Всезнающий Незнайка: Пётр Мамонов и с.н. Звуки Му в ЦК ТГУ

Written by . Filed under Архив, Видео, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

577A08209 октября в Томске впервые выступил один из самых неоднозначных героев русской рок-музыки Пётр МАМОНОВ, показавший свой новый состав Совершенно новые Звуки Му и новую программу «Приключения Незнайки».

На концерте и прошедшей днём раньше пресс-конференции побывала представительная делегация нашего журнала.

Мы попытались найти рациональное объяснение феномену противоречивого артиста.

Слова: Вячеслав ТУМАЛАНОВ.

Фото: Алёна КАРДАШ.

577A1547


Всезнающий Незнайка: Пётр Мамонов и Совершенно новые Звуки Му в Центре культуры ТГУ


Переоценить значимость прошедшего концерта сложно. Пускай на пресс-конференции в пресс-центре «РИА Томск» Пётр Николаевич и слукавил, сказав, что уже был в Томске, выступление на сцене Центра культуры ТГУ стало первым явлением носящего ярлык «русской народной галлюцинации» артиста томскому зрителю за уже более чем 30-летнюю творческую деятельность музыканта.

В свои 65 лет Мамонов по-прежнему представляется фигурой, сотканной из противоречий, и не вписывается ни в какие традиционные рамки. Одни продолжают помнить его как бесноватого безумца из самых плодотворных времен Звуков Му конца 80-х-начала 90-х, подкупившего своей уникальной энергетикой даже Брайана Ино, который спродюсировал одноимённый альбом группы 1989 года и организовал Звукам Му гастроли на Западе. Другие знают Мамонова в первую очередь по роли мучимого грехами прошлого святого старца Анатолия в нашумевшем фильме Павла Лунгина «Остров» 2006 года, который вызвал невиданный резонанс в российском обществе и до сих пор является одной из главных подпорок в дискуссии о ренессансе православия в России.

Собственно, с этой мировоззренческой трансформацией и связано наибольшее количество вопросов к его фигуре. Как в одном человеке уживаются убеждённая религиозность и не исчезнувшее пристрастие к авангардным музыкальным экспериментам?

577A0405

В представшем перед журналистами на пресс-конференции кротком пожилом мужчине сложно узнать искрившего энергией рок-н-ролльного нигилизма Мамонова 20-летней давности. На первый же безобидный вопрос музыкант разворачивает неторопливый монолог о смысле человеческого бытия и предназначении художника, смирении и служению Господу, помимо прочего упомянув дружбу с одиозным православным священником Димитрием Смирновым, с которым ассоциируется значительная доля негатива, связанного с РПЦ.

577A0534

И вообще, за всё время пресс-конференции он не раз вполне недвусмысленно успевает намекнуть на единственную истинность христианского пути, успев посокрушаться растущей популярности мусульманства, буддизма и разного сектантства («Потому что мы не являем собой жертву, не живём по заповедям, не горим, не пламенеем, не тлеем. А ведь истина только одна дважды два четыре»). Возникало настойчивое желание занести Петра Николаевича в список потерянных для адекватных людей «православнутых» деятелей культуры, наряду с Никитой Михалковым или там Константином Кинчевым, и запереживать об интересности грядущего концерта.

Однако на вопрос о том, почему новая программа сделана на основе сказки Николая Носова «Приключения Незнайки» Мамонов отвечает: «Незнайка вот и стихи писал, и картины рисовал, и музыку играл. А ему говорили — нет, не так, делай как мы, надо по правилам жить. Это значимая фигура для меня…».

577A0520

Таким Незнайкой всю жизнь Мамонов был сам.


И, по собственному признанию, продолжая тесно общаться с большим количеством молодёжи (из которой собран и состав Совершенно новых Звуков Му, большинству музыкантов в нём нет и тридцати), переживает он именно за таких неприкаянных, брошенных молодых людей, у которых много вопросов и идей, но отклика они не находят.

За более чем двухчасовую пресс-конференцию Пётр Николаевич успевает создать и тут же опровергнуть десяток стереотипов, о том, каким должен быть как православный верующий, так и заслуженный рокер. Живёт за городом, городскую суету не очень любит, к роскоши не предрасположен, но цену себе знает и гонорары, по всей видимости, запрашивает не скромные. Православный уклад почитает, но не стесняется признавать собственную несовершенность и открыто говорить о семейных неурядицах и разладе с супругой, с которой живёт порознь.

Не видит зла во Владимире Путине («Не могу представить другого лидера на его месте, который мог бы так держать ситуацию в наше непростое время»), но и не клеймит Запад («Америку очень люблю, много там хорошего трудового народа»).

Тепло отзывается о сотрудничестве с Брайаном Ино и о людях, которых повстречал во время зарубежных гастролей. О своих старых песнях говорит, как о вещах ужасных, которые слушать не надо, но прошлого не отрицает: «Я пел о бабах и о водке. Я так жил. Был не очень доволен этой жизнью. И люди это видели. Не воспевал это, а делился этим горем. Из дурного Бог так вывернул, что эти песни о бабах, о водке, о сексе заставили людей взглянуть на это по-другому: Неужели можно жить этой безобразной жизнью?. Мучился, страдал, но по-честному. Я всегда по-честному. Как живу, так и на сцене».

На вопрос об уровне православной культуры огорашивает присутствующих: «Вот сейчас много на телеканале «Союз» (первый в России православный телеканал — прим. автора) приключилось разных певческих проектов. Лучше бы это были AC/DC! Эти тётки 50-летние с гитарой, без имён, это такой кошмар».

