Меломаны из глубинки

Written by . Filed under Архив, Видео, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.
budni-leprozoria

Будни Лепрозория

Слова: Александр АРЛЯПОВ.


ОПЫТ ностальгической топографии…


fedaev

Николай Федяев

Иногда хочется оглянуться немного назад, окинуть, так сказать, взором личную ретроспекцию знакомства с томской музыкой. В городе есть несколько точек, с которыми связана масса моих воспоминаний.

Некоторые их них ныне уже переквалифицировались во что-нибудь совершенно немузыкальное. Другие с годами подрастеряли культовый статус в силу разных причин.

Скажем, в бывшем «М-клубе», летом 1996-го активно работавшем в помещении кафе «Фокус» на углу улиц Герцена и Киевской, сейчас расположен факультет психологии ТГПУ…

img020А во время оно (в середине 1990-х) выступали там и покойный Слава Шатов, и северская The Крыша, и Хобот, и Танцы с Муравьями, и Утро, и Пассия, и 7UP, и начинавшие тогда Последний из мАгикан, да и много кто ещё.

Там же прошёл прощальный акустический джем собиравшегося эмигрировать в другое полушарие планеты (в Новую Зеландию) Ника Федяева c десятком примкнувших музыкантов из разных групп.

Акустический концерт Шатова в М-клубе

Назову ещё три знаковых для меня точки.

Хобби-Центр

В этом причудливом детско-юношеском заведении я впервые оказался ещё в нежном студенческом возрасте именно на первом, сознательно посещённом концерте с участием томской группы. Это было выступление небезызвестной екатеринбургской команды Настя (во главе с Настей Полевой), разогревал коих томский коллектив Утро, ведомый Спартаком Лисицыным. Впечатлился я ими тогда весьма – даже на The Doors показались похожими.

Потом в Хобби-Центре располагалась телекомпания ТВ-2, которой я посвятил несколько лет жизни. И там же произошло одно вполне легендарное событие – концерт шатовских Передвижных Хиросим осенью 1994-го года при участии духового оркестра. Делал его тогда Андрей Труш, афишу рисовал Дима Беляев (D’art), а мы с оператором ТВ-2 весь концерт снимали на видео, для последующего показа в передаче «Оркестр Жёлтых Телевизоров» (концерт тот окончился довольно весело и небанально: потасовкой с участием панков, чеченских бандитов, охраны заведения и приехавшей милиции).

И там же в Хобби-центре, уже после распада Хиросим, снимался видеоклип на песню ушедшего в сольное творчество гитариста Артёма Жилякова (на фото).

zhilyakov

Наконец, именно с Хобби-Центра для меня началось и знакомство с томской электронной сценой: в декабре 2000 года там впервые вместе выступили проекты Трансплантант, Квадрат, s.p.u.l. и Getts

img009

spul

Выступление s.p.u.l.

ДК ТЭМЗ

Именно там проходил первый томский фестиваль, на котором я побывал (FZ-фесты я, в силу разных причин, пропустил). Назывался он «Акция Номер Разъ», проходил летом 1992-го.

Впервые тогда увидел Передвижную Хиросиму, ещё в единственном числе, и ещё с первым их гитаристом, Виктором «Хайдаром» Хайдаровым. Шатов и группа просто потрясли своей музыкой, а Хайдар – ещё и глэм-роковым внешним видом.

Там же запомнились небезызвестные новосибирцы Nuclear Losь (это был их самый первый приезд в Томск, и играли они тогда ещё не электронику, а вполне себе гитарную индустриально-шумовую музыку, при этом на гитаристе была футболка с немецкой группой D.A.F.). Фест произвёл неизгладимое впечатление — ещё бы, разные группы, о которых до этого я только читал на страницах «Рок-газеты Энск», предстали передо мной в живом обличии.

