ВЕХИ: Miles DAVIS «Agharta» (Columbia, 1976)

Written by . Filed under CD, Архив, Вехи, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

miles-davis-aghartaСлова: Вадим ДУНАЕВ.


ВЕХИ.

Различие и повторение:

Майлз Дэвис


Если мыслить музыку как интенсивность, то именно эту запись, изданную под именем Майлза Дэвиса в 1976 году, следует признать самой сильной работой его группы в электрический период её существования.

miles-davis-backsideПоясню. На концертном альбоме «Agharta», записанном в Осаке 1 февраля 1975 года, перед нами предстаёт музыка не столько сочиненная, сколько исполненная. Эта музыка далека от рафинированных представлений о джазе или фьюжне, далека от образцового переложения альбомных версий в концертные формы и прочих расхожих взглядов на эту тему. А всё потому, что эта музыка выражает не стиль, а состояние.

Здесь нет идеалистических метаний, присущих прогрессив- или джаз-року; грубость и напор уничтожают любую попытку оформить повествование в соответствии с принятыми стилевыми ходами. Музыкальный нарратив податлив, развитие подчинено импульсу, моменту. За почти двухчасовое выступление музыкантами не сказано ни слова. Перед нами гипнотическая, будто случайная, импровизация группы, время от времени сменяемая крайне импульсивными по форме, но совершенно сомнамбулическими по степени отвлечённости, соло-выходами.

«Agharta» дезориентирует. Прелюдия звучит как экзальтированный финал. Сольные партии накладываются, пересекаются и туго сплетаются с безумной круговертью гитарных риффов и неуправляемой перкуссии. Музыканты движутся по наитию, то осторожно перебирая варианты развития темы, то сломя голову бросаясь вперед, в неизвестность. За каждым поворотом виденье другого мира, другой материи и сопричастность сильнейшему творческому напряжению, настоящему нерву.

Можно заметить, что «Agharta» – один из последних альбомов Дэвиса перед его затяжным творческим бессилием, вызванным обострением кокаиновой зависимости. Этим фактом легко объяснить предельную отчаянность, присущую большинству композиций на альбоме, но совершенно невозможно объяснить прекрасную исполнительскую форму Дэвиса и его команды. «Четвёртое течение», музыка на пересечении джаза и африканской полиритмии, находит своё воплощение в экспериментах его группы.

miles_davis1

Из записи убрано всё, что могло бы свидетельствовать о том, что это живое выступление – крики толпы, комментарии музыкантов… Всё, кроме одного – неодолимой силы концертной импровизации, которая представляется мне аналогом сюрреалистической техники по развёртыванию бессознательного. Ведь чем являются эти попытки, как не стремлением выйти за пределы личности, стремлением обрести обострённую чувственность и нарушить стройное течение жизни? Так и Дэвис, набрав команду прекрасных инструменталистов и заставив их отпустить нить Ариадны, направил себя навстречу опасности, которая заключается в полной свободе от ограничений.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*