af

Сказать, что идея подобного трибьюта витала в воздухе — ничего , по сути, не сказать. Шатовские песни давно уже живут своей жизнью: одни — как «Крысы и Доллары» — ещё при его жизни прочно вошли в репертуар The Крыши, например, другие — как, скажем, «Гангстерское солнце» — давно облюбованы разными видными представителями российского музподполья (Брешь Безопасности, Ожог, Адаптация, Банда Четырёх), третьи — бренькаются на кухне под гитару, как «Продукт распада» в исполнении Юса. А питерская Олимпиада, по большей части состоящая из экс-томичей, каверами Шатова (а также его колпашевских земляков из ВИА Герои), собственно, и живёт.

Пару лет назад мы с Игорем Заком рассуждали о возможности выпустить интернет-релизом альбом-трибьют шатовских песен. Правда, дальше рассуждений и попытки студийно записать один кавер заковской группой Опиум Джонс дело не пошло. А потом, после того, как совместно с Андреем Трушем мы сделали во Вконтакте виртуальный музей томского андеграунда, появилась эта идея — о концерте-трибьюте.

img_2938_af


Удивительно, что она не приходила

никому в голову раньше.


Тем более, что годом раньше, в том же самом камеди-пабе, прошёл очень духоподъёмный концерт хайдаровской команды Бедлам-Буги, в котором принял участие и ещё один экс-участник Передвижных ХиросимАртём Жиляков. И репертуар того концерта почти целиком состоял из шатовских каверов.

Но, так или иначе, идея пришла — и мы принялись её реализовывать, на ходу выдумывая самые неожиданные варианты. Первым из которых стала пришедшая мне в голову мысль «а что, если бы самая цыганская их томских певиц, и самая томская — из цыганских, Наташа Нелюбова, спела бы шатовскую «Цыганку»? Это ж полный постмодернизм! Ну а дальше всё закрутилось, завертелось, и стало нарастать как снежный ком.

Были и подводные камни, и закулисные интриги, но мы все их благополучно минули, и сделали, как мне кажется, выдающееся мероприятие, полное неожиданных и приятных музыкальных открытий. Не буду здесь подробно останавливаться на их аналитическом разборе — предоставлю слово самим участникам, зрителям и наблюдателям.


 

img_2870_af

Наталья НЕЛЮБОВА, Нелюбова Орда:

Я не сразу согласилась на предложение Саши Арляпова спеть на концерте памяти Шатова. Музыка не моя, тексты резкие, как бы устаревшие. Но потом вспомнила, что за несколько дней до Славиной смерти у нас с ним был разговор: мы собирались делать совместную программу, Слава даже показал мне пару песен, специально написанных для женского вокала. «Я до 30 апреля занят, – сказал он, – а с первого мая совершенно свободен!»


 

Тогда не получилось, так может, это

такой шанс – восполнить упущенное?


В процессе осваивания материала было трудно, слишком простая музыка – не за что зацепиться, рояль выручил. Тут новая трудность случилась: отпал барабанщик Руслан Шакиров (концерт у него случился с другой группой), и состав наш стал абсолютно камерным. Пришлось двум басистам делить басовую партию. А и хорошо стало — сыгрались. Даже совершенно неожиданно удалось получить удовольствие от выступления.

Я одна из моей Орды осталась дослушивать концерт и была приятно удивлена тем, какой он получился разнообразный! Все было прекрасным: и Авангард Технической Интеллигенции, и Бумажные Тигры (если бы у меня был год на осваивание шатовской программы – я думаю, тоже пришла бы к такому звучанию, очень близкая мне трактовка), и Бедлам-Буги, когда собрались, хорошо отыграли, а особенно понравился Доктор Револьвер – так профессионально, продуманно, со вкусом, с оттягом… А потом они спели чего-то своё – и стало ясно, что коллектив держится на Шатове, на его всё ещё живом драйве, на его бесстрашии и честности.

