Минувшим летом у томской группы ЭХО 330 вышел новый мини-альбом из четырёх песен «Научиться прощать себя».
Песня «Отпустить» с него попала в эфир одной из радиостанций Питера, об альбоме писало издание «Makers of Siberia», а сама группа довольно часто выходит на концертные площадки города.
Ближаший фест с их участием пройдёт в подвальчике Make Love Pizza уже 1 октября, и накануне этого события наша спецкор Елена ЖЕРДЕВА пообщалась с двумя участниками группы – Михаилом МУСАТОВЫМ (вокал, гитара, автор музыки и текстов) и Даниилом ВОЕВОДОЙ (звук, запись, сведение и мастеринг) – и о новом альбоме, и о многом другом.
Почему у вас такое название?
Данил Воевода (далее – ДВ): Мы думали, что нас об этом спросят.
Михаил Мусатов (далее – ММ): У нас был миллиард вариантов как назваться. И так и сяк. И мы уже придумали название, мы будем называться Макулатура, а потом бах и, оказывается, такая группа уже есть. Мы остановились на названии Эхо, потому что мы хотели изначально играть пост-панк, и это как-то связано между собой, а я ещё любитель blink-182 и я такой: «надо, чтобы в конце была цифра, пусть будет 330». Ну ладно.
ДВ: Цифры мы, по-моему, просто перебирали, с чем бы это выглядело красиво, на логотипе или ещё что-нибудь.
ММ: Эхо 404, Эхо 228. (смеётся)
ДВ: В итоге взяли Эхо 330, потому что оно очень зеркально подходит, в целом.
Мне нравится ваше название. Я, кстати, слушала вашу песню, которую крутили по радио и где журналисты её обсуждали. Они о вас, мне кажется, лестно отозвались.
ДВ: Да, было достаточно забавно слышать свою песню на радио. Я думал, будет хуже, всё-таки радио питерское, если я не ошибаюсь. Была песня «Отпустить», как мы предположили, потому что она скорее всего просто по таймингу больше под радио-формат подходила. Это единственная песня, которая меньше трёх с половиной минут идёт.
Расскажите про ваш последний альбом.
ДВ: Тут, наверное, нужно наши роли с Мишей обозначить. В целом, Миша отвечает за продакшн, можно сказать, то есть за слова…
ММ: За культурное наследие.
ДВ: За культурное наследие в том числе. Если первый альбом мы с Мишей писали вместе музыку, то здесь вся музыка и слова на Мише, а весь постпродакшн, то есть миксинг, мастеринг, может быть отчасти какие-то правки в итоговой версии на мне. Мы так сейчас в этом формате работаем, предыдущий сингл мы так же делали. Следующие работы мы также хотим, ну я хочу своё присутствие в музыкальном деле побольше сделать. Ну, то есть да, я отвечаю больше за итоговое звучание, Миша отвечает больше за идею.
А почему вы не отдаёте на сведение тому кто этим профессионально занимается?
ММ: Это изначально бала такая идея саморазвития, чтобы поразвиваться как сонграйтер, как звукорежиссёр.
ДВ: Если копнуть немножко, то вот группе недавно 5 лет было. Мы собрались, и изначально я этот проект рассматривал, как потренироваться, поработать с материалом, что-то пописать, меня не сильно интересовали живые выступления, меня интересовал продакшн, а Мишу наоборот интересовали живые выступления. Я, например, на концертах присутствую в качестве зрителя. Поэтому у нас два состава: тот, который работает с треками, и тот, который их играет.
Это, возможно, даже отличает вашу группу от других. Не все музыканты сводят свою музыку сами.
ДВ: С одной стороны, это продуктивней и удобней, когда весь процесс, от идеи до реализации итогового звучания, проходит через тебя, тут как-то больше, наверное, это творчество любишь. Это отличается от коммерческого подхода, когда ты пишешь с продюсерами или ещё с кем-нибудь, а твоя задача просто прийти отпеть, отыграть и так далее, пригласить сессионных музыкантов.
ММ: Взять для примера группу Panic! At the Disco: несколько человек было в группе, а потом лидер группы, я не помню, к сожалению, как его зовут, всех разогнал и остался один, и всю музыку делал самостоятельно. После этого звучание стало лучше, слушателей стало больше. Есть ещё несколько таких примеров, но я сейчас долго буду вспоминать.
Какие группы, может быть, повлияли на ваше творчество?
ММ: На меня очень большое музыкальное впечатление оказала группа blink-182, да и весь поп-панк я в целом люблю. Их песня «Miss you» может быть даже немного похожа на «Чувства», совсем чуть-чуть. Ну и из русского… Может быть, группа Кино. Поэтому этот альбом, который вышел, отличается от тех предыдущих релизов, которые у нас были.
