Олег Гаркуша — человек редкой открытости и общительности. И об интервью с ним договориться несложно, вот только для этого необходимо ехать в Санкт-Петербург и выхватывать на очередном творческом вечере. Ведь АукцЫон — группа, гастролирующая не часто, а в Томске и вовсе не была ни разу.
В зимние каникулы наши люди побывали в Питере и там пообщались с бессменным «лицом» и «талисманом» АукцЫона, шоуменом, поэтом и киноартистом Гаркушей — о его арт-центре «Гаркундель», творчестве и фильме.
Слова: Максим КАРПЕНКО. Фото: Анна ЗАМЯТИНА и Константин КОНДРУХОВ.
«Нравится помогать молодёжи, чтобы она не шлялась по подворотням»
— Думаю, многим известно, что фонду «Гаркундель» уже немало лет. А когда решили уже окончательно осесть в своём помещении и открыть центр поддержки молодых талантов?
— «Гаркундель» зарегистрирован в 2000 году как общественный благотворительный фонд развития молодежного творчества. Изначально он базировался в кинотеатре «Спартак» в Санкт-Петербурге, но потом здание сгорело, и нам пришлось представлять свой одноимённый фестиваль по самым разным площадкам. А через некоторое время возникла такая мысль — обратиться к правительству города, чтобы получить какое-то помещение. Переписка с властями длилась семь лет, периодически что-то предлагали, но совершенно не подходящее: подвалы, или же сильно далеко от центра.
Но, в конце концов, в 2013 году фонду дали помещение — флигель на 10-й Советской. Сейчас там потихоньку идёт ремонт, делается он руками волонтёров. Разумеется, нужны финансы: изначально это были мои накопления, потом мы придумали такую вещь, как благотворительные концерты. Первый прошёл в мае 2014 года в Питере, в сентябре — в Москве, а вот сейчас, в марте, отправимся в Екатеринбург. Потихонечку строимся. Есть ведь ещё определённые подводные течения, непросто делать ремонт — надо ещё всё согласовывать с организациями, проектным бюро, МЧС. Некоторые бумаги делаются полгода-год, поэтому от этого тоже зависит, как быстро откроется арт-центр «Гаркундель».
— Кроме помещения власти ещё как-то помогали фонду?
— Я пришёл к тому, что «спасибо большое за то, что дали помещение», но чтобы просить какие-то деньги от города, какую то помощь… Не очень я этого хочу, процесс слишком затянется. Главное — чтобы не мешали.
— А сейчас не мешают?
— Нет-нет, все хорошо. Слава Богу, не мешают. Главное, чтобы все скорее закончилось, и мы открылись.
— Вообще, насколько сложно с нуля создать в Питере что-то своё с привлечением и властей, и просто неравнодушных жителей, плюс тот же краудфандинг?
— В принципе, не сложно. Но дело не в этом. Все ведь делается благодаря волонтёрам, которые делают ремонт, и определённому количеству так называемых дарителей, которые помогают даже не только деньгами, а могут машину цемента, к примеру, подарить или проводов привезут. Ну и спасибо громадное всем известным музыкантам, которые выступали у меня на мероприятиях. Это всё безвозмездная история была, да и площадку нам предоставляли бесплатно.
— А что планируете провести в Екатеринбурге?
— Там в марте будут играть группы Чайф, Смысловые Галлюцинации, Сансара и Курара, плюс помимо этого пригласим пятую молодую группу, которую выберем в Интернете. Ведь у Смысловых Галлюцинаций тоже есть фонд, который тоже продвигает молодежь. Вот мы и решили сделать такой подарок одной из групп, которая покажет себя в хорошем качестве.
— Как продвигаются дела с краудфандингом на «Планете»?
— Уже никак, потому что всё закрылось, там собрали совсем немного средств. У нас остался электронный кошелек, желающие могут помогать через него.
— Остальные участники АукцЫона помогают «Гаркунделю»?