Теперь-то понимаю, о чём он мне тогда говорил – он всегда был «СОВЕРШЕННО СВОБОДЕН».

Спасибо Саше Арляпову и Андрею Трушу за организацию и поддержку этого культурного события! Мне было очень интересно!


 

img_2916_af

Вячеслав ТУМАЛАНОВ, наш обозреватель:

Для меня, как для человека, с творчеством Вячеслава Шатова и Передвижных Хиросим знакомого лишь понаслышке, да и вообще к русскоязычной музыке относящегося весьма избирательно, посещение концерта-трибьюта этого легендарного музыканта стало настоящим откровением. Большее внимание, конечно, приходилось уделять стихам, потому что оригиналов исполнявшихся песен до этого слышать не приходилось.

Может быть, в восприятии концерта это и сыграло одну из главных ролей. Не зная, как эти слова звучали в изначальной задумке самого автора, приходилось только удивляться пластичности, написанных Шатовым стихов, которые легко ложились и на кабацкую удаль этно-фолка Нелюбовой Орды, и раскрывались откровенно идеологическими мотивами левацкой направленности в исполнении Авангарда Технической Интеллигенции, зарядившего в зал обойму олдскульных панк-рок гимнов. Удивительно органично звучали они и в формате абсурдно-мизантропичного синти-попа/пост-панка Бумажных Тигров, где те же слова зазвучали уже как-то интроспективно.

 

Столь же целостным выглядело и выступление северчан Доктор Револьвер, освоивших наследие Шатова в своей манере кондового русского рока вперемешку с блюзом.

И, наверное, именно в этом заключается та сила и то величие гения томского музыканта Вячеслава Шатова, заставляющее меломанов не только Сибири, но и всей России, до сих пор слушать его песни, находить их актуальными и злободневными, а музыкантов, представляющих самые разные жанровые сцены Томска, в кои-то веки объединять усилия в рамках одного концерта.


 

img_2997_af

Илья МАКАРОВ, зритель:

Концертный трибьют Шатову, безусловно, войдёт в число лучших томских концертов этого года. Понятно, что во многом это заслуга автора — песням по двадцать лет, а некоторые стихи как будто про нас написаны. Но и выступавшие команды добавили своего личного драйва, за что им огромное спасибо.

Открывавшая вечер Наталья Нелюбова со своей Ордой выдали отменный этно-панк, исполнив стопроцентные хиты «Цыганка», «Герой» и «Королева Кузбасса» в своём фирменном звуке, но вполне узнаваемо. В тот вечер они мне больше всех понравились, и жаль, что их программа была самой короткой.

Авангард Технической Интеллигенции — сборная музыкантов томских хардкор-панк проектов – тоже здорово отыграли, а грязноватый звук только увеличил градус безысходности в этих и без того не особо весёлых песнях. Два трека, исполненных под конец, были чуть повеселее, возможно из-за смены вокалиста.

Удивил новый проект с участием Гены Квиткова – Бумажные Тигры – это была самая необычная интерпретация шатовского материала за вечер. Восьмидесятнический синти-поп (или пост-панк, если угодно). И хотя в начале вопросы вызывал вокал, то к концу выступления все зазвучало увереннее. Буду ждать следующих выступлений Бумажных Тигров, потенциал у них определённо есть.

Северские музыканты Доктор Револьвер как раз особо экспериментировать не стали и выдали сорок минут убийственно серьёзного, с надрывом, рока. Ни к мастерству исполнения, ни к подаче претензий не было. Но к середине выступления стало просто очень скучно. И с трудом дослушав земляков, с выступления хедлайнеров Бедлам-Буги я позорно сбежал, после того как у них сломалась педаль.

Что в итоге? Огромное спасибо организаторам за то, что не испугались экспериментов и собрали в этот вечер абсолютно разные группы. По-моему, это и есть единственный возможный вариант проведения подобных концертов, когда отличный исходный материал выступает основой для собственной интерпретации.

