Бессмысленное дело, или Макулатура в Томске

Written by . Filed under Архив, Видео, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

IMG_393527 февраля в байк-клубе «Варяг» состоялся концерт полного состава абстракт хип-хоп-группы

МАКУЛАТУРА.

«Новый Рок» побывал там и пообщался с лидерами коллектива Евгением АЛЁХИНЫМ и Константином СПЕРАНСКИМ. 


IMG_3784

Это был первый визит в Томск в рамках истории коллектива, основанного уроженцами Кемерова Евгением Алёхиным и Константином Сперанским, приуроченный к туру по случаю выхода новой пластинки команды «Пролог».

В полном живом составе и новом облагороженном звуке, отсылающем теперь даже к салонному джазу, Макулатура исполнили для сотни своих поклонников большую часть нового альбома и лучшее из старого материала. Во время концерта также можно было купить книги издательства «Ил-Music», организованного музыкантами Макулатуры.  

Об отношении к CD и винилу, новом альбоме, ситуации на Украине, прилипшем ярлыке «экзистенциализм» и вечных поисках смысла с участниками группы говорили Александр АРЛЯПОВ и Вячеслав ТУМАЛАНОВ. А Юлия СЕМЕНИХИНА запечатлела всё на фото.

IMG_4517

МАКУЛАТУРА:

«Единственное основание продолжать что-то делать – это понимание того, что ты делаешь бессмысленное дело»


А.А. Вы в Томске же впервые. Поэтому сейчас будет вопрос, который возможно вам много раз уже задавали, но что поделать. Как человека, который давно занимается коллекционированием музыки, меня эта тема особенно интересует. У вас есть книжное издательство, про которое мы много читали, слышали и так далее, и это хорошо. Вы выпускаете книги, но при этом релизов ваших альбомов на физических носителях найти фактически невозможно.

Е.А. У нас все альбомы вышли как интернет-релизы только.

А.А. Вот именно. А я бы, например, с удовольствием приобрёл компакт-диски. Это сознательный подход у вас такой?

Е.А. Ну, компакт-диски нынче никто не использует. Музыка существует во времени, а не в пространстве. Если для книги имеет значение, какой в ней шрифт, какая она на ощупь, какая у неё обложка, то музыка – вот её включил и слушай. Это просто, как мне кажется, делать деньги из ничего.

А.А.: Сейчас многие группы, не выпуская CD, выпускают свои альбомы на виниловых пластинках, вернулся такой тренд на винил. Например, те же самые ПТВП.

Е.А.: В этом, да, может и есть смысл, чтобы послушать хорошую музыку с винила. В принципе у меня на съёмной квартире тоже есть проигрыватель, я бы, может быть, что-нибудь заимел и послушал с него. Но мы пока только приближаемся к такому звуку, который хочется записать на винил. Вот на последнем релизе он уже неплохой. Может быть, ещё сделаем, почему нет. Для этого и звук тоже должен быть на уровне.

В.Т. У вас последняя пластинка называется «Пролог». Хотя группа существует уже достаточно давно, и это далеко не первая ваша пластинка. «Пролог» к чему это и когда тогда ждать «Эпилог»?

Е.А. Надеюсь, никогда. Это мы планировали такое масштабное полотно из ряда альбомов, и это первая часть. То есть такой альбом, может, из семи частей… или пяти. Чтобы умереть, не закончив его как…

IMG_3711

А.А. Недописанный роман?

Е.А. Ну да, как Марсель Пруст. Совершенства нельзя же достичь. (Смеётся).

К.С. Мы просто назвали его «Пролог», потому что одна из песен так называется. Потом действительно возникли опасения, что кто-то потребует эпилог. А назвать альбом «Эпилог» – это, по-моему, самая дикая х..ня, которая может в голову прийти. На такой группе можно сразу крест ставить. Хотя, где «Пролог», там «Эпилог», конечно, рядом.

А.А. Напоминает немного подход Noize MC: «Новый альбом», «Последний альбом».