— Лёня Фёдоров дважды участвовал в мероприятиях, в Питере и Москве, и соответственно, помогал и продолжает это делать.
— В интернете очень много проводят параллелей между «Гаркунделем» и Ленинградским рок-клубом, называя это чуть ли не попыткой его возрождения…
— Не совсем так. Я хочу взять из Ленинградского рок-клуба, если получится, только одну вещь — атмосферу.
Хочется, чтобы люди, приходящие в арт-центр, посещали его не только ради концертов, выставок и других мероприятий, но ходили просто как в клуб, или как к кому-то в гости. Будем проводить встречи, беседы, диспуты, всё, что угодно. Главное — чтобы была атмосфера. Это самое главное. А всё остальное приложится.
— Обязательно ли группы, которые будут выступать на сцене «Гаркунделя», должны нравиться Гаркуша-слушателю?
— Сейчас, пока арт-центр строится, я провожу свой фестиваль в байк-клубе Night Hunters. Раз в неделю нам предоставляют сцену, выступают, как правило, четыре коллектива. Так вот, я эти группы, как правило, никогда не видел. Ни записи не слушал, ни видео, ни живьём, тем более. На фестивале и вижу впервые. В арт-центре, думаю, будет так же. Плюс мы не хотим делать чисто музыкальную историю. В итоге будем смотреть живьём, и если группа интересная — сможем предложить или на «Окна открой», или на «Нашествие» поехать, может, на какие-то иные фестивали. Но таких групп крайне мало.
Олег Гаркуша рассказывает о фестивале «Гаркундель»
— Итоговый концерт в этом году планируете?
— В 2014 году мы делали опен-эйр. Это не так просто: нужно договариваться с администрацией, деньги искать и так далее. В этом году, надеюсь, получится такой фест организовать. Все коллективы, которые проходят за сезон через «Гаркундель», это порядка 200-300 групп, где-то десяток из них можно выделить. Они в итоге играют на опен-эйре.
— А кого из опытных и известных ныне музыкантов можно назвать «птенцами» «Гаркундель-феста»?
— Допустим, это группа Хамы, Гафт, из тех, кто постарше — Ночные снайперы, Последние танки в Париже, Animal Джаz, Jane Air, Billy’s Band…
— Общаться с ними продолжаете?
— Ну конечно! Я вообще со всеми общаюсь (смеётся).
— Последняя вышедшая работа, в которой принимали участие музыканты группы АукцЫон – это запись стихов Алексея Хвостенко под названием «Скорпион». Лично вы приложили руку к его созданию?
— К своему стыду, вообще не помню, что это такое. Участие я в нем не принимал, и даже предполагаю, почему.
— Почему же?
— Потому что я пил много. Сейчас уже не пью. Это же, как понимаю, архивные записи, 1993 год, самый пьяный год в моей жизни… Я ещё даже не слушал его, так что, и сказать нечего.
— Альбом «Юла» вышел у группы в 2011 году, и естественно, напрашивается вопрос: созрел ли АукцЫон для новой работы, пишутся ли новые вещи?
— Происходят довольно редкие репетиции для альбома… Ну а там посмотрим. АукцЫон ведь никогда не планировал выход своих записей, в этом году там, или в следующем. Но, в принципе, есть некоторое количество песен, которые репетируются. Возможно, альбом будет.
— На концертах их ещё не исполняете?
— Нет. Только старый материал.
— Какие у Аукцыона планы на этот год? Прошлый год ведь оказался плодотворным: и фильм «Ещё», и сольное творчество Фёдорова…
— Опять же, у нас группа такая: мы ведь не в шоу-бизнесе. Есть какие-то ближайшие выступления, но глобальных планов определённых пока нет.
— Продолжится ли сотрудничество с лейблом «Геометрия» по поводу переиздания старых альбомов группы?
— Сейчас они, если я не ошибаюсь, делают «Бодун». А крайним был «Как я стал предателем», которому как раз 25 лет исполнилось.
