«ЛЕТО» (Sony Pictures, 2018)

Written by . Filed under DVD, Архив, Видео, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

kinopoisk.ruСлова: Александр АРЛЯПОВ.


Самое скверное, пожалуй, ощущение, с которым одинаково плохо не только воспринимать произведения любого творчества, но и в принципе относиться к чему бы то ни было – это предубеждение.

Условный принцип «не читал, но осуждаю» крепко засел в ментальности многих и подпитывается стадным чувством некоей общности, нетерпимостью к инаковости и склонностью «оскорбляться чувствами» (тут многие ревнители канонов – неважно каких – поневоле берут пример с уловных охранителей разных там «скреп»).

Удивительно, но масса знакомых и не очень мне людей заранее записали фильм Кирилла Серебренникова в некое «надругательство над святынями»: «не смотрел и не буду, там же Рома Зверь», «они всё переврали», «БГ осудил». Примеров тому, как люди спешат оскорбиться заранее, даже не вникнув в суть вопроса, в новейшей российской истории такое множество, что и этот, к сожалению, встаёт в общий ряд.

Между тем к самому фильму вся эта возня не имеет ровно никакого отношения.

лето2

Что до автора эти строк, то я шёл на показ в кинотеатр с открытыми сердцем и головой. Да, я смотрел трейлер, читал интервью актёров и разные другие материалы, посвящённые картине. И то самое пресловутое интервью БГ тоже. Тем не менее, отлично понимал одну простую вещь:

если вы хотите анализа творчества или тщательно выверенных биографических сведений – вам надо в книги или документальное кино.


И того, и другого о предмете уже имеется с лихвой. 

С художественного же фильма – как с любой творческой интерпретации – спрос совершенно другой. Я даже экранизации не считаю правильным сравнивать с литературным первоисточником. А тут мы имеем дело и не с экранизацией, а с целиком и полностью авторским произведением Кирилла Серебренникова, с его художественным высказыванием на тему той эпохи, которую он разглядывает не столько через историко-социальную призму, сколько сквозь сугубо эстетическую, стилистическую даже. И предъявлять биографические претензии тут можно с тем же успехом, как упрекать Сергея Соловьёва в том, что Виктор Цой никогда не пел ни в каком ресторане в Ялте.

Это цельное, самостоятельное, несколько герметичное даже произведение, в котором, безусловно, присутствует контекст эпохи – но присутствует пунктирно, отдельными мазками, не довлея и не становясь во главу угла. Тут нет обличительства – есть «совок», но прорисован он скорее как стилистическая серость. Не такая безысходная, как у Германа-младшего в «Довлатове», так и на экране уже другое десятилетие и по нему перемещается иначе воспринимающее реальность молодое поколение. В этом смысле «Довлатов» и «Лето» выглядят, словно две части дилогии, с разницей в полтора десятка лет показывающей динамику изменений в сознании и поведении неприкаянной интеллигенции, у которой «с советской властью стилистические расхождения», говоря словами Синявского. Расхождения эти довольно непримиримы, вот только выбор изменился – эмиграция теперь большей частью внутренняя, в «дворники и сторожа».

лето7

Отдельно замечу, что это ведь непростая задача – снимать о тех, кто ушёл будто вчера, кто ещё фактически жив в сердцах миллионов. Куда проще снимать фильм о фигурах безусловного прошлого, от Моцарта до Моррисона – и гениальных фильмов на эту благодатную тему хватает. А вот примеров обращения к практически современникам, чья жизнь и смерть ещё до конца не отрефлексирована, фигуры ещё не забронзовели, а творчество не легло пылиться на архивную полку, куда меньше, и они очень разные: от атмосферно-абстрактных «Последний дней» Гаса ван Санта об условном Курте Кобейне, до беспомощно-карикатурного «Высоцкий. Спасибо что живой» Петра Буслова.

В этом смысле с «Летом» всё в порядке. Это не байопик, не условные «несколько дней из жизни такого-то», это даже не история любви – хотя некая, неизвестно, имевшая ли место в реальности, лав-стори между Виктором Цоем и женой Майка Науменко Натальей и легла в основу сценария. Это мюзикл. Именно мюзикл. В котором пунктирно обозначенная лав-стори нужна по законам жанра, но она не становится во главу угла, и ничуть не довлеет над прочими сюжетными линиями – о становлении группы Кино и записи первого их альбома, например.