Вообще я думаю, что с 2021-2022 года началась какая-то новая волна томских музыкантов. Появилось много разных групп, Автобус до конечной, Чересчур, Чойз – они малопопулярные, ну, как и мы, в принципе. Мы тоже в этом же ряду находимся. А дальше другая ступень – LikeTheUnicorne, ну и много других групп.
ДВ: В Томске большая музыкальная тусовка, но она вся такая андеграудная.
Все фото — со страницы группы Вконтакте
Что вы подразумеваете под андеграундной тусовкой? Музыканты, которым не платят?
ДВ: В том числе. Ну и те, которые не могут собрать крупную площадку, типа «Театро» (томский клуб, ныне закрывшийся – прем. ред.), ну или БКЗ. Либо тех, кто дальше своего города не выдвигался никогда. Либо не дальше своей области.
А вы куда-нибудь ездили с концертами за пределы Томска?
ДВ и ММ (хором): Пока нет.
А планируете?
ДВ: Вообще с этого года попроще с этим, так как там учёба была, мешала куда-то уезжать, выберемся куда-нибудь, если будет возможность. Туры это, конечно, да – всегда интересная история.
А вы помните, когда у вас какой-нибудь томский концерт был, когда вы поняли, что нравитесь аудитории? Поняли, для чего вы всё это делаете?
ММ: Самый первый концерт. Ты наверняка знаешь, кто такой Гена Квитков – это группа Звёзды, сейчас Домашние животные, и мне кажется, если бы не этот человек, мы бы никогда не вышли на концертный уровень. Я очень благодарен Гене, что он когда-то, года два назад, написал: «вы не хотите сыграть на Zen-мероприятии?» и в течение полутора недель пришлось искать живых музыкантов. Потому что состав был буквально я и Данил.
ДВ: Была одно время даже идея, что если выступать, то выступать как раз таки в формате Буерака, они выступают же вдвоём. У них вместо драм-партии – драм-машина, ну то есть подложки гитариста, бас-гитариста и так далее. Но потом мы подумали, что это как-то странно.
ММ: В то время я работал в музыкальной школе, в «Не школе барабанов», сейчас я там уже не работаю. Я был гитаристом-аккомпаниатором, то есть ребята играли на барабанах, я им играл на гитаре. И там друзья мои работали, Руслан – сейчас он у нас на барабанах играет, и Кирилл – он на басу играет у нас. И как-то мы собрались и быстренько, за неделю, всё выучили, не без косяков, конечно. Но, тем не менее, на первом же концерте нас просили на бис сыграть именно конкретную песню, «Магнитофон». У меня столько мурашек по коже было, как это было круто. Наверное, первый концерт и был одним из самых запоминающихся мероприятий.
ДВ: В целом Гена часто занимался организацией концертов, у него в поле зрения очень много групп.
ММ: Звёзды был очень популярный проект, и он не только в Томске известен. Поэтому человек имеет место в музыкальной среде. Не зря на него «шугейз-пидовки» (паблик Вконтакте «shoegaze pedoffka meme pictures» – прим. ред.) делают мемы, ну это уровень определённый.
Вот вы говорите, что в 2021-22-м годах много музыкантов новых появилось, с чем это связано?
ММ: Возможно, это связано с тем, что приезжает много людей из разных городов на учёбу, как я когда-то, с мечтой, что у нас должна быть группа.
ДВ: У меня немного другой взгляд на эту тему. Я уже 10 лет музыкой занимаюсь в том или ином формате, и я бы сказал так, что информация о том, как записать свой трек в каком-то формате или ещё что-то, ну как-то доступнее стала. Потому что, когда я начинал этим заниматься, было сложно найти видеоуроки или ещё что-то, сейчас интернет просто перенасыщен этой информацией. Чему я точно благодарен – это крупным артистам, людям, работающим в музыкальной сфере (композиторам, сонграйтерам), которые бесплатно и в открытом доступе рассказывают о многом. Плюс сейчас стала намного шире сама музыкальная сфера звукозаписи, открывается много студий, много репточек. Эта ниша начала наполняться в Томске – и это отлично.
Как вы думаете, какая у вашей группы самая главная особенность, которая её отличает?
ММ: Наша главная особенность – это то, что мы не звучим так, как звучим на записях. На концертах у нас звучание совершенно другое. Концертные записи намного лучше, потому что там всё-таки живая барабанная аранжировка, два гитариста всё-таки.
ДВ: Один гитарист на записях.
Вот надо сходить послушать вас вживую. А когда концерт?
ММ: 1 октября — Make love pizza. Будет небольшой гигос, на мероприятии будем мы, будет группа Алиса в стране уродов, группа Avocado Pornujo и группа Tayga Hardcore Division – все наши друзья, кореша.
