Damon ALBARN «Dr. Dee» (Parlophone, 2012)

Written by . Filed under CD, Архив, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

damon-albarn-dr-deeСлова: Александр АРЛЯПОВ. 


Помнится, в кинокомедии Георгия Данелия «Афоня» главному герою пеняли, мол, когда он всё успевает, и в фонтаны нырять, и на танцах драться.

Примерно аналогичным образом можно удивляться «многостаночности» главного британского «музыкального Фигаро», Дэймона Элбарна.

Наигравшись с проектом Gorillaz (который, кажется, вновь бессрочно отправлен на «скамейку запасных») и группой The Good, the Bad & the Queen, он внезапно возродил свой вроде бы основной коллектив Blur (вопрос – надолго ли?), а кроме этого за последний год успел засветиться ещё в нескольких проектах.

В марте поступила в продажу пластинка супер-группы Rocket Juice and the Moon, в которой Элбарн играет вместе с Фли из RHCP, Эрикой Баду и легендой афро-бита Тони Алленом. А в июне увидел свет спродюсированный Элбарном альбом легенды соула Бобби Уомака. И вот между этими двумя релизами вышел предмет нашего рассказа – подписанный собственно самим Элбарном альбом «Dr. Dee».

damon-albarn-august-2008-001

«У меня тут есть одно оправдание — я просто долго работал над несколькими проектами и случайно закончил их одновременно. Потому вам и кажется, что от меня в глазах рябит»

— заявил сам Дэймон в недавнем интервью.


То, что Элбарна давно увлекали большие формы и нестандартная музыка – давно известно. Он записывался с музыкантами из Мали ещё в начале 2000-х, а в 2008-м выпустил и китайскую оперу «Monkey», записанную при участи китайских музыкантов. Собственно, на сей раз мы вновь имеем дело с оперой, основанной теперь уже на британской истории и посвящённой Джону Ди (John Dee), английскому придворному учёному, алхимику, астрологу и советнику королевы Елизаветы I, источником вдохновения для которой послужил комикс Алана Мура. Изначально опера «Dr. Dee», как плод сотрудничества Элбарна с театральным режиссёром Руфусом Норрисом, с триумфом прошла на Манчестерском Международном фестивале (с которым Элбарн сотрудничал ещё по поводу концертного шоу Gorrilaz «Demon Days», а позже представлял там и китайскую оперу), в Английской национальной опере и на Лондонском фестивале в период в июле прошлого года.

«Это три разные вещи по большому счету. В Манчестере показывалась рабочая версия — перед премьерой у меня было всего восемь недель, зато потом — больше года, чтобы понять, что работает, а что нет.

Альбом — это такая дистиллированная версия первой итерации спектакля, там в основном я пою пасторальный фолк, если честно. В Лондоне будет что-то ещё. Для меня это как воркшоп, понимаете?

Мне кажется, это абсолютно нормально — показывать, как ты работаешь над чем-то, сам процесс того, как вещь создаётся. Меня абсолютно не смущает незаконченность».


Во время представления оперы на сценических площадках Дэймон играл на акустической гитаре, пел в нескольких песнях, а другие музыканты исполняли инструментальные партии на гобое, лютне, африканском коре. И уже тогда на ударных был задействован Тони Аллен. Не удивительно, что он же записался и на студийной версии оперы – тем более, что параллельно они с Элбарном работали над проектом Rocket Juice and the Moon.

«Я однажды Тони рассказал про оперу, которую я придумал, про Джона Ди, про то, как он одновременно занимался геометрией и магией, — а Тони в ответ стал травить байки из собственной жизни. Про бабушку свою, про культуру жужу, про силу ритуальных барабанов. В Нигерии, где он вырос, детям не разрешали участвовать в обрядах, в которых барабаны использовались, потому что ритм мог ввести детей в глубокий транс. Потом зашла речь о том, как эта традиция существовала в Гане, ну и кончилось все тем, что Тони целиком написал партию ударных для альбома».


В результате мы получили барочную пластинку, полную сложносочинённых гармоний, песнопений в диапазоне от неофолка до лютневых средневековых баллад, акустических аранжировок в духе «ранней музыки» и прочей Эпохи Возрождения. 18 коротких арий и пьес, составляющие её, тихи, негромки, в меру вычурны, в меру безумны. Дульциан, лютня, виола да гамба, крумхорн, блокфлейта, шалмей — вот неполный перечень задействованного инструментария. Все эти изыски – изысками, и большие формы – тоже большими формами, нам же ценно то, что в процессе Элбарн, по своему обыкновению, записал несколько весьма внятных и удивительно красивых мелодий (в частности, обратите внимание на песни «Apple Carts», «The Moon Exalted» и «Saturn»).

Вряд ли «Dr. Dee» войдёт в число самых коммерчески успешных или культово популярных записей мистера Элбарна, но уж точно останется в копилке артефактов его разновекторно направленной творческой натуры. И поставит его в ряд с такими же титанами мировой мысли, как Питер Гэбриэл, Брайан Ино или Дэвид Бирн. А это более дорогого стоит, чем быть просто одним из персонажей брит-поп тусовки.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*