Hallo Spaceboy! Покойся с миром…

Written by . Filed under Архив, Видео, Новости, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

bowie1В это невозможно поверить, но… умер Дэвид Боуи.

В фейсбуке артиста говорится, что он боролся с раком последние 18 месяцев. Он умер 10 января 2016 года в кругу близких. 

«Дэвид Боуи мирно ушёл из жизни сегодня, в окружении семьи, после мужественной 18-месячной битвы с раком. Понимая, какой станет эта утрата для многих из вас, мы просим проявить уважение к его семье в этот скорбный час», — гласит текст сообщения.

В свете этой неожиданной и шокирующей новости совершенно иначе воспринимается и последний альбом музыканта «Blackstar», вышедший 8 января, в день, когда Боуи исполнилось 69 лет, и тем более его последний, весьма мрачный, видеоклип «Lazarus».


Слова: Александр АРЛЯПОВ, Иван РАДЬКОВ

Ушла эпоха

bowie1

Нет смысла обсуждать тот факт, что мы лишились Художника, сделавшего жизнь свою произведением искусства; Гения, десятки раз заново переизобретавшего себя и своё творчество; Демиурга, создававшего новые миры и населявшего их героями и образами (от Майора Тома и Зигги Стардаста в ранних альбомах до детектива Натана Адлера в индустриальном нуаре «1.Outside», записанном совместно с Трентом Резнором и Брайаном Ино). Ушёл герой, масштабом сравнимый с Моррисоном, Лу Ридом или Меркьюри, а то и со всеми ними разом.

Его влияние настолько всепроникающее, что его невозможно адекватно оценить в рамках одной заметки – об этом можно писать монографии и диссертации (недаром в России уже дважды проводились конференции по Дэвиду Боуи – и это не просто фанатские конвенции, там делались вполне солидные доклады).

С Россией у Дэвида вообще своеобразные отношения. В 80-е его рисовали в своих лубочных карикатурах «митьки», в 90-е он встречался с БГ и дарил ему гитару, в нулевые ему посвящали песни рок-герои нового времени Би-2 и Сансара.

bowie and bg

Но сам он, как это ни удивительно, впервые побывал в наших весях ещё в далёком 1973-м. С февраля по май того года Дэвид предпринял кругосветное путешествие, которое стало таковым скорее случайно, нежели запланированно. Поскольку он всегда боялся летать, то Атлантический океан пересёк на корабле, по Америке ехал поездом и автобусом, а Тихий океан вновь пересёк водным путем, после чего путешествовал по Японии. Вернуться в родную Англию он мог тем же маршрутом, но решил не повторять его, а двигаться вперёд – «Транссибирским экспрессом» через Сибирь в Москву, затем в Париж, а уж оттуда – домой.

bowie ussr

Второй раз он приезжал в СССР (теперь уже просто в Москву) вместе с Игги Попом в 1976-м. Тогда на таможне у него отобрали запрещённые к ввозу книжки.

В своём интервью он рассказывал ещё об одном эпизоде, связанном с нашей страной:

«Я был одним из первых, кто узнал о Чернобыле – за пределами России, конечно. Мы тогда записывали альбом в Швейцарии. Был приятный апрельский вечер, и все вывалили на лужайку перед студией. Перед нами были Альпы и озеро, и тут наш звукорежиссер, который остался в студии и слушал радио, закричал: «В России творится какой-то пиз*ец!» Выяснилось, что он поймал какую-то швейцарскую радиостанцию, а те, в свою очередь, поймали какую-то норвежскую волну. Норвежцы пытались до кого-нибудь докричаться. Они рассказывали, что со стороны России движутся огромные облака, и это не просто дождевые тучи. Собственно, это было первое известие о Чернобыле. Я позвонил знакомому журналисту в Лондон, но он не слышал ни о чём подобном – Чернобыль попал в главные новости лишь через несколько часов. Я помню, что это было очень странное чувство: осознавать, что ты один из немногих, кто знает о том, какая угроза повисла над планетой».