— Помимо АукцЫона и «Гаркунделя» чем ещё занимаетесь? Может, в кино зовут?
— Как раз недавно снялся в сериале, «Семейный альбом» называется. Он ещё не вышел. А так изредка звонят… Рассматриваем. Иногда на гастроли приглашают.
— О фильме «Ещё»: насколько сложно было привыкнуть к тому, что на протяжении семи лет за группой следовал совершенно новый человек — режиссёр Дмитрий Лавриненко?
— Как-то так получилось, что он совершенно незаметно влился в эту историю, и на протяжении всего этого времени, особо не мешая, снимал, или он, или операторы, или Лида, жена Фёдорова.
— Он сейчас продолжает работу с группой?
— Приходит постоянно на концерты. А может и снимает.
— Результатом остались довольны?
— Ну что сказать… О нас фильм. Он достаточно интересный, не столько документальный, сколько художественный. Там показана душа коллектива, не просто люди, а именно происходящее, творчество. И это очень здорово. Три раза довелось его смотреть, волею судеб, и каждый раз «Ещё» воспринимался по-разному.
— И что подумали после третьего просмотра?
— Не без хвастовства скажу: фильм значимый. Значимое явление. Потому что про нас, про группу АукцЫон, которая начинала в далеком 1978 году, подростками Фёдоровым и Озерским. И в итоге она доросла до того, что про неё снимают кино. Это приятно.
— Был же ещё фильм «Как слышится, так и пишется»…
— Это немного не то. Там просто интервью и клипы. А «Ещё» — полнометражная лента, её в кинотеатрах показывают.
— В этом году ведь должен выйти фильм Дмитрия Лавриненко про Леонида Фёдорова? Есть уже какие-то сроки, название?
— Не знаю, к сожалению. Но снимался он параллельно. Материала ведь было очень много, и, наверное, у Димы появилась возможность сделать фильм про Лёню.
— А к вам Лавриненко с предложением о съёмке фильма не обращался?
— Нет, но я ему сказал, что «Дима, логично, если ты снимаешь про Фёдорова, то снимай и про меня». Он сказал, что подумает.
— В «Ещё» есть совершенно замечательный клип на песню «Падал», где вы являетесь главным героем. Плюс у участников непривычный грим нанесен. К нему Кирилл Миллер руку приложил?
— Конечно, он гримом занимался.
— Это ведь некий привет старой истории группы…
— Да, можно и так сказать.
https://youtu.be/qU4YPl9XLgQ
— Ностальгия по раннему АукцЫону посещает? По гриму, шоу…
— Не скажу, что совсем уж ностальгирую, бывают просто светлые воспоминания о молодости.
— Пришла бы группа к такому же успеху, если бы она продолжала идти курсом, принятым в 80-е? С упором на визуальную часть.
— Ой, не знаю. Дело в воле судеб. Если бы, допустим, наш барабанщик соглашался, чтобы его гримировали, возможно, визуализация и продолжилась. Но так как он не захотел этого, да и все остальные уже раздумали, всё и прекратилось.
— Как сейчас обстоят дела у бывшего участника группы, танцора Владимира Весёлкина?
— Он приходил к нам на концерт в «Зал Ожидания», «здрасьте» друг другу сказали, не беседовали.
— Вам через месяц будет 54 года. Чувствуете ли себя на этот возраст и готовы ли ещё выходить на сцену, танцевать на сцене, творить?
— Знаете, если я выхожу на сцену — то выхожу. Как бы лень меня не принуждала лежать, всё равно: когда появляешься на сцене — это совсем другая ситуация.
— Можно ли назвать тогда «Гаркундель» подготовкой к условной спокойной жизни, уходу со сцены?
— Теоретически можно, почему нет. Я не знаю, до скольких лет мне здоровье позволит скакать, может и до ста лет. Опять же, мне нравится этим заниматься, помогать молодёжи, чтобы не шлялась по подворотням. Так что это мне нужно.
— А сейчас здоровье скакать позволяет?
— Да.