577A0611

О своих музыкальных пристрастиях говорит с удовольствием: «Музыку слушаю по 4-5 часов в день, стараюсь». Хвастается большой коллекцией винила из 4 тысяч пластинок. Любит слушать старый джаз, ценит лэйбл Ninja Tune и группу Portishead, хоть в последнее время, по его мнению, Бет Гиббонс стала унылой, а вот в русской музыке что-то выделить не может. В качестве исключения упоминает самарца Федула Жадного, с недавнего времени вошедшего в состав группы НОМ. Из кино предпочитает фильмы с Жаном Габеном, Робертом Редфордом, Полом Ньюманом, Де Ниро, Стивом Маккуином и, например, «16 кварталов» и «Французский связной». Из русского кинематографа советует познакомиться с творчеством советского режиссера Льва Кулиджанова («Когда деревья были большими»), а также Ларисы Шепитько («Крылья»), Марлена Хуциева («Июльский дождь»), любит Гайдая.

В общем, несмотря на все кажущиеся мировоззренческие перегибы, предстаёт человеком вполне адекватным, отдающим отчёт во всех своих действиях, не бросающимся в крайности и оголтелое обличительство.

577A0799

На следующий день уже во время концерта это ощущение становится абсолютно явным, лишь только успевает стартовать выступление.

Состав Совершенно новых Звуков Му выдает ритмичный аккомпанемент, построенный на чеканной репетитивности, варьирующейся от пост-панковой минималистичности до почти что эйсид-джаза, под которые Пётр Николаевич начинает по-актёрски мелодекламировать всем известную историю Незнайки, превращая детскую сказку в аутентичный музыкальный моноспектакль — о том самом неприкаянном человеке, ищущем ответы на вопросы, и именно от того не вписывающемся в общепринятые шаблоны. То есть, как и обещал, снова про себя. Продолжает удивлять невероятной пластикой, не двигаясь, а буквально плавно перетекая из одного угла сцены в другой.

577A0794

Последовательный пересказ книжки Носова через пару-тройку песен прерывается уже собственным произведением Мамонова, удивительно точно дополняющим образ того самого Незнайки — угрюмый рассказ о покупке аэромобиля, на котором собирается улететь далеко-далеко со строчками «Ты меня не поймаешь никогда».

Затем артист опять возвращается к Незнайке, чтобы в это повествование снова и снова вворачивать собственные истории, которые как раз оставляют наиболее грандиозное впечатление. Тут и зарисовка о похоронах и ощущении жизни в гробу, и сопровождённый лишь скупым боем акустической гитары монолог «Всё не так» с сожалением о прошедшей жизни и времени, которого не вернёшь.

577A1067

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что на сцене артист того же калибра и масштаба глубины, что, например, Ник Кейв.


В некоторой степени брутальный, до холода по спине откровенно точный в рассуждениях на самые сложные темы.

При этом снова умудряется обмануть уже сложившееся после двухчасовой пресс-конференции ожидание. Войдя в раж, Пётр Николаевич повергает зал в истерику внезапным пожеланием «Материального благополучия вам, томичи!» и нескромным «А теперь очередной шедевр!».

Скупой, стоический, замешанный на альт-кантри, минималистичный блюз «Николай» — и вправду новый шедевр, завораживающий зал, как удав кроликов. Съёмка сделана в Москве, но прекрасно передаёт атмосферу

По мнению Мамонова, «рок-музыка это в первую очередь исповедальность, предельная степень искренности». Не любящий повторяться в своих творческих поисках, фактически никогда не исполняющий старых песен, Пётр Николаевич утверждает:

«Я всегда делаю что-то новое, интересное для меня в этот момент. Мне всегда интересны новые задачи».


 

577A1308
Александр АРЛЯПОВ о новом звуке Совершенно новых Звуков Му:

Мамонов радует тем, что не стоит на месте — ведь наши т.н. «рок-динозавры» очень по-разному понимают движение вперёд, мало кто из них готов осваивать по-настоящему новые музыкальные ландшафты, на ум приходят немногие экспериментаторы вроде Леонида Фёдорова и АукцЫона. Новый состав коллектива со старым культовым именем состоит из совсем молодых людей, не отягощённых грузом наследия и свободных в своём творческом поиске. Грант Минасян, барабаны, Илья Урезченко, бас, Алекс Грицкевич, клавишные (интересно, не родственник ли Нааде) и Слава Лосев, труба, тромбон и клавишные — создают идеальный саундтрек для мамоновских психоделических спокенвордов, строгих блюзов и боксёрских эскапад: этакий трип-хоп XXI века, соединивший эйсид-джазовую буржуазную наполненность, ритмический стоицизм пост-панка и полёт эмбиента. 


577A1505

Несмотря на возраст, музыкант находится в невероятной творческой форме, которой должны завидовать большинство более молодых его коллег по музыкальной сцене. Приходится предполагать, что (как это ни парадоксально покажется для одних и закономерно для других) именно обретённая вера удерживает легендарного артиста в своём уме (и вполне вероятно, уберегла от забвения и саморазрушения).

Верится, что Мамонов ничуть не лукавит о своей искренности, так как направляет творческую энергию в первую очередь на себя, что позволяет удержаться от стыдного проповедничества, в которое скатываются другие музыканты: «Не исправляй других, не ходи с тряпками, не меняй ситуацию в стране. Менять ситуацию в стране мы можем на пятнышко себя. Но это очень много».

И что самое, наверное, главное, несмотря на собственное утверждение — «Теперь я знаю, что делать, знаю, для чего живу. Ушли эти вопросы» — на сцене, в момент той самой предельной искренности, этот уникальный человек по-прежнему остается понятным и близким каждому Незнайкой.

577A1556

577A1604


 

20161009


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*