Наконец, третий, и последний, визит Дэвида в Россию состоялся уже в 1996-м. О нём сегодня вспоминал Артемий Троицкий, бывший тогда одним из организаторов визита:

«Мое самое тяжёлое воспоминание о Боуи — это его визит в Москву летом 96-го года. У меня была заготовлена для него целая программа: галереи, выставки, концерты… Но у него было плохое настроение, и он почти всё время проводил в своем гостиничном номере, мы даже записывали там передачу «Кафе Обломов», потому что он отказался ехать в Останкино. Неудачно прошёл и сам концерт, но уже по вине организаторов — мы совершенно не угадали с помещением, и дело происходило в Кремлёвском дворце съездов. Конечно, это было место не для Боуи, да ещё и прямо перед сценой поставили этакий вип-партер — столики со стульями, так что получился какой-то кабацкий антураж. Я это всё увидел в последний момент, когда уже пришел в зал, и сделать ничего не мог. За столиками сидели какие-то седовласые папики со своими блондинистыми телками и клевали носом, а некоторые прямо во время концерта разговаривали по телефону. Это был просто позор, и Боуи остался ужасно недоволен концертом. Я перед ним извинился, и на наши личные отношения эта история не повлияла, но приезжать в Россию на гастроли он больше не захотел».

Наконец, вот вам ещё одна ниточка: пару лет назад был опубликован список 100 любимых книг Дэвида Боуи, и в него попали, среди прочих, несколько произведений русских писателей: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Лолита» Владимира Набокова и «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург. Также в списке Боуи есть книга британского историка Орландо Файджеса «Трагедия народа» об Октябрьской революции в России.

В «правилах жизни» для журнала Esquire Дэвид некогда сказал:

«Я не пророк и не чувак из каменного века. Я простой смертный с задатками супермена. И я всё ещё жив».


И с этим не поспоришь. Он живее многих вполне себе здравствующих. И, надеюсь, проживёт ещё долго. В тех же «правилах» он заметил, что «вряд ли кто-то вспомнит о нём через тысячу лет». Я бы не был столь категоричен.

А теперь – составленная Ваней Радьковым, тогдашним вокалистом томской группы Теория Игр, творческая биография Боуи, в 2009-м напечатанная во втором номере «Нового Рока» под рубрикой «Знаки времени».


bowie teen

ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ,

или Герой зазеркалья


Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года на Стэнсфилд Роуд в английском городке Брикстон. C ранних лет он увлёкся музыкой, в частности, саксофоном. Первое выступление на рождественской ёлке для 300 зрителей обернулось провалом. Впрочем, Дэвида это не испугало. Он рос нормальным ребенком, разве что немного ленивым. Играя в школьных группах на саксофоне, Дэвид твёрдо решил стать музыкантом. Работа в группе его не очень привлекала, и наш герой нацелился на сольную карьеру. Что в первую очередь для этого нужно? Правильно, звучное имя.


Из истории чудесной фамилии Дэвида:

«Однажды мать приготовила грибы, которые росли у нас на заднем дворе. После обеда я обычно садился на пол и слушал свои альбомы, но тут в окно влетела эта необычная штуковина, вроде птицы, села на стоявший на окне и сильно подгоревший пирог, и стала мне вещать: с этого дня ты Боуи, через «О». Я бы расспросил поподробнее, если бы книжный шкаф вдруг не вздумал меня слопать». Он позвонил своему менеджеру, Кену Питу. «Сойдёт», — сказал Питт: «Всяко лучше, чем Дэйви Джонс»


Днём рождения собственно артиста с именем Дэвид Боуи считается 14 января 1966 года. Именно в этот день имя впервые появилось на обложке пластинки группы The Lower Third «Can’t Help Thinking About Me». Тем временем, первые синглы новоиспечённого Дэвида Боуи трудно было назвать перспективными… Менеджеры один за другим бежали от него. Случались и оптимистичные моменты: Дэвид доли секунды проторчал в телевизоре, станцевав для рекламы мороженого «Лув» фирмы Лайонз Айс Крим.

Несмотря на это, некий новый лейбл подписал с Дэвидом контракт на запись альбома, с совершенно нелепым условием: в него обязательно должна войти песня про гнома, причём исполненная непременно писклявым голоском… Первый «альбом» «Love You Till Tuesday» был встречен с прохладцей и благополучно канул в лету.

На какое-то время все силы и старания Дэвида поглотила пантомима. Он стал буквально одержим ею, строил кучу планов и беспрерывно практиковался. От пантомимы Дэвид оторвался ровно на столько, сколько шёл фильм «2001: Космическая одиссея». Посмотрев этот шедевр Стэнли Кубрика, Боуи тем же вечером сочинил «Космический бзик» («Space Oddity»), песню о человеке, крепко подсевшем на пантомиму и потерявшем связь с реальностью. В итоге песня глубоко тронула всех мимов и позволила Боуи записать-таки новый полноценный альбом. Пластика фурора не произвела, зато следующий альбом «Тhe Man Who Sold The World», выпущенный в 1970-м году, был уже куда более серьёзной работой, раскрывшей потенциал артиста. На пластинке прослушивались зачатки глэм-рока и хэви. Всё это сказалось и на продажах (к концу 81-го года было продано 50 000 копий), и на статусе Боуи, которого, наконец, начали принимать всерьёз как публика, так и звукозаписывающие компании. 