После этого сцена ДК ТЭМЗ (на которой в советские времена выступали и Эдита Пьеха, и Валерий Ободзинский) видела массу других мероприятий — от легендарных фестивалей сибирского андеграунда до первых томских гастролей уральской Агаты Кристи

А в начале 2000-х там же я посещал теперь уже тоже вполне легендарные уже теперь хип-хоп мероприятия, на которых выступали первые томские рэп-команды и брейк-дансеры…

max-baturin

Макс Батурин

Актовый зал ТГПУ

Главный корпус «Педа» памятен многими событиями. Там проходили разные музыкально-поэтические акции (вроде «Дня рождения Макса Батурина» или «Дня татарской авиации»).

Случались гастрольные выступления – скажем, Калинова Моста или экспериментаторов из Тихого Театра.

poteryannoe-pivo

Потерянное Пиво

Ну и конечно, ежегодно проводились многочисленные фестивали «Студень» и «Оттепель» (на которых кто только не выступал: и Африка, и Танцы с Муравьями, и Утро, и Холодный Грок, и северские The Крыша и Дети Застоя, и Духи Цеха, и Потерянное Пиво, и ТБП).

Вспомнить, конечно, можно много чего ещё – история томской музыки последних 20 лет интересна и заковыриста, как история мест в городе, с ней так или иначе связанных: Дом Учёных на Советской и Дом Учёных Академгородка, зрелищный центр «Аэлита», Дворец Пионеров (ныне Дворец творчества детей и молодёжи), детский клуб «Факел» на Кирова, Облсовпроф, Центр Культуры ТГУ, ДК ТПУ (ныне МКЦ), ДК «Маяк» на Иркутском тракте, Дом Офицеров, столовая «Дружба» на Южной (впоследствии — клубы «Миллениум» и «Копакабана», ныне — бизнес-инкубатор ТУСУРа), столовая напротив главного корпуса ТГПУ, первые томские ночные клубы («КаКаДу», «Водный мир», «ОКей», «Гараж», «Графт», «Кафе дель Кофе», «Рокко-бар», «Навигатор», «Матрица», «Fакел», «Метро»)… 

Чего стоит только короткая, но яркая эпопея того же арт-кафе «Ку-Ку-шКа», поменявшего пару мест расположения и знававшего много интересного – от гастролей Чёрного Лукича, Умки и Рады и Терновник до электронных фестивалей «Буду Арт» и множества других концертов, вечеринок и мини-фестивальчиков.

Вопрос, который возникает постоянно, только один – почему же всё это по большей части варится в собственном соку, никак почти не выходя на какие-то новые уровни?

Ведь много было у нас прецедентов и попыток «музыкального экспорта»: Дети Обруба и Будни Лепрозория ездили на крупные инди-фестивали в столицы; федяевские Волосы звучали в эфире «Тихого Парада» Радио России; клипы Передвижных Хиросим и Хобота показывали в конкурсе «Программы А»; s.p.u.l., Kovalsky и Забытый Полк издавались на столичных лейблах; немаленькое количество групп перебралось туда на ПМЖ (Букинист, ПодВодой, The Крыша, s.p.u.l. да и множество других).

za-polk

За Полк

Уже в 2000-х многие группы тоже выбирались на рок-фесты разной степени «крутости»: Other Noises в Пермь; Dikobrothers, I Scream, Жители Окраин и др. в Екатеринбург; Духи Цеха в Челябинск…

img_0019

Дмитрий Варшавчик

Однако, по большому счёту, заявить громко нам не о чем, кроме разве что отдельных персонажей, давно уехавших и добившихся там чего-то без оглядки на своё томское прошлое (как тот же гитарист из группы Гарика Сукачёва Дмитрий Варшавчик).

Единственная, кто выбивается из этого ряда – Наталья Нелюбова с её универсальным этно-джаз-роком, который, как ни странно, вполне понятен и востребован и в Туве, и в Вене, и на Саянах, и в Нью-Йорке.

img_9042

В остальном же, я не знаю ответа на этот вопрос. Всё, что приходит мне на ум – цитата из Борис Борисыча: «У нас не глубинка, у нас глубина, и никакая волна не доходит до дна»

Фото: из архива журнала.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*