Олег Гаркуша на фестивале «Стереолето — 2014» в бейсболке, одолженной автором фото — фотографом Константином Кондруховым
Гаркуша и его Гаркундель
В зимние каникулы наши люди побывали в Питере и там пообщались с бессменным «лицом» и «талисманом» АукцЫона, шоуменом, поэтом и киноартистом Гаркушей — о его арт-центре «Гаркундель», творчестве и фильме.
Слова: Максим КАРПЕНКО. Фото: Анна ЗАМЯТИНА и Константин КОНДРУХОВ.
«Нравится помогать молодёжи, чтобы она не шлялась по подворотням»
— Думаю, многим известно, что фонду «Гаркундель» уже немало лет. А когда решили уже окончательно осесть в своём помещении и открыть центр поддержки молодых талантов?
— «Гаркундель» зарегистрирован в 2000 году как общественный благотворительный фонд развития молодежного творчества. Изначально он базировался в кинотеатре «Спартак» в Санкт-Петербурге, но потом здание сгорело, и нам пришлось представлять свой одноимённый фестиваль по самым разным площадкам. А через некоторое время возникла такая мысль — обратиться к правительству города, чтобы получить какое-то помещение. Переписка с властями длилась семь лет, периодически что-то предлагали, но совершенно не подходящее: подвалы, или же сильно далеко от центра.
Но, в конце концов, в 2013 году фонду дали помещение — флигель на 10-й Советской. Сейчас там потихоньку идёт ремонт, делается он руками волонтёров. Разумеется, нужны финансы: изначально это были мои накопления, потом мы придумали такую вещь, как благотворительные концерты. Первый прошёл в мае 2014 года в Питере, в сентябре — в Москве, а вот сейчас, в марте, отправимся в Екатеринбург. Потихонечку строимся. Есть ведь ещё определённые подводные течения, непросто делать ремонт — надо ещё всё согласовывать с организациями, проектным бюро, МЧС. Некоторые бумаги делаются полгода-год, поэтому от этого тоже зависит, как быстро откроется арт-центр «Гаркундель».
— Кроме помещения власти ещё как-то помогали фонду?
— Я пришёл к тому, что «спасибо большое за то, что дали помещение», но чтобы просить какие-то деньги от города, какую то помощь… Не очень я этого хочу, процесс слишком затянется. Главное — чтобы не мешали.
— А сейчас не мешают?
— Нет-нет, все хорошо. Слава Богу, не мешают. Главное, чтобы все скорее закончилось, и мы открылись.
— Вообще, насколько сложно с нуля создать в Питере что-то своё с привлечением и властей, и просто неравнодушных жителей, плюс тот же краудфандинг?
— В принципе, не сложно. Но дело не в этом. Все ведь делается благодаря волонтёрам, которые делают ремонт, и определённому количеству так называемых дарителей, которые помогают даже не только деньгами, а могут машину цемента, к примеру, подарить или проводов привезут. Ну и спасибо громадное всем известным музыкантам, которые выступали у меня на мероприятиях. Это всё безвозмездная история была, да и площадку нам предоставляли бесплатно.
— А что планируете провести в Екатеринбурге?
— Там в марте будут играть группы Чайф, Смысловые Галлюцинации, Сансара и Курара, плюс помимо этого пригласим пятую молодую группу, которую выберем в Интернете. Ведь у Смысловых Галлюцинаций тоже есть фонд, который тоже продвигает молодежь. Вот мы и решили сделать такой подарок одной из групп, которая покажет себя в хорошем качестве.
— Как продвигаются дела с краудфандингом на «Планете»?
— Уже никак, потому что всё закрылось, там собрали совсем немного средств. У нас остался электронный кошелек, желающие могут помогать через него.
— Остальные участники АукцЫона помогают «Гаркунделю»?
— Лёня Фёдоров дважды участвовал в мероприятиях, в Питере и Москве, и соответственно, помогал и продолжает это делать.