Передвижные Хиросимы и другие проекты Шатова были и остаются одними из самых недооценённых в отечественном рок-андеграунде девяностых. Тем нужнее такие концерты.


 

img_2904_af

Константин КОВРИЖНЫХ,
Авангард Технической Интеллигенции:

Отличный музыкальный вечер! Группы, по крайней мере, половина, подошли к задаче довольно серьёзно – самобытные, а также почти аутентичные версии шатовских песен радовали уши на протяжении всего вечера. Очень жалко, что было мало историй из жизни Вячеслава Шатова и его друзей. Также классно бы смотрелись любые видео-вставки между группами, повествующие о каких-то моментах из жизни томского поэта и музыканта.

Очень надеюсь, что в будущем песни Вячеслава Шатова в Томске можно будет регулярно (пусть раз в год на день рождения) слышать вживую. Спасибо большое организаторам мероприятия.


 

Тимофей БЕЛОУСОВ, зритель (из соцсети Вконтакте):

Наикрутейший сейшн! Было очень драйвово, душевно и настоящая ностальгия!

Нелюбова достаточно разогрела толпу, затравив пару таких хитов, как «Герой» и «Королева Кузбасса» (аранжировка которой под бас мне очень понравилась).

Вторая команда сочетала в себе аутентичность звучания и мелодий с британским панк-роком. Два вокалиста, сочный бас и боевой барабан дико волновали сердце и голосовые связки. Особо отмечу «Интернационал», довольно угарно получилось запилить не только соляки, но и вокальные партии!

img_3013_af

Бумажные Тигры понравились очень сильно! Что реально в плюс – интонации и посыл вокала (кроме пары треков) не изменились совершенно, в отличие от музыкальной части – реально крутейший звук, необычные ходы и дичайшая драм-машина дали угареть по полной. Ну и, конечно, танцы Гены, которому хотелось предложить потом таблетки от эпилепсии.

img_2983_af

Доктор Револьвер – отдельный разговор, ребята молодцы вообще, избрали себе в трек-лист не 100% хитовые вещи, а такие, наиболее близкие по духу и настрою. Без понтов и пафоса всякого, стопроцентный рокенрол – «Лазарь» и «99-й этаж» были очень интересно и профессионально сыграны. И Ваня Казанцев постарался спеть как можно ближе к Шатову – что было явно в плюс. За песню собственную тоже респект, занятный трек.

Ну а под Бедлам-Буги начались танцы и угар, с настоящими «хобби-центровскими» запилами от Хайдара и Савка.


 

img_2969_af

Гена КВИТКОВ, Бумажные Тигры:

Во-первых, очень круто, что такое мероприятие вообще состоялось, потому что Шатов рокер стопроцентный, и к тому же в Передвижных Хиросимах чувствуется некий специфически сибирский дух, который не должен быть забыт. Мне кажется очень правильным осознание какой-то региональной музыкальной идентичности, за этим будущее, как мне представляется. И тот факт, что здесь были артисты уровня Летова или Игги Попа, не должен кануть в небытие. Этот концерт нёс некую культуртрегерскую миссию, и это, на мой взгляд, очень хорошо.

Во-вторых, интересно то, как подошли к материалу Хиросим группы-участники. За наш состав могу сказать только, что мы постарались максимально переосмыслить музыкальное содержание оригинала, и, кажется, судя по реакции публики, это удалось. Вообще, шатовские песни оказалось не так-то легко спеть, и мне, например, всё время приходилось как-то балансировать между аутентичностью и собственным видением, но вроде бы всё получилось неплохо. Бедлам-Буги порадовали духом того самого подпольного рока 90-х, Нелюбова – фолковыми мотивами, которые, кстати, для самого Шатова, судя по его позднему творчеству, тоже были важны. Короче, на мой взгляд, этот концерт был одним из самых крутых и нужных мероприятий за последнее время.

