PJ HARVEY «Let England Shake» (Universal, 2011)

Written by . Filed under CD, Архив, Видео, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

let-england-shake Слова: Александр АРЛЯПОВ.


Этот альбом песен – словно альбом старых выцветших и пожелтевших фотографий прошлого века, с которых смотрят давно погибшие солдаты давно забытых войн…

Имперское прошлое, колониальные походы, «атаки лёгкой кавалерии» и «Галлиполийский десант», мировые войны, жертвы, принесённые «на алтарь отечества» – всё это давит на рефлексирующее сознание среднестатистического британского интеллектуала.

Чаще, правда, подобная рефлексия прорывается в литературе или кинематографе, а не в музыке. И от рок-н-ролльной дивы Полли Джин Харви мало кто ожидал, что она возьмётся за осмысление геополитического и духовного состояния своей родины, вспоминая о «солдатах, с кровавых не вернувшихся полей».

Мир альбома – это поле битвы, где можно встретить только мертвецов и воронов, на деревьях висят оторванные ноги и руки, а над всем этим ветер носит запах смерти и тимьяна. Но эту работу не стоит воспринимать как антивоенный плакат.  Полли Джин не подводит итогов, никого не обвиняет и не призывает заниматься любовью вместо войны или дать миру шанс. Её отношение сугубо экзистенциальное, она рассуждает о чём-то важном, что лежит глубоко.

«Этот альбом не только о войне, он о множестве разных вещей – о мире, в котором мы живём, и частью которого является война».


Перед тем, как браться за альбом, певица изучала события Первой мировой войны и войн в Ираке и Афганистане, параллельно вдохновляясь поэзией Гарольда Пинтера, Томаса Эллиотта и фольклором.

Но, что больше всего берёт за душу – так это звук, который и делает его чем-то большим, чем просто пересказ «ужасов войны». Нет, нам не привыкать к мягкой, невесомой и прозрачной Харви – на предыдущем альбоме «White Chalk» она уже была такой, одев длинное белое платье и сев за фортепиано, она словно воплотилась в дух викторианской готической эпохи.

И всё же здесь другое. Оставив на сей раз фортепиано в стороне, и взяв в руки полюбившиеся электрогусли (автоарфу), а также саксофон и гитару, она с верными соратниками Джоном Пэришем и Миком Харви за 5 недель записи в церковных стенах соткала такое полотно, в котором, может, и нет выразительных доминант, но есть, в сухом остатке, очень лаконичный и точный звук. Лоу-фай не исключает сухой точности – вот это мы и имеем. Меллотрон резонирует с автоарфой, на фоне дрожащих фортепианных пассажей, воздушно-лёгкой перкуссии и ксилофона.

Альбом звучит доступно и кристально минималистично, при этом песни про войну у PJ Harvey получились менее брутальны, чем песни про любовь на более ранних дисках. Спокойная прозрачная полуакустика, дающая возможность поразмышлять над текстом.

Эпический и уравновешенный альбом-поэма, альбом-размышление, альбом-высказывание, альбом-реквием.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*