ЭХО 330: томичи между пост-панком и поп-панком
Минувшим летом у томской группы ЭХО 330 вышел новый мини-альбом из четырёх песен «Научиться прощать себя».
Песня «Отпустить» с него попала в эфир одной из радиостанций Питера, об альбоме писало издание «Makers of Siberia», а сама группа довольно часто выходит на концертные площадки города.
Ближаший фест с их участием пройдёт в подвальчике Make Love Pizza уже 1 октября, и накануне этого события наша спецкор Елена ЖЕРДЕВА пообщалась с двумя участниками группы – Михаилом МУСАТОВЫМ (вокал, гитара, автор музыки и текстов) и Даниилом ВОЕВОДОЙ (звук, запись, сведение и мастеринг) – и о новом альбоме, и о многом другом.
Почему у вас такое название?
Данил Воевода (далее – ДВ): Мы думали, что нас об этом спросят.
Михаил Мусатов (далее – ММ): У нас был миллиард вариантов как назваться. И так и сяк. И мы уже придумали название, мы будем называться Макулатура, а потом бах и, оказывается, такая группа уже есть. Мы остановились на названии Эхо, потому что мы хотели изначально играть пост-панк, и это как-то связано между собой, а я ещё любитель blink-182 и я такой: «надо, чтобы в конце была цифра, пусть будет 330». Ну ладно.
ДВ: Цифры мы, по-моему, просто перебирали, с чем бы это выглядело красиво, на логотипе или ещё что-нибудь.
ММ: Эхо 404, Эхо 228. (смеётся)
ДВ: В итоге взяли Эхо 330, потому что оно очень зеркально подходит, в целом.
Мне нравится ваше название. Я, кстати, слушала вашу песню, которую крутили по радио и где журналисты её обсуждали. Они о вас, мне кажется, лестно отозвались.
ДВ: Да, было достаточно забавно слышать свою песню на радио. Я думал, будет хуже, всё-таки радио питерское, если я не ошибаюсь. Была песня «Отпустить», как мы предположили, потому что она скорее всего просто по таймингу больше под радио-формат подходила. Это единственная песня, которая меньше трёх с половиной минут идёт.
Расскажите про ваш последний альбом.
ДВ: Тут, наверное, нужно наши роли с Мишей обозначить. В целом, Миша отвечает за продакшн, можно сказать, то есть за слова…
ММ: За культурное наследие.
ДВ: За культурное наследие в том числе. Если первый альбом мы с Мишей писали вместе музыку, то здесь вся музыка и слова на Мише, а весь постпродакшн, то есть миксинг, мастеринг, может быть отчасти какие-то правки в итоговой версии на мне. Мы так сейчас в этом формате работаем, предыдущий сингл мы так же делали. Следующие работы мы также хотим, ну я хочу своё присутствие в музыкальном деле побольше сделать. Ну, то есть да, я отвечаю больше за итоговое звучание, Миша отвечает больше за идею.
А почему вы не отдаёте на сведение тому кто этим профессионально занимается?
ММ: Это изначально бала такая идея саморазвития, чтобы поразвиваться как сонграйтер, как звукорежиссёр.
ДВ: Если копнуть немножко, то вот группе недавно 5 лет было. Мы собрались, и изначально я этот проект рассматривал, как потренироваться, поработать с материалом, что-то пописать, меня не сильно интересовали живые выступления, меня интересовал продакшн, а Мишу наоборот интересовали живые выступления. Я, например, на концертах присутствую в качестве зрителя. Поэтому у нас два состава: тот, который работает с треками, и тот, который их играет.
Это, возможно, даже отличает вашу группу от других. Не все музыканты сводят свою музыку сами.
ДВ: С одной стороны, это продуктивней и удобней, когда весь процесс, от идеи до реализации итогового звучания, проходит через тебя, тут как-то больше, наверное, это творчество любишь. Это отличается от коммерческого подхода, когда ты пишешь с продюсерами или ещё с кем-нибудь, а твоя задача просто прийти отпеть, отыграть и так далее, пригласить сессионных музыкантов.
ММ: Взять для примера группу Panic! At the Disco: несколько человек было в группе, а потом лидер группы, я не помню, к сожалению, как его зовут, всех разогнал и остался один, и всю музыку делал самостоятельно. После этого звучание стало лучше, слушателей стало больше. Есть ещё несколько таких примеров, но я сейчас долго буду вспоминать.
Какие группы, может быть, повлияли на ваше творчество?
ММ: На меня очень большое музыкальное впечатление оказала группа blink-182, да и весь поп-панк я в целом люблю. Их песня «Miss you» может быть даже немного похожа на «Чувства», совсем чуть-чуть. Ну и из русского… Может быть, группа Кино. Поэтому этот альбом, который вышел, отличается от тех предыдущих релизов, которые у нас были.