Вот какой-то такой и должна быть альтернатива

убогому муз-онлайну!


img_2865_af

Андрей ТРУШ, соорганизатор:

Самой большой неожиданностью для меня на концерте стало то, что я услышал абсолютно новые песни! Текста и музыка действительно, как было заявлено на афише, были шатовскими, но исполнение их каждой группой было настолько индивидуально, что порой казалось, будто ты слышишь абсолютно новый материал, с новым содержанием и новой энергетикой.

Нелюбову в концерт-трибьют пригласили первой, потому что изначально было интересно как Наталья, с её этническим голосом и шикарной восточной внешностью, исполнит шатовскую «Цыганку». Но больше всего почему-то меня удивило её исполнение «Солдат с войны вернулся». Скрипка, акустическая гитара и два баса превратили песню в какую-то средневековую балладу эпохи столетней войны, а вокал полностью соответствовал протяжному исполнению менестрелей. Короче говоря, полное средневековье, точнее, Ренессанс!

img_2875_af

Александр Арляпов в перерывах между группами приглашал меня к микрофону. Вроде как бы «предполагались воспоминания», но после того, как песни зазвучали по-новому, мне совсем расхотелось изображать из себя голову профессора Доуэля, и что-то там вещать из глубины веков. Намного интереснее показалось вспомнить такой забытый жанр 90-х как «гонки по траве», тем более что от Шатова я в своё время наслушался море историй про далёкий и загадочный город Колпашево, каждая из которых не уступит по уровню фантазии перу Борхеса или Маркеса. Всё это звучало настолько убедительно, что я до сих пор не знаю, правда это была или нет.


 

Гон №1 «О том, как Славу Шатова в пионеры принимали».
Сибирь ведь, известно как, осваивали. Устраивали по разным сторонам рек лагеря политзаключённых, строили вышки, несколько вертухаев, и вокруг одна безлюдная тайга. Один из таких лагерей был не далеко от Колпашева, на другой стороне Оби. До войны снабжение кое-какое ещё было. А как началась война, о лагере просто забыли. Охрана, не долго думая, сделала ноги, а заключённые, оставшись без плавсредств, пропитания и зимней одежды занялись понятно чем, каннибализмом. Сколько они так прожили неизвестно, но то ли ресурсы человеческие стали заканчиваться, то ли на большую землю захотелось, короче самые отчаянные из зеков решились всё-таки переправиться через реку. Дождавшись весны и сделав самодельный плот, человек десять перебралось на ту сторону и, конечно, первое, что они сделали – это нашли самого жирного и съели. Им оказался уважаемый в Колпашеве человек, председатель местного колхоза, член компартии с какого-то года, и т.д. Событие это не осталось не замеченным, из Томска срочно был вызван отряд НКВД, виновные зеки были схвачены,
расстреляны, но дальше с их телами поступили достаточно оригинально. Зеки – зеками, но внутри них находился заслуженный член партии, а его нужно было похоронить со всеми почестями. Поэтому, не долго думая, НКВД-шники сбросили тела зеков в одну общую могилу, закопали, а над могилой был поставлен памятник с красной звездой и указанием ФИО и заслуг члена партии, пострадавшего, можно сказать, во всех смыслах, героя.

Шли годы. Колпашево развивалось. Звезду сменил памятник районного значения, ну и, как водилось, перед этим памятником юных пионеров принимали в члены пионерской организации, с клятвой, знаменем, песней и т.д. Народное предание, конечно, не забыло страшную историю военного времени. Перед принятием в пионеры, как напутствие во взрослую жизнь, Слава Шатов лично её услышал от старших друзей-комсомольцев. Но от этого ритуал посвящения в «пионэры» казался ещё более праздничным и зловещим. Теперь вы понимаете, какой обыденностью стали для нас в 90-х произведения Мамлеева и Сорокина. Это были словно истории из нашей жизни.