лето1

По сути, это такой ностальгический мюзикл – зарисовка о хороших людях в серых временах.


лето5

Исключительно шикарно сделаны, кстати, как раз музыкальные номера – с массовым постановочным исполнением песен, с анимационными эффектами, под знаковые хиты той эпохи: «Psychokiller» Talking Heads в пригородной электричке, «The Passenger» Игги Попа в троллейбусе, «All the Young Dudes» Mott The Hoople на вечеринке, или, например, абсолютно нуаровый номер с дамой в красном платье под «Perfect Day» Лу Рида.

При этом часто используется такой любопытный режиссёрский ход – внезапно происходит какой-нибудь экшн, да так, что зрители только рты разевают от наглости допущения авторов, и тут появляется специальный персонаж, Скептик, и говорит: «Но этого, конечно, не было». Скептик у меня почему-то весь фильм ассоциировался с Артемием Троицким, хотя условный Троицкий там тоже имеется, так же как условные БГ («Боб»), Рыба («Лёня»), Свин, Андрей Тропилло, Коля Михайлов, которые, при всей условности образов, удивительно точно соответствуют своим прообразам внешне. Собственно, столь же условны, и в то же время удивительно похожи внешне и образы главных героев – Цоя, Майка, Натальи Науменко.

лето3

Видимо, стоит-таки отдельно отметить крайне удачный кастинг – тут действительно все на своих местах, включая неоднократно уже оплёванного разными ортодоксами Рому Зверя. Гребенщикова, кстати, сыграл Никита Ефремов, из знаменитой актёрской династии. Впрочем, как раз известных личностей и узнаваемых артистов тут совсем немного, и почти все они появляются в небольших и очень характерных камео: Антон Адасинский, легендарный театральный мим, хореограф, вокалист и шоумен группы АВИА, играет хозяина «квартирника», а Лия Ахеджакова – его интеллигентную маму, Елена Коренева – та самая «женщина в красном», радиоведущий Сева Новгородцев – в роли антиквара на блошином рынке, ну и, конечно, очень колоритен – как всегда, впрочем – Александр Баширов, в роли «простого работяги-забулдыги», докопавшегося до рокеров в электричке. Его герой узнаваем сразу, и мгновенно отсылает к другим образам Баширова, от «Ассы» и «Чёрной розы…» до «Страны Оз».

лето съёмки

Съёмки сцены с Башировым в электричке

Особо же меня приятно удивила именно музыкальная составляющая фильма – и это не только вставные песенные номера, как упомянутые уже западные хиты, так и разные исполнения песен Кино и Зоопарка – на берегу залива, на студии, на сцене рок-клуба, на квартирнике и т.д. Это общий подход, деликатный и в то же время вполне себе со знанием вопроса. Множество затронутых, так или иначе, тем: о влияниях западных музыкантов, о меломанских предпочтениях, о записи первого альбома Цоя и Ко и т.д. Или забавных для знающего зрителя мелочей, вроде записанного Марьяной Виктору телефона 2-12-85-06.

Сцена «литования» текстов на худсовете рок-клуба

Любопытно было наблюдать за реакцией публики в кинозале (а она примерно на три четверти была в возрасте чуть за 20) на некоторые реалии жизни подпольных музыкантов и меломанов начала 80-х. На то, например, как Рыба и Цой меняют у Майка винил Боуи «Scary Monsters» на диван, или на то, как Майк переводит и записывает в толстые тетрадки тексты Лу Рида, Болана и прочих. Или на прекрасный совершенно спор из-за драм-машины, с которой Цой решил выступить в рок-клубе после того, как барабанщика забрали в армию: «Да у нас половина в рок-клубе от Black Sabbath и Цеппеллинов тащится, они вас за драм-машину растерзают вообще! Ааа, делайте что хотите, хоть Duran Duran играйте, но я вас предупреждал!»

лето6

P.S. Надеюсь, в скором времени фильм выйдет на DVD, непременно хочу версию с незапиканными матами в диалогах, и, конечно, с каким-нибудь интересным авторским оформлением релиза.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*