Вообще я думаю, что с 2021-2022 года началась какая-то новая волна томских музыкантов. Появилось много разных групп, Автобус до конечной, Чересчур, Чойз – они малопопулярные, ну, как и мы, в принципе. Мы тоже в этом же ряду находимся. А дальше другая ступень – LikeTheUnicorne, ну и много других групп.
ДВ: В Томске большая музыкальная тусовка, но она вся такая андеграудная.
Все фото — со страницы группы Вконтакте
Что вы подразумеваете под андеграундной тусовкой? Музыканты, которым не платят?
ДВ: В том числе. Ну и те, которые не могут собрать крупную площадку, типа «Театро» (томский клуб, ныне закрывшийся – прем. ред.), ну или БКЗ. Либо тех, кто дальше своего города не выдвигался никогда. Либо не дальше своей области.
А вы куда-нибудь ездили с концертами за пределы Томска?
ДВ и ММ (хором): Пока нет.
А планируете?
ДВ: Вообще с этого года попроще с этим, так как там учёба была, мешала куда-то уезжать, выберемся куда-нибудь, если будет возможность. Туры это, конечно, да – всегда интересная история.
А вы помните, когда у вас какой-нибудь томский концерт был, когда вы поняли, что нравитесь аудитории? Поняли, для чего вы всё это делаете?
ММ: Самый первый концерт. Ты наверняка знаешь, кто такой Гена Квитков – это группа Звёзды, сейчас Домашние животные, и мне кажется, если бы не этот человек, мы бы никогда не вышли на концертный уровень. Я очень благодарен Гене, что он когда-то, года два назад, написал: «вы не хотите сыграть на Zen-мероприятии?» и в течение полутора недель пришлось искать живых музыкантов. Потому что состав был буквально я и Данил.
ДВ: Была одно время даже идея, что если выступать, то выступать как раз таки в формате Буерака, они выступают же вдвоём. У них вместо драм-партии – драм-машина, ну то есть подложки гитариста, бас-гитариста и так далее. Но потом мы подумали, что это как-то странно.
ММ: В то время я работал в музыкальной школе, в «Не школе барабанов», сейчас я там уже не работаю. Я был гитаристом-аккомпаниатором, то есть ребята играли на барабанах, я им играл на гитаре. И там друзья мои работали, Руслан – сейчас он у нас на барабанах играет, и Кирилл – он на басу играет у нас. И как-то мы собрались и быстренько, за неделю, всё выучили, не без косяков, конечно. Но, тем не менее, на первом же концерте нас просили на бис сыграть именно конкретную песню, «Магнитофон». У меня столько мурашек по коже было, как это было круто. Наверное, первый концерт и был одним из самых запоминающихся мероприятий.
ДВ: В целом Гена часто занимался организацией концертов, у него в поле зрения очень много групп.
ММ: Звёзды был очень популярный проект, и он не только в Томске известен. Поэтому человек имеет место в музыкальной среде. Не зря на него «шугейз-пидовки» (паблик Вконтакте «shoegaze pedoffka meme pictures» – прим. ред.) делают мемы, ну это уровень определённый.
Вот вы говорите, что в 2021-22-м годах много музыкантов новых появилось, с чем это связано?
ММ: Возможно, это связано с тем, что приезжает много людей из разных городов на учёбу, как я когда-то, с мечтой, что у нас должна быть группа.
ДВ: У меня немного другой взгляд на эту тему. Я уже 10 лет музыкой занимаюсь в том или ином формате, и я бы сказал так, что информация о том, как записать свой трек в каком-то формате или ещё что-то, ну как-то доступнее стала. Потому что, когда я начинал этим заниматься, было сложно найти видеоуроки или ещё что-то, сейчас интернет просто перенасыщен этой информацией. Чему я точно благодарен – это крупным артистам, людям, работающим в музыкальной сфере (композиторам, сонграйтерам), которые бесплатно и в открытом доступе рассказывают о многом. Плюс сейчас стала намного шире сама музыкальная сфера звукозаписи, открывается много студий, много репточек. Эта ниша начала наполняться в Томске – и это отлично.
Как вы думаете, какая у вашей группы самая главная особенность, которая её отличает?
ММ: Наша главная особенность – это то, что мы не звучим так, как звучим на записях. На концертах у нас звучание совершенно другое. Концертные записи намного лучше, потому что там всё-таки живая барабанная аранжировка, два гитариста всё-таки.
ДВ: Один гитарист на записях.
Вот надо сходить послушать вас вживую. А когда концерт?
ММ: 1 октября — Make love pizza. Будет небольшой гигос, на мероприятии будем мы, будет группа Алиса в стране уродов, группа Avocado Pornujo и группа Tayga Hardcore Division – все наши друзья, кореша.