Недолго думая, Дэвид заявил прессе, что он бисексуал (чем, кстати, взбесил свою жену Анджелу, в платьях которой Боуи чувствовал себя вполне комфортно). Заручившись поддержкой американского лейбла RCA, певец на гребне успеха отправился в большое турне грандиозного масштаба, где имели место парики морковного цвета, световое шоу и разноцветные костюмы… Для многих это стало культурным откровением, а кого-то буквально свело с ума. Статус суперзвезды не устраивал только самого Дэвида: он предпочитал термин «супер-вупер-мега-секси-вип-люкс-де-люкс-стар».

Вслед за этим в 1972-м вышел легендарный альбом «Взлёт и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса» («The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars»). Продажи оперы о Зигги в одной лишь Великобритании составили 150 000 копий. Всё шло по плану.

bowie2

Следующим пунктом в этом плане стали Штаты. Грандиозное американское турне включало в себя как крупные города, так и провинциальную глушь. Дэвид порезвился на славу. Электро- и бас-гитары надрывались, головы подростков крошились об стены и сцены, нижнее белье летало в воздухе. Такого глобального успеха не ждал никто. Боуи пишет песни на ходу и отправляет их RCA, получая в ответ телеграммы «Не надорвись».

В начале 1973-го, с мешками под глазами и еле передвигая ногами, Дэвид возвращается в Англию. Но уже после двух недель репетиций он снова отбывает в Америку, где начинается новое турне. На одном из шоу Боуи ставят диагноз «переутомление». Тур прерван. Вместо этого выходит альбом «Святой Аладдин» («Aladdin Sane», 1973). 100 000 копий за первый месяц – такого до сих пор добивались только The Beatles. Когда в одном интервью Дэвид заявил, что он «намного прикольней Битлз» (обыграв ленноновскую фразу о том, что «Beatles популярнее Иисуса»), фанаты «битлов» сожгли ему ещё больше альбомов.

Тем временем гастроли продолжались, не была забыта и Япония, и родная Англия. Два концерта за вечер стало нормальной практикой. Дэвид часто падал замертво и реанимировался под капельницей между сетами. Доходило до того, что Боуи пытался назначать выступления на несуществующие 32 и 33 числа месяца.

1973-ий год подарил нам так же диск «Pin Ups» (последний, записанный с гитаристом Миком Ронсоном и продюсером Кеном Скоттом). Общие же объёмы продаж достигли миллиона долгоиграющих пластинок и больше миллиона синглов. Помимо этого, в планах Дэвида значилось намерение делать музыкальную экранизацию оруэлловского романа «1984».

После выхода насыщенного атмосферой диско альбома «Алмазные псы» («Diamond Dogs») в начале 1974 года стартует и очередное американское турне. Менеджеры Дэвида явно хотят ему смерти. Новые музыканты, очень много реквизита, хореографии, пиротехники, конфетти, термоядерные взрывы… Боуи летал, превращал воду в вино, метал молнии, в общем, олицетворял собой добрую половину всех когда-либо придуманных человеческих божеств.

В этом бешеном нечеловеческом ритме проходит весь 1974 год, Дэвид успевает записать ещё один диск – «Молодые Американцы» («Young Americans»), который выходит в 1975-м. Альбом становится экскурсом в соул-музыку, которая приглянулась Боуи в столь облюбованной им Америке. Совместная с Джоном Ленноном импровизация «Fame» попала на диск буквально в последнюю минуту. Она же стала первым в его карьере синглом №1 в США.

Дальше опять пробы в качестве актера, ещё один альбом, традиционные громогласные заявления  о том, что гастролей больше не будет никогда, плавно перетекающие в ещё один успешный тур. Дэвид дает 6 концертов подряд на стадионе Уэмбли. Тем временем над ним расправляет крылья кокаиновая зависимость, да и полиция не всегда относится с пониманием к увлечению Боуи слишком весёлым времяпрепровождением.

В 1977-м году артист выпускает два альбома: «Low» и «Heroes». В этих пластинках он реализует новые подходы к сочинительству, проявившиеся после совместных экспериментов в Западном Берлине с новыми людьми, среди которых Брайан Ино и Тони Висконти. Среди разных инноваций того времени были первые опыты в эмбиенте, а украшением альбома «Heroes» стали гитарные партии Роберта Фриппа. Да и кокаин не то чтобы не причём, порошок играл не последнюю роль, как в жизни певца, так и в тематике этих альбомов.