 


 

Но вернёмся к концерту. В его дальнейшей программе случилось ещё одно чудо – группа Бумажные Тигры. Представьте себе, например, шатовский «Чёрный Торч» в виде трип-хопа.

img_2946_af

Вот эдакий чёрный торч 90-х, синтезированный с «британской волной» тех же 90-х. Особо впечатлила внешняя схожесть солиста «Тигров» с Иеном Кёртисом из Joy Division – группы, которой мы заслушивались в те самые 90-ые. Можете представить мою реакцию, когда на сцену выходит молодой Кёртис и поёт шатовские песни. Здесь никакие психоделические средства не нужны, уже хорошо. До концерта я думал: ну придут ребята, споют песни Шатова, ну, отметим День рождения. После концерта желание было одно – как бы собрать этот материал в сборник и выпустить отдельным проектом.


 

Гон №2 « История о мотоцикле Харлей Дэвидсон».
В 8-м классе у Шатова появился новый друг, по кличке «Харли Девидсон». Парень был из военной семьи, поэтому с детства бороздил просторы страны вслед за новыми назначениями отца. Впечатлениями, соответственно, был полон под завязку, а теперь ему ещё предстояло познать на себе, что такое Колпашевская средняя школа. Правили школой, естественно, подростковые группировки, а в классе, в котором волей случая ему пришлось оказаться, группировка была самой радикальной. Она славилась на всю школу не только своим бойцовским характером, но и странными предпочтениями, главным из которых было поклонение культуре битников. Военных в Колпашево всегда было много, поэтому то ли из чехословацких журналов, привезённых папашами из частей, то ли ещё откуда-то, но в средней Колпашевской школе процветал культ внеземной крутости, в центре которого конечно стоял беспечный ездок на нереальной для Советского Союза машине «Харлей Дэвидсон». В первый же день пребывания новенького в школе, по случаю знакомства, был взят портвейн. Выпили, покурили. Пацану, что бы ввести в расклад, рассказали краткую историю города Колпашево, теорию владения кастетом и другие важные для жизни познания. После второй
начались, конечно, понты за личные достижения и геройства – и вот тут пацан совершил роковую ошибку. Он рассказал о том, что  у отца в гараже, дескать, есть не только всякие раритеты, которые отец собрал во время службы в ГДР, но и даже практически полностью укомплектованный мотоцикл Harley Davidson образца 1971 года. После рассказа в компании подростков на секунду воцарилось полное молчание. Новенький понял, что сейчас его будут бить и, возможно даже, теми самыми демонстрационными кастетами. Но гнев вдруг сменился на милость, даже на дружную ржачку, потому что пацаны, кроме своих понятий, так же ценили хороший дружеский гон по портвейну, а рассказанная история была уж совсем не от мира сего.

Пацана, естественно, после этого случая окрестили «Харли Девидсон», и с этой кличкой он закончил Колпашевскую школу, и на этом историю можно было бы закончить, если бы не одно обстоятельство. Во время выпускного компания выпускников, накупив, естественно, портвейна, решила уединиться и, так сказать, основательно подготовиться к выпускному балу. А выпить было негде. На улице из горла глушить не очень хотелось, поэтому «Харли Дэвидсон» всех пригласил в свой гараж, предварительно слямзив у отца ключи. Далее историю можно рассказывать только языком кинематографии. Раскрываются ворота гаража, и группа выпускников в синих школьных костюмах с лентами на перевяз видят в центре гаража именно тот самый, немного проржавевший, без колёс, но один в один, как на картинках, мотоцикл Harley Davidson. Что было дальше, история не сохранила, по крайней мере, я этого не знаю, потому что Славе Шатову срочно понадобилось в магазин за сигаретами.

 


 

Если ещё что-то рассказать о концерте, то, конечно, и Авангард Технической Интеллигенции, и Доктор Револьвер исполняли шатовские песни как что-то своё. Со своим видением, музыкальным прочтением, буквально заново создавая какие-то новые песни.

