Меломаны из глубинки

Written by . Filed under Архив, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.
budni-leprozoria

Будни Лепрозория

Слова: Александр АРЛЯПОВ.

Фото: из архива журнала.

опыт ностальгической топографии…

fedaev

Николай Федяев

Иногда хочется оглянуться немного назад, окинуть, так сказать, взором личную ретроспекцию знакомства с томской музыкой. В городе есть несколько точек, с которыми связана масса моих воспоминаний. Некоторые их них ныне уже переквалифицировались во что-нибудь совсем немузыкальное. Другие подрастеряли культовый статус в силу разных причин.

Скажем, в бывшем «М-клубе», летом 1996-го активно работавшем в помещении кафе на ул. Герцена, сейчас расположен факультет психологии ТГПУ…

shatov1

Слава Шатов

А во время оно выступали там и Слава Шатов, и Коля Федяев, и «The Крыша», и «Хобот», и «Танцы с Муравьями», и начинавшие тогда «Последний из мАгикан», да и много кто ещё.

Назову ещё три знаковых для меня точки.

zhilyakov

Артём Жиляков

Хобби-Центр. В этом причудливом детско-юношеском заведении я впервые оказался ещё в нежном студенческом возрасте именно на первом, сознательно посещённом концерте с участием томской группы. Это было выступление небезызвестной екатеринбургской команды «Настя» (во главе с Настей Полевой), разогревал коих томский коллектив «Утро», ведомый Спартаком Лисицыным. Впечатлился я ими тогда весьма – даже на Doors показались похожими. Потом в Хобби-Центре располагалась телекомпания ТВ-2, которой я посвятил несколько лет жизни. И там же произошло одно вполне легендарное событие – концерт Шатовских «Передвижных Хиросим» осенью 1994-го года при участии духового оркестра. Делал его тогда Андрей Труш, афишу рисовал Дима Беляев (D’art), а мы с двумя операторами ТВ-2 весь концерт снимали на видео, для последующего показа в передаче «Оркестр Жёлтых Телевизоров» (концерт тот окончился довольно весело и небанально: потасовкой с участием панков, чеченских бандитов, охраны заведения и приехавшей милиции). И там же в Хобби-центре, уже после распада «Хиросим», снимался видеоклип на песню ушедшего в сольное творчество гитариста Артёма Жилякова.

spul

spul

Наконец, именно с Хобби-Центра для меня началось и знакомство с томской электронной музыкой: в декабре 2000 года там впервые вместе выступили проекты «Трансплантант», «Квадрат», spul и Getts.

ДК ТЭМЗ. Именно там проходил первый томский фестиваль, на котором я побывал (FZ-фесты я, в силу разных причин, пропустил). Назывался он «Акция Номер Разъ», проходил летом 1992-го. Впервые тогда увидел «Передвижную Хиросиму», ещё в единственном числе, и ещё с первым их гитаристом, Виктором «Хайдаром» Хайдаровым. Шатов и группа просто потрясли своей музыкой, а Хайдар – ещё и глэм-роковым внешним видом. Там же запомнились небезызвестные новосибирцы Nuclear Losь (это был их самый первый приезд в Томск, и играли они тогда ещё не электронику, а вполне себе гитарную индустриально-шумовую музыку, при этом на гитаристе была футболка с немецкой группой D.A.F.). Фест произвёл неизгладимое впечатление — ещё бы, разные группы, о которых до этого я только читал на страницах «Рок-газеты Энск«, предстали передо мной в живом обличии. А спустя 8 лет там же я посещал теперь уже тоже вполне легендарные хип-хоп мероприятия, на которых выступали первые томские рэп-команды и брейк-дансеры…

max-baturin

Макс Батурин

Актовый зал ТГПУ. Главный корпус «Педа» памятен многими событиями. Там проходили разные музыкально-поэтические акции (вроде «Дня рождения Макса Батурина» или «Дня татарской авиации»).

Случались гастрольные выступления – скажем, «Калинова Моста» или экспериментаторов из «Тихого Театра».

poteryannoe-pivo

Потерянное Пиво

Ну и конечно, ежегодно проводились многочисленные фестивали «Студень» и «Оттепель» (на которых кто только не выступал: и «Африка», и «Танцы с Муравьями», и «Утро», и «Холодный Грок», и северские «The Крыша» и «Дети Застоя», и «Духи Цеха», и «Потерянное Пиво», и «ТБП»).

Вспомнить можно много чего ещё – история томской музыки последних 20 лет интересна и заковыриста.

Чего стоит эпопея той же «Ку-Ку-шКи», поменявшей пару мест расположения и знававшей много интересного – от гастролей «Чёрного Лукича», Умки и «Рады и Терновника» до электронных фестивалей «Буду Арт» и множества других концертов, вечеринок и мини-фестивальчиков.

Вопрос, который возникает постоянно, только один – почему же всё это по большей части варится в собственном соку, никак почти не выходя на какие-то новые уровни?

za-polk

За Полк

Ведь много было у нас прецедентов и попыток «музыкального экспорта»: «Дети Обруба» и «Будни Лепрозория» ездили на крупные инди-фестивали в столицы; s.p.u.l., Kovalsky и «Забытый Полк» издавались на столичных лейблах; немаленькое количество групп перебралось туда на ПМЖ(«Букинист», «ПодВодой», «The Крыша»,  s.p.u.l. да и множество других). Уже в 2000-х многие группы тоже выбирались на рок-фесты разной степени «крутости»: Other Noises в Пермь; Dikobrothers, I Scream, «Жители Окраин» и др. в Екатеринбург; «Духи Цеха» в Челябинск…

img_0019

Дмитрий Варшавчик

Однако, по большому счёту, заявить громко нам не о чем, кроме разве что отдельных персонажей, давно уехавших и добившихся там чего-то без оглядки на своё томское прошлое (как тот же гитарист из группы Гарика Сукачёва Дмитрий Варшавчик).

Единственная, кто выбивается из этого ряда – Наталья Нелюбова с её универсальным этно-джаз-роком, который, как ни странно, вполне понятен и востребован и в Туве, и в Вене, и на Саянах, и в Нью-Йорке.

В остальном же, я не знаю ответа на этот вопрос. Всё, что приходит мне на ум – цитата из Борис Борисыча: «У нас не глубинка, у нас глубина, и никакая волна не доходит до дна»

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*