Ради своего друга Игги Попа Боуи отложил собственные планы, чтобы спродюсировать две его новые пластинками – «The Idiot» и «Lust For Life». Ради дружбы с Игги он даже преодолел свой разрекламированный страх перед самолетами и в качестве пианиста отправился с ним на гастроли.bowie-iggy-lou

Но на этом новые идеи Боуи не заканчиваются, он записывает нечто под названием «Петя и Волк». Это не что иное, как римейк на известное произведение Прокофьева, записанный с симфоническим оркестром Филадельфии. Сие неоднозначное издание, если и не покорило сердца фанатов Дэвида и почитателей Прокофьева, то уж точно стало одним из самых причудливых артефактов в его дискографии.

От переизбытка вдохновения ли, или в стремлении поскорее избавиться от контракта с RCA, Дэвид выпускает новый двойной диск «Сцена» («Stage» 1979), включающий в себя также концертные записи.

Тем временем, не выдержав (или же, напротив, продержавшись слишком долго) образа жизни и образа мыслей своего неординарного супруга, жена Боуи Анджела покончила с их брачными узами. Впоследствии она собиралась написать книгу о Дэвиде: «Эта книга будет содержать слова анал, пенис, отсос и сыпь на каждой странице, пришло время открыть правду». Впрочем, сие событие не произвело на Боуи ровным счётом никакого впечатления. Да и угрозы Энджи так и не стали чем-то большим. Оставшийся под опекой артиста сын был благополучно отдан в частную школу пансионного типа.

Сам же Дэвид в компании изумительных музыкантов принялся записывать поистине гениальное творение – альбом «Страшные Монстры и Супер Твари» («Scary Monsters And Super Creeps», 1980). Сразу после записи его ожидал театр: спектакль «Человек-слон» Дэнверского центра драматического искусства. Стоит говорить о том, что все билеты были раскуплены на неделю вперед? «Scary Monsters» же, благодаря синглу «Ashes to ashes», ждал оглушительный успех.

Вскоре Боуи записал свой знаменитый дуэт с Queen «Under Pressure» и на какое-то время ушёл в тень, а точнее в подвал – рисовать, заниматься резьбой и разговаривать с самим собой.

Нарушил это суфийское уединение «Голод», фантастический фильм ужасов про вампиров режиссёра Тони Скотта, со множеством лесбийских сцен с участием Катрин Денёв и Сьюзен Сарандон. Боуи исполнил там роль вампира, спутника главной героини.

Кино-опыт на этом не заканчивается. За долгие годы своей карьеры Боуи снимался во многих заметных кинокартинах известных режиссёров. Понтий Пилат в «Последнем искушении Христа» Мартина Скорцезе, агент ФБР в «Твин Пикс: Огонь, иди за мной» Дэвида Линча, король гоблинов в «Лабиринте» Джима Хенсона, майор Джек Селлерс в «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» Нагисы Осимы, Энди Уорхол в «Баския» Джулиана Шнабеля, Никола Тесла в «Престиже» Кристофера Нолана… Даже в эпизодических ролях наш герой приковывает к себе внимание зрителей, и, в отличие от многих звёзд поп- и рок-сцены, явно не обделён драматическим талантом.

bowie - warhol

Боуи в роли Энди Уорхола в фильме о художнике Баския

В 1983-м, вдохновившись танцевальными ритмами восьмидесятнического ритм-н-блюза, сменив продюсера и прихватив с собой в студию Стива Рэй Вона, Дэвид записал новый диск «Let’s Dance» («Потанцуем»). Коллекция элегантных, безупречно исполненных танцевальных композиций включала романтичную «China Girl» (впервые записанную с Игги Попом в Берлине). Заодно артист сменил и рекорд-лэйбл: отношения с RCA давно зашли в тупик, поэтому сделка с EMI стала для него глотком свежего воздуха. RCA ничего не осталось, как выпускать сборники раритетов.

Мировое турне в поддержку нового диска включило 90 концертов в 15 странах за 4 месяца. 5 миллионов копий альбома разлетелись моментально. Причём гонорары американских концертов колебались от 700 000 до 2 500 000 долларов. Это был пик коммерческого успеха и 100 миллионов, заработанных за год наглядно демонстрировали это.

А после вновь повторился цикл «уйти в подполье и рисовать, а потом записать дико популярный диск (на сей раз речь идет о «Tonight», 1984) – уйти в подполье и рисовать».