Но мне хочется пока ограничиться последним впечатлением – от специально приглашённых Бедлам-Буги с Хайдаром и Сивковым. Ибо, как приятно было услышать что-то новое от томских групп, так же охренительно было вспомнить энергетику 90-х. И здесь, конечно, Хайдар – живой носитель этой самой энергетики. Такой голос и такое исполнение не придумаешь. Его можно только вырастить в борьбе с коммунистической партией, наступающим капитализмом, мамлеевской криминальной действительностью и прочими внутренними и внешними врагами лихих 90-х, включая собственных внутренних демонов. В те времена никто никому не гарантировал, что песню можно будет допеть до конца. Большая вероятность была получить во время концерта в фейс брошенную бутылку или нарваться на разборку с криминальным элементом. Поэтому так же, как наши далёкие американские панк-собратья Ramones старались быстро и с максимальным драйвом исполнить свои песни, так же и

шатовский панк 90-х – это всегда громко

и со всей силы, пока есть ещё время

и что-то можно успеть.


img_3023_af

Организаторы концерта выражают огромную признательность всем его участникам — музыкантам всех групп; отдельно: ребятам из АТИ за техническую помощь с ударной установкой и транспортом, Владу Лаврову — за бесплатно предоставленный синтезатор, звукорежиссёру Максиму Паку — за хороший звук; продюсерскому центру «Total Rock» и лично Илоне Дрозд и Ксении Курбатовой — за неоценимый вклад в организацию; порталу Сибтерра и Максиму Карпенко — за информационную поддержку; и, конечно,

всем зрителям — спасибо, что пришли!

20130526

 

6 комментариев

  1. Успенский
    Опубликован 27.06.2013 в 3:18 | Прямая ссылка

    Очень забавно всё это характеризует Томск. Томск = Колпашево. И в шатовских песнях эта колпашевская лирика насквозь видна. До ДЕТЕЙ ОБРУБА это никогда не дотянет, но зато более удобоваримо, особенно по языку. Пардон, если кого обидел, да и всё равно, если честно… Крутое мероприятие, крутые мнения, круто… как в Бейруте! Нелюбова цыганка… обоссаться. Саша, текст супер! Малого букера тебе! Опять же — без обид. Это моё мнение, никому не навязываю. Кайф не состоялся!

  2. zerlegtepferd
    Опубликован 27.06.2013 в 13:02 | Прямая ссылка

    дядь не гунди на колпашево

  3. zerlegtepferd
    Опубликован 27.06.2013 в 13:06 | Прямая ссылка

    и вообще твое единственное достижение в рок-музыке — это запись альбома ДЦ «мухи ямы». остальное весьма заунывно и сомнительно. и может ты в историю томской музыки и вошел, но неинтересен абсолютно. вот нет в тебе духа рока, короче. но за местного скомороха со стажем вполне проканаешь.

  4. Александр Арляпов
    Опубликован 27.06.2013 в 17:47 | Прямая ссылка

    Я, конечно, понимаю, что замеры писек на тему «кто более матери-истории ценен» суть любимое занятие творческих личностей, но, дорогие товарищи, давайте оставаться в цивилизованных рамках и не переходить на личности (тем более, что на сайте работает премодерация).
    Эти вопросы всегда были и останутся делом вкуса — мне, например, заслуги «Хиросим» и «Будней» представляются более-менее равновеликими, но это, повторюсь, дело исключительно личных культурных предпочтений, на основе которых раздувать холивары — глупое занятие.

  5. Хайдар
    Опубликован 17.12.2013 в 22:14 | Прямая ссылка

    Глеб, а чо так злобно-то?.. Собрались люди, поиграли, все вроде довольны.. нет, те надо обязательно «в шинку пукнуть»..)

  6. Хайдар
    Опубликован 17.12.2013 в 22:17 | Прямая ссылка

    >>>>
    Подъезжает маааленький гномик, на маааленькой машинке на АЗС..
    Говорит:
    -Мне, пожалуйста, капельку масла и капельку бензина..
    -Да?.. Может тебе еще в шинку пукнуть?..

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*