Е.А. О, я не знаю. Не слежу за его творчеством так, чтобы знать альбомы. Знаю, что у него есть пластинка «Greatest Hits».

А.А. Самый первый альбом так назывался.

Е.А. Наш «Пролог» – это ещё такой ответ людям, которые говорят «вот, Макулатура исписались». Есть такие люди, которые услышали яркие запоминающиеся рефрены и говорят, что вот «Девять рассказов» – наш лучший альбом. Конечно, он лучший, если ты хочешь сразу эффект получить. Пишешь в одном рефрене «отп..дить мента», в другом «город е..т тебя в рот», в следующем «ещё один год в п..ду», потом «п..да не пахнет». И получается такая подборка, достаточно простая для восприятия. Хотя вроде бы там где-то есть много чего ещё, но основные крюки, которые цепляют слушателя, вот они. И когда ты выпускаешь альбом, в котором фактически нет рефренов, а чтобы получить эффект, нужно его внимательно несколько раз послушать, некоторые тут же начинают кудахтать: «Ой, исписались». Вот это ответ тем, кто говорит, что нам пора заканчивать. Я считаю, что мы только начали, и ещё вообще непонятно даже каков стиль, в котором мы работаем.

IMG_3718

А.А. В интернете к вам приклеился ярлык «экзистенциальный рэп».

Е.А. Они не понимают, что во всем нужно знать меру. Как этот термин, «экзистенциализм» используется, так чтобы язык отсох у каждого, кто его больше двух раз подряд произносит.

А.А. Вопрос такой, не связанный непосредственно с вашим творчеством, а скорее с музыкальной карьерой. В Томске тоже очень много молодых музыкантов, и их с каждым годом, кажется, становится всё больше. И очень многие заморочены на то, что рано или поздно нужно отсюда уезжать. Перебираться в Москву, Питер, потому что там вроде больше перспектив, там ярче культурная жизнь, там тот самый котёл, в котором надо вариться, и так далее. Это общие, массовые настроения. У вас тоже есть такой опыт, переезда из провинции в столицу, где вы смогли создать достаточно известный проект. Многие смотрят на вас как пример в этом смысле. Так, по-вашему, стоит возделывать свою делянку там, где ты находишься, или рваться туда, где больше возможностей?

IMG_3665

Е.А. Мне вот кажется, что даже 10 лет назад подобная география имела значение, а сейчас уже можно делать круто, где бы ты ни находился. Как ты считаешь, Костя?


К.С. По-моему, сейчас наоборот интереснее обращать внимание на то, что в регионах происходит. Всякие странные ребята, которые записывают диковатую музыку. И они все в регионах. Потому что в Москве и других подобных крупных городах легко затеряться среди кучи так называемых независимых групп. То, что мы оказались, в больших городах, никак не связано с музыкой. Просто уехали и всё. И думаю, что если бы мы продолжали в Кемерово жить, не было бы никаких препятствий, кроме, может быть, наличия хороших музыкантов, чтобы нам делать тоже, что мы делали в Москве.

Е.А. Если б начали искать, я думаю, нашли бы и там музыкантов. Даже и техническая возможность записывать, думаю, тоже не проблема.

В.Т. Вчера в одном обзоре читал, что вы вообще сейчас в Казани живёте?

Е.А. У нас сейчас вся группа живёт в Казани и там репетирует. Я вот тоже прожил четыре месяца там, пока мы сочиняли альбом. Перед записью и Костя приезжал в Казань, репетировали там. Центр теперь в Казани, музыка будет сочиняться в этом городе, ещё один релиз точно.

В.Т. А как вы к родному Кемерово относитесь? Сейчас вот в туре Кемерово нет, это с чем связано?

Е.А. Да мы уже пожалели, что его там нет. Просто летом там выступали и решили, что пауза должна быть побольше, выступим там через год, может быть.

IMG_4282

Решили поставить Томск как раз вместо Кемерово. Хотя сегодня подумали, что зря.