— В интернете очень много проводят параллелей между «Гаркунделем» и Ленинградским рок-клубом, называя это чуть ли не попыткой его возрождения…
— Не совсем так. Я хочу взять из Ленинградского рок-клуба, если получится, только одну вещь — атмосферу.
Хочется, чтобы люди, приходящие в арт-центр, посещали его не только ради концертов, выставок и других мероприятий, но ходили просто как в клуб, или как к кому-то в гости. Будем проводить встречи, беседы, диспуты, всё, что угодно. Главное — чтобы была атмосфера. Это самое главное. А всё остальное приложится.
— Обязательно ли группы, которые будут выступать на сцене «Гаркунделя», должны нравиться Гаркуша-слушателю?
— Сейчас, пока арт-центр строится, я провожу свой фестиваль в байк-клубе Night Hunters. Раз в неделю нам предоставляют сцену, выступают, как правило, четыре коллектива. Так вот, я эти группы, как правило, никогда не видел. Ни записи не слушал, ни видео, ни живьём, тем более. На фестивале и вижу впервые. В арт-центре, думаю, будет так же. Плюс мы не хотим делать чисто музыкальную историю. В итоге будем смотреть живьём, и если группа интересная — сможем предложить или на «Окна открой», или на «Нашествие» поехать, может, на какие-то иные фестивали. Но таких групп крайне мало.
Олег Гаркуша рассказывает о фестивале «Гаркундель»
— Итоговый концерт в этом году планируете?
— В 2014 году мы делали опен-эйр. Это не так просто: нужно договариваться с администрацией, деньги искать и так далее. В этом году, надеюсь, получится такой фест организовать. Все коллективы, которые проходят за сезон через «Гаркундель», это порядка 200-300 групп, где-то десяток из них можно выделить. Они в итоге играют на опен-эйре.
— А кого из опытных и известных ныне музыкантов можно назвать «птенцами» «Гаркундель-феста»?
— Допустим, это группа Хамы, Гафт, из тех, кто постарше — Ночные снайперы, Последние танки в Париже, Animal Джаz, Jane Air, Billy’s Band…
— Общаться с ними продолжаете?
— Ну конечно! Я вообще со всеми общаюсь (смеётся).
— Последняя вышедшая работа, в которой принимали участие музыканты группы АукцЫон – это запись стихов Алексея Хвостенко под названием «Скорпион». Лично вы приложили руку к его созданию?
— К своему стыду, вообще не помню, что это такое. Участие я в нем не принимал, и даже предполагаю, почему.
— Почему же?
— Потому что я пил много. Сейчас уже не пью. Это же, как понимаю, архивные записи, 1993 год, самый пьяный год в моей жизни… Я ещё даже не слушал его, так что, и сказать нечего.
— Альбом «Юла» вышел у группы в 2011 году, и естественно, напрашивается вопрос: созрел ли АукцЫон для новой работы, пишутся ли новые вещи?
— Происходят довольно редкие репетиции для альбома… Ну а там посмотрим. АукцЫон ведь никогда не планировал выход своих записей, в этом году там, или в следующем. Но, в принципе, есть некоторое количество песен, которые репетируются. Возможно, альбом будет.
— На концертах их ещё не исполняете?
— Нет. Только старый материал.
— Какие у Аукцыона планы на этот год? Прошлый год ведь оказался плодотворным: и фильм «Ещё», и сольное творчество Фёдорова…
— Опять же, у нас группа такая: мы ведь не в шоу-бизнесе. Есть какие-то ближайшие выступления, но глобальных планов определённых пока нет.
— Продолжится ли сотрудничество с лейблом «Геометрия» по поводу переиздания старых альбомов группы?
— Сейчас они, если я не ошибаюсь, делают «Бодун». А крайним был «Как я стал предателем», которому как раз 25 лет исполнилось.
— Помимо АукцЫона и «Гаркунделя» чем ещё занимаетесь? Может, в кино зовут?
