Грузинский блюз Нино Катамадзе

Written by . Filed under Архив, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

ninoСлова: Александр АРЛЯПОВ.

Фото: Анжелина БАУЭР.


Когда под Новый год я узнал про предстоящий приезд к нам Нино Катамадзе – радости моей не было предела. Сейчас попробую объяснить, почему.

В 70-80-е годы прошлого века символом грузинской музыки для жителей СССР были Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе и ансамбль Иверия (помните незабвенную «Арго-о-о-о»?). Позднее ими стали Тамара Гвердцители и Сосо Павлиашвили

Сейчас же лицом современной грузинской музыки стала именно Нино Катамадзе.

И лицо это мне крайне симпатично. Может быть, тем, что в нём полностью отсутствует налёт пресловутой «эстрадности». Дело даже не только в прежней советской традиции непременного исполнения произведений членов Союза композиторов и строго оговоренного народного репертуара. Просто вот витал некий дух формальности и помпезности над теми героями… Не чувствовалось склонности (да и потребности) хоть в каком-то отступлении от правил, в каком-нибудь эксперименте.

Пришло новое время – появились новые люди, которые мыслят уже совершенно иначе. И я не только про Грузию – это для всего постсоветского пространства характерно, ведь невозможно представить себе ту же Пелагею в рамках прежней эстрады, также как анахронизмом выглядят сейчас какие-нибудь Песняры

Но вернёмся к Нино. Концерт определённо вызвал ажиотаж среди нашей публики – Большой концертный зал был полон. Снимать прессе позволили две первые песни – спасибо и на том, что не выгнали фотографов из зала, как на ДДТ, позволили досмотреть действо.

Достаточно мощный и плотный звук накрыл пространство с первой же композиции. В лучших традициях, музыканты начали с инструментального интро, сама же Нино появилась через несколько минут. Признаться, своей внешностью она вызвала у меня приятные ассоциации с заокеанскими соул-дивами крупных, кустодиевских форм. И при том певице никак не откажешь в гипер-подвижности и активности на сцене: на месте ей вообще не стоялось, дива с косой постоянно пританцовывала, управлялась с бубном, разнообразной перкуссией, клавишными, даже успевала делать обработку собственного вокала – в одной из песен внезапно пропустив его через вокодер. Мало того, она регулярно «уходила в народ», спускаясь в зал и путешествуя по нему вплоть до верхних рядов. На песне под названием «Olei» она устроила настоящее шоу с хоровым пением зала. В середине концерта, на длинной инструментально-импровизационной композиции Катамадзе внезапно исчезла со сцены – а затем обнаружилась уже за пультом звукорежиссёра, посреди зала (к звуку у неё, похоже, всё-таки были вопросы).

Выложилась грузинская дива, что называется, «по полной» – всем бы такой отдачи и активности пожелать! Кстати, дома её ждёт маленький сын (ему нет и двух лет) – по словам Нино, они не виделись уже два месяца: в январе она была занята в российской постановке вокальной оперы-импровизации Бобби Макферрина «Боббл», а с февраля отправилась в гастрольный тур.

Что же до музыки, то здесь было настоящее пиршество для гурмана: это можно называть world misic, но термин сей весьма неконкретен, и требует расшифровки. Дело в том, что в её творчестве грузинская традиция находит воплощение в самых разнообразных вариантах музыкальной практики последних десятилетий: тут тебе и джаз, и блюз, и арт-рок, и эйсид-джаз и масса прочих.

И её альянс с прекрасной группой Insight великолепен – тут очень подходит банальное определение «они созданы друг для друга». Отличные инструменталисты Гоча Катчеишвили (гитара),  Уча Гугунава (бас) и Давид Абуладзе (барабаны) не просто создают поистине шикарный фон для её прекрасного голоса. Они ткут настоящее полотно звуков, способное погружать в транс и вызывать сильнейшие эмоции. Уже упомянутый инструментальный трек, прозвучавший в середине представления, в своём импровизационном течении перетекал из джаз-рока а-ля Chicago в психоделию а-ля Doors, а затем вдруг срывался в атональный авангард, в невероятный фри-джаз со скомканной ритмикой и взрывами звуков. Любимое занятие музыкальных критиков – поиск аналогий и цитат – не покинуло меня и в этот раз. Постоянно ловил себя на приятных моментах: вот тут вдруг вспомнилась старенькая вещь Квартала «Сада Якко», а тут — ритм как в «Teardrop» Massive Attack: бочка-бочка-хэт.

Голос грузинской дивы волновал, успокаивал, тревожил, убаюкивал, веселил, печалил…

В холодной коробке БКЗ весь концерт как будто бил неиссякаемый фонтанчик тепла («когда на улице минус сорок, то в душе должно быть плюс сорок – и всё будет прекрасно!»). Во время проникновенных лиричных песен (вроде той же «Once in the Street» или «Страны цветов») на глаза наворачивались слёзы, от мощных энергичных блюзов (типа «Beauty») по коже бегали мурашки…

После представления новой песни с ещё не вышедшего альбома «Red» (продолжающего «цветную» линию вслед за «Black», «White» и «Blue»), прозвучала и долгожданная, любимая многими «Сулико» (получившая, кстати, хороший рейтинг у слушателей томского интернет-радио rtfm) – ей зал аплодировал уже стоя, также как и финальному блюзу.

Наталья Нелюбова (томская арт-фолк певица):

«Что мне в ней понравилось, так это её полная и совершенная негламурность. Она ведёт себя просто, не стесняется своей не модельной внешности, очень естественна во всём. Хотя иногда было ощущение, что она как бы переливается через край, что музыкантам надо её немножко притормаживать».

PS. А ещё я во время концерта неожиданно поймал себя на ощущении, что страшно соскучился по хорошему грузинскому вину. Во рту как будто появился привкус «Киндзмараули»…

20100227


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*