Пробыли бы дома пару дней. Всё равно тут видимо придет человек 70-80, не больше, судя по предпродаже. С другой стороны, надо всё-таки географию расширять. В тоже время в туре все равно город не видишь, приезжаешь в клуб, проводишь там несколько часов после концерта и уезжаешь.

А.А. А вообще цифры количества посетителей ваших концертов – сопоставимые в провинции и столицах?

Е.А. В Москве, Петербурге ходит 250-300 человек, а в Красноярске вчера было 130.

К.С. С другой стороны, в прошлом году в Новосибирске тоже около 300 человек было на концерте.

А.А. Из Томска на тот концерт тоже автобус ездил.

Е.А. Ну вот да. Был один концерт в Сибири, и все съехались.

К.С. В Екатеринбурге было тоже человек 200. Очень много людей в Минске ходит, человек 400 последний раз было. В Киеве, в Одессе.

Е.А. В Одессе тоже было много народу, потому что мы сделали единственный концерт на всю Украину, народ подтянулся с других городов. Вот три города: Минск, Москва, Петербург, где ходит больше всего народу. Но там и живёт больше людей.

IMG_4100

А.А. Можно ли говорить о сложившемся коммьюнити групп одного направления, абстракт хип-хопа в вашем случае, и всего, что с этим связано, то есть «вы соглашаетесь» и прочие разные группы?

Е.А. Так вроде слушатели пересекаются, а сам я никакого родства с этими проектами не чувствую. Вообще нет, наверное, таких.

К.С. Мы скорее чувствуем связь с группами из 90-х, типа Рабов Лампы. Хотя жанрово и по настроению мы опять же немного другие. Я, например, люблю творчество Мастера Шеffa. Я на нём вырос. Его я слушаю с такими нежными чувствами. А если говорить о тех, кто с более серьёзным посланием выступает, тот же Noize MC, их уже не могу слушать. Наверное, я становлюсь реакционером.

А.А. С абстрактным хип-хопом понятно. Но у вас, например, с Лёхой Никоновым совместный трек, который на EP «Родина.Еда» многие находят лучшим. Возникали мысли о записи совместных вещей с другими музыкантами?

Е.А. Да пока нет. Я бы может и записал что-то с музыкантами из ПТВП. Мы просто с ними общаемся, потому что у нас тур-менеджер и звукорежиссёр ещё теперь общие. Была пара совместных концертов, вот и решили сделать фиток с Лёхой. Я бы и с остальными ребятами что-нибудь сделал, чтобы они сыграли. Они, по-моему, отличные музыканты. Мне кажется, они бы мне подошли.

В.Т. Костя в одном из интервью говорил, что основным мотивом вашего творчества является такая тоска по действию. Эта тоска может бесконечно продолжаться? То есть действие когда-нибудь наступит?

К.С. Нет, но когда наступает действие, тоска же всё равно не проходит. Эта тоска не по чему-то, что можно воплотить. Она не связана с какими-то периодами во времени, это не болезнь, это такое постоянное ощущение себя.

Е.А. Типа вот герой мечтает отп..дить мента, и вот этот гипотетический мент получает п..ды. И всё?

К.С. Может, ему наоборот хуже после этого становится…

Е.А. Палач становится жертвой. Ты на себя смотришь и понимаешь, что палачом ты быть не можешь. Идёшь дальше тосковать и стараешься забыть о том, как ты собственные мечты исполнил.

А.А. Вечная рефлексия.


К.С. Нельзя путать это с такой философией бездействия. Наоборот, как раз, если вспомнить, например, эсеров, они же все были романтиками. Савинков писал какие-то очень лиричные письма. Революционеры-террористы все преисполнены тоски, хотя, казалось бы, жизнь была супернасыщенной. Это всё неотделимо друг от друга. Когда ты сытый и поганый, то нет никакой тоски, все зае..сь, можно есть и хохотать.

Е.А. К тому же в последнем релизе у нас появляется помимо этой тоски какая-то попытка объяснения реальности, сочинение какой-то своей её модели, попытка разложить всё более оптимистичней для себя, я бы сказал.