— Как раз недавно снялся в сериале, «Семейный альбом» называется. Он ещё не вышел. А так изредка звонят… Рассматриваем. Иногда на гастроли приглашают.
— О фильме «Ещё»: насколько сложно было привыкнуть к тому, что на протяжении семи лет за группой следовал совершенно новый человек — режиссёр Дмитрий Лавриненко?
— Как-то так получилось, что он совершенно незаметно влился в эту историю, и на протяжении всего этого времени, особо не мешая, снимал, или он, или операторы, или Лида, жена Фёдорова.
— Он сейчас продолжает работу с группой?
— Приходит постоянно на концерты. А может и снимает.
— Результатом остались довольны?
— Ну что сказать… О нас фильм. Он достаточно интересный, не столько документальный, сколько художественный. Там показана душа коллектива, не просто люди, а именно происходящее, творчество. И это очень здорово. Три раза довелось его смотреть, волею судеб, и каждый раз «Ещё» воспринимался по-разному.
— И что подумали после третьего просмотра?
— Не без хвастовства скажу: фильм значимый. Значимое явление. Потому что про нас, про группу АукцЫон, которая начинала в далеком 1978 году, подростками Фёдоровым и Озерским. И в итоге она доросла до того, что про неё снимают кино. Это приятно.
— Был же ещё фильм «Как слышится, так и пишется»…
— Это немного не то. Там просто интервью и клипы. А «Ещё» — полнометражная лента, её в кинотеатрах показывают.
— В этом году ведь должен выйти фильм Дмитрия Лавриненко про Леонида Фёдорова? Есть уже какие-то сроки, название?
— Не знаю, к сожалению. Но снимался он параллельно. Материала ведь было очень много, и, наверное, у Димы появилась возможность сделать фильм про Лёню.
— А к вам Лавриненко с предложением о съёмке фильма не обращался?
— Нет, но я ему сказал, что «Дима, логично, если ты снимаешь про Фёдорова, то снимай и про меня». Он сказал, что подумает.
— В «Ещё» есть совершенно замечательный клип на песню «Падал», где вы являетесь главным героем. Плюс у участников непривычный грим нанесен. К нему Кирилл Миллер руку приложил?
— Конечно, он гримом занимался.
— Это ведь некий привет старой истории группы…
— Да, можно и так сказать.
https://youtu.be/qU4YPl9XLgQ
— Ностальгия по раннему АукцЫону посещает? По гриму, шоу…
— Не скажу, что совсем уж ностальгирую, бывают просто светлые воспоминания о молодости.
— Пришла бы группа к такому же успеху, если бы она продолжала идти курсом, принятым в 80-е? С упором на визуальную часть.
— Ой, не знаю. Дело в воле судеб. Если бы, допустим, наш барабанщик соглашался, чтобы его гримировали, возможно, визуализация и продолжилась. Но так как он не захотел этого, да и все остальные уже раздумали, всё и прекратилось.
— Как сейчас обстоят дела у бывшего участника группы, танцора Владимира Весёлкина?
— Он приходил к нам на концерт в «Зал Ожидания», «здрасьте» друг другу сказали, не беседовали.
— Вам через месяц будет 54 года. Чувствуете ли себя на этот возраст и готовы ли ещё выходить на сцену, танцевать на сцене, творить?
— Знаете, если я выхожу на сцену — то выхожу. Как бы лень меня не принуждала лежать, всё равно: когда появляешься на сцене — это совсем другая ситуация.
— Можно ли назвать тогда «Гаркундель» подготовкой к условной спокойной жизни, уходу со сцены?
— Теоретически можно, почему нет. Я не знаю, до скольких лет мне здоровье позволит скакать, может и до ста лет. Опять же, мне нравится этим заниматься, помогать молодёжи, чтобы не шлялась по подворотням. Так что это мне нужно.
— А сейчас здоровье скакать позволяет?
— Да.
Олег Гаркуша на фестивале «Стереолето — 2014» в бейсболке, одолженной автором фото — фотографом Константином Кондруховым