Ближайшие два года прошли достаточно спокойно, Боуи принимает участие в кино-проектах, и, по большому счёту, отдыхал. А в 1987-м отправился в мировое турне в преддверии альбома «Never Let Me Down» (1987) в компании 18-метрового стеклянного паука. Несмотря на то, что и в этот раз тур был масштабным, пафосным и включал в себя концерт на Уэмбли, альбом был встречен с прохладцей.

А дальше очередь удивляться настала для его нового рекорд-лэйбла EMI: Боуи выслал ей записи, где вместо его имени значилось «Tin Machine». Новый проект позиционировался исключительно как группа, а Дэвид – лишь частичка её. Этот факт, впрочем, не помешал покорить чарты и иметь гастрольный успех.

В начале девяностых Боуи вторично женился (на супермодели сомалийского происхождения Иман Абдулмаджид) и выпустил «Skin and Vision» (по сути, сборник лучших песен), стадионный тур в поддержку которого стал наглядным доказательством, что фигура Дэвида более чем актуальна. Параллельно выходит второй альбом проекта Tin Machine («Tin Machine 2», 1991), но большого ажиотажа эта пластинка, названная критиками «пародией на хэви-метал, наложенной на кошачий хор», не произвела.

Сольная же деятельность Боуи носит более продуктивный характер, альбом «Black Tie White Noise» (1993), переплетающий дэнс, фанк и рок, а также сингл с него «Jump» возглавляют британские рейтинги продаж.

В 1994-м году Дэвид возобновил сотрудничество с Брайаном Ино. Результатом стал очень глубокий и неожиданный для многих диск «1.Outside» (1995). Альбом порадовал наличием элементов электроники, индастриала и эмбиента, а кроме того, чёткой концепцией в содержании и оформлении. Подчеркивая многослойный характер записи, Боуи поёт несколькими голосами: то он мелодраматический эстрадный вокалист, то характерный лондонский певец, то тихий затворник берлинского периода. Он расслаивается и на несколько ролей: 14-летняя девушка, дряхлый 78-летний старикан, деспотичный футурист 46-и лет от роду. В туре в поддержку диска Дэвида поддерживали Nine Inch Nails (Трент Резнор сделал ремикс на песню «The Hearts Filthy Lesson», а кроме того выходил на сцену и в качестве клавишника Боуи, как некогда делал сам Дэвид на выступлениях Игги Попа).

Параллельно, Боуи дал несколько акустических концертов с Нилом Янгом и Pearl Jam.

Боуи вернулся в студию в 1996-м и записал «Earthling» (1997) с сильным влиянием модного направления drum’n’bass. Синглы с него «Little Wonder», «Dead Man Walking», «Telling Lies» (выпущенный в набиравшем популярность интернете) и «I‘m Afraid of Americans» (попавший в саундтрек фильма «Showgirls» Пола Верхувена) принесли Дэвиду популярность и среди нового «кислотного» молодого поколения.

В январе 1997 в нью-йоркском зале Madison Square Gardens Дэвид Боуи отметил свой 50-летний юбилей при полном звёздном параде: шоу с участием Лу Рида, Роберта Смита, Билли Коргана, Фрэнка Блэка, Sonic Youth и Foo Fighters, стало одним из самых памятных концертных событий 90-х.

В 1999-м вышел более традиционный по звучанию диск «Hours». От воображения Боуи альбом приходит непосредственно к самому Боуи и, по всей видимости, является самым автобиографичным. Тогда же Дэвид записал вокал для песни Placebo «Without You I’m Nothing».

2002-ой год приносит с собой пластинку «Heathen» (на которой он вернулся к сотрудничеству с Тони Висконти), а на следующий год выходит «Reality», наглядно убеждающий – герой не просто по-прежнему превосходно держится в седле, но и способен выпускать очень крепкие и мощные работы.

Освоив едва ли не все виды искусств, Дэвид берётся за новейшие информационные технологии. В 1998 году открывается информационный хайвэй BowieNet (www.davidbowie.com), первый в мире поставщик интернет-услуг, созданный артистом. BowieNet включил в себя новости, спорт, финансовые службы, чат, музыку и развлечения, а специально для меломанов – неизданные записи, видео- и фотоматериалы, отчёты о концертах во всех жанрах и, само собой, mp3-треки Боуи и ряда других звёзд.

Помимо этого, в 2000-е Дэвид увлекается и протежированием «молодых талантов», помогая инди-рокерам Arcade Fire и TV on the Radio. А в 2006-м получает Грэмми за «жизненные достижения в музыке и индустрии звукозаписи».

Как и прежде, Дэвид Боуи остаётся верен себе, это всё то же разноглазое зеркало окружающего мира, всё то же множество лиц в одном лице, и уходить от нас он пока не собирается…


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*