В.Т. Группа появилась в 2008-м, по крайней мере, заявила серьёзно о себе. В вашем творчестве всегда ощущался немного политический подтекст, либо, по крайней мере, ощущение вмешательства политики в жизнь и мироощущение вашего лирического героя. С 2008 года в России очень много изменений произошло в политическом плане, изменилось общее настроение, особенно после парламентских выборов 2011 года, когда люди вышли на митинги. Это изменение контекста как-то повлияло на ваше творчество? Не появилось желание самим пойти на баррикады или вести призывы к какой-то борьбе?

К.С. В песне «Пролог» отразилось ощущение этих изменений, и в песне «Юность» отчасти. Свой куплет в «Прологе» я написал уже после того, как началась вся эта движуха в Украине. Я как-то перенёс свои ощущения и попытался вообразить, чтобы могло быть в России в такой же ситуации, что она развалится, попытался передать образ империи, на которую уже всем плевать, на то, что она распадается на части. Мой герой наблюдает всё это, сопереживает, находит что-то, что можно сделать, что-то, может быть, даже делает, но всё равно находится наедине с собой. Там есть строчка «заброшенная мэрия превратилась в сквот, и тебя не берут в компанию». Это означает, что он остался один даже тогда, когда какая-то движуха, о которой он мечтал, воплощается. Не знаю, получилось ли объяснить это ощущение для широкого круга слушателей.

Е.А. А насчёт моего куплета могу сказать, что там это ощущение у героя связано ещё с его взрослением. Вроде бы кажется, что у этой общественной жизни есть какое-то логическое развитие, что оно должно к какой-то точке прийти, а на самом деле есть только герой и его знание о жизни, это развитие его личной драматургии. И вроде бы она должна заканчиваться, а на самом деле никак не заканчивается. Всё остаётся, идёт своим чередом, а герой прожил свою жизнь и помрет, и всё, что он знает о жизни, это в принципе ерунда. Это основной посыл всех моих текстов.

А.А. Всё, что ты знаешь, это ложь.

Е.А. Ну типа того.

В.Т. От песен и «Ночных грузчиков», и «Макулатуры» остаётся ощущение поиска смысла жизни, который никогда не находится? А если этого смысла нет, и его никак не найти, то есть ли смысл сопротивляться, продолжать бороться, поддерживать культурный уровень и так далее?

Е.А. Конечно, есть.

К.С. Если бы не было смысла сопротивляться, то не было бы этого творчества вообще.

IMG_4483

Потому что творчество — это и есть один из инструментов сопротивления.


Меня вообще поражает, когда люди воспринимают наши тексты как такой манифест бессилия перед действительностью, потому что это них..я не так.

В.Т. Это попытка продолжать бороться как раз от осознания этого бессилия.

К.С. Ну да. То есть единственное основание продолжать что-то делать – это понимание того, что ты делаешь бессмысленное дело. Вот сейчас в Украине свершилась революция. Как красиво и ужасно это было одновременно. И теперь они пришли к какому-то странному тупику. С одной стороны, они на грани гражданской войны, что очень хреново, с другой, им надо приступать к каким-то штучным политическим маневрам, а в целом просто непонятно, что делать. Всё привело к ситуации, которая объективно хуже, чем та, когда Янукович себе спокойно царствовал. Но зато они произвели революцию. Такая метафора любых попыток сопротивляться. Несмотря на то, какой бы красивой не была революция, нет никаких оснований, что она приведёт к воплощению идеала. Но это не значит, что революцию не надо вершить.

А.А. Идеал недостижим, но мечтать о нём мы не должны прекращать…

Е.А. Лучше бы про вегу (прим.ред. — «веганство») спросили. На вегу всем надо переходить. Всё эта мелочь такая: политика, уровень достатка… Сперва нужно такой вопрос решить: нормальный ты человек или грязнуля? Будешь ты жопу мыть или будешь с грязной бегать? В наши дни быть веганом – всё равно, что умываться. Завязывайте, ребята! Завязывайте с этим дерьмом! (Смеются)

IMG_4524



20140227_1


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*