-
Страницы
Музыка больших экранов
Рецензии
Новости
Галерея
Комментарии
- Смерч к записи Разговор с Фео, или Психея в Томске
- DimLight к записи R.I.P. — Умер Glen Porter
- Александр Арляпов к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- agfn к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- Александр к записи R.I.P. — Умер Лу Рид
Администрирование
Контакты
-
Мнение авторов не равно мнению редакции. При перепечатке и цитировании авторских материалов — ссылка обязательна.
MOGWAI «Special Moves/ Burning» (Rock Action Rec., 2010)
Слова: Александр АРЛЯПОВ.
Первый, как ни странно, за 15 лет существования выдающихся шотландских построкеров концертный альбом, записанный за три дня в апреле 2009-го, в одном из залов Бруклина. Релиз сразу заслужил превосходные степени оценки: в журнале Mojo его назвали «достойным монументом группе», а Ноэль Гарднер (BBC) признал, что он заставляет слушателя буквально «выпрыгивать из кожи».
Надо сказать, это на самом деле так – запись буквально нашпигована эмоциями и чувством, атмосфера накалена до предела, невзирая на внешнюю кажущуюся вязкость и погружённость в себя. Инструментальные ландшафты то впадают в кажущееся оцепенелое спокойствие, то вдруг взрываются бурным извержением всех болевых точек разом и накрывают слушателя гитарной звуковой лавой, в которой сознание его изо всех сил цепляется за ритмическую основу и зафуззованные пассажи, и, подхваченное ими, уносится в космос (как в 11-минутных полотнах «Mogwai Fear Satan» или «Like Herod»). Одиннадцать треков CD под названием «Special Moves» балансируют на грани между этим музыкальным космосом и ответной резонансной эйфорией, исходящей от слушателей.
Вторая часть – DVD под названием «Burning» – оказывается ещё занятнее. Композиции здесь почти те же (треклисты частично пересекаются) – но вот визуализация буквально бьёт наотмашь. Заботу о «картинке» Mogwai доверили независимому французскому режиссёру-экспериментатору Винсенту Муну, известному своим нетривиальным подходом к изображению, и ранее работавшему с Sigur Ros, Arcade Fire и другими музыкальными оригиналами.
Что же происходит в кадре в течение примерно 48 минут? Для начала режиссёр проведёт нас по чёрно-белым улицам Бруклина, где в монохромной будничной суете мелькают окна вагонов метро, витрины кафе, деловитые прохожие и праздные зеваки. Затем камера совершенно естественным способом попадает в закулисье к молчаливым музыкантам, даёт панораму зала с лицами публики, и, наконец, начинается концерт.
Здесь нет шоу, нет слэма и стэйдж-дайвинга фанатов, нет красивых поз соло-гитариста, нет пиротехнических выкрутасов, лазеров, дымовых машин и прочих специальных эффектов, нет по сути никаких типичных признаков типичного видео типичного рок-концерта.
Есть воздушный видеоряд, построенный на монохромной чёрно-белой картинке, в которой инструменты, жесты, детали обстановки – такие же соучастники происходящего погружения в чудо, как и сами авторы и исполнители музыки.
И есть собственно эфемерная, топкая, вязкая, тревожная, взрывная, успокаивающая и оглушающая, противоречивая музыка Mogwai (самых разных времён: от раннего сингла «New Paths to Helicon, Pt. 1» и альбома «Young Team» до EP «Batcat» и альбома «The Hawk is Howling»), которая нанизывает на себя картинку, словно некая пунктиром намеченная незаметная лесная тропинка, оставляющая слушателю и зрителю массу простора для собственной фантазии.