Света БЕНЬ, Галя ЧИКИС «Приём!» (self released, 2022)

Written by . Filed under CD, Архив, Видео, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

Слова: Александр АРЛЯПОВ.


Страшный 2022 год вместе со всей нашей эпохой ещё ждёт своего осмысления. Не только от аналитиков и самых разных экспертов, но и «властителей дум», в том числе — музыкантов.

Первая реакция в виде интервью и постов в соцсетях, эмиграция («релокация»), стримы, благотворительные концерты и целые туры – это, конечно, есть. Но есть и востребованность рефлексии на уровне музыкальных высказываний.

Она так или иначе проявлялась — у кого-то в общем настроении релизов, у кого-то — в конкретике малых форм (синглах, клипах и т.д.). Тут можно вспомнить навскидку очень артистов очень разной степени влиятельности и весомости, от условных «стариков» БГ, ДДТ, Леонида Фёдорова, Ногу Свело! или НОМ, до «героев сегодняшних дней» Земфиры*, Noize MC*, Оксимирона*, Комсомольска, Shortparis или «молодой шпаны» вроде Локимина, Арсения Морозова, Joker James, Позоров и Legooshtain. Все они, безусловно, вызывают чувство исключительного уважения. Но если говорить о большой форме — об альбомах, то здесь, мне представляется, есть три мощных, законченных и прямых высказывания: «Длится февраль» Влади, «Ничего больше нет» Самого Большого Простого Числа и «Приём!» Светы Бень и Гали Чикис.

Две прекрасные хрупкие девушки (обе, причём, родом из Беларуси) записали невиданный по силе альбом, в котором сплелось всё: сложившиеся вместе рефлексии от происходящего прямо сейчас в мире и происходившего два года назад на их малой родине, попытка как-то объяснить себе (и нам) для чего и зачем нужно что-то делать и не опускать руки, грубая хтонь реальности и нежный романтизм неиспорченного взгляда на мир.

Инди-поп и индитроника Гали Чикис встретились с театром-кабаре одной актрисы Светы Бень (вы же помните совершенно сумасшедшую банду Серебряная Свадьба, и до Томска пару раз доезжавшую?!) и на выходе дали такой очень нежный и чувственный «посттравматический поп» (как назвали его сами девушки в разговоре с DW), в то же время пробирающий до мурашек не хуже иного индастриала или дроуна.

Две вполне состоявшиеся артистки пришли к сотрудничеству ещё в 2021-м, начав репетировать и иногда вместе выступать. А потом родился альбом.

chikiss & ben

Фото: Anna Eckold (страница Светы Бень ВК)

Света: «Главный результат этого тяжёлого года, лично для нас — это альбом. Тут сработала какая-то волшебная химия, общая беда и боль, судьбоносное что-то. Будем продолжать! Всем сил, здоровья и вдохновения. Одному — никак. А вместе мы справимся! Приём!»
Галя: «Это альбом-поддержка, альбом-маяк. История абсолютно честная и светлая. И, несмотря на мрак и кажущуюся безысходность, которая проскальзывает в текстах, я думаю, эти песни поддержат многих людей».
Света: «Я вообще не совсем музыкант, я не играю фактически ни на чём, я пишу песни. То есть я сочиняю стихи, облечённые в некую незатейливую музыкальную форму. А всё остальное — это уже заслуга музыкантов, которые со мной оказываются рядом».
Галя: «Работа над песнями Светы представляла собою сверхзадачу: поместить голос, тексты и смыслы в сверхтонкую конструкцию. Не перегрузить и не расплескать. Хотелось сделать элегантную, эмоциональную и разнообразную по звучанию, самобытную и в то же время понятную всем историю, в которой будет ловиться каждое слово, каждый сигнал».

Открывает альбом посвящение «Кёртису», только на первый взгляд неожиданное, а на деле более чем уместное в наши дни («Только он, Кёртис Ян, убедителен»… «ничего не слышать, только так и выжить»). Как пояснила в интервью Звукам.ру Света, в этом треке сквозит «удивление от того, что ничего не меняется, что мир остаётся таким же пронзительно-грустным, как был тогда».

Режиссёр клипа: Галя Чикис, монтаж — Сергей Новицкий

Света Бень: «Я очень любила Joy Division в подростковом возрасте. И моя дочка тоже. Когда я увидела на стене в её комнате портрет Йена Кертиса, я испытала к нему новую волну любви и благодарности. Он очень убедительно и честно предупреждал нас о том, что этот мир — местечко так себе».

Следом трек «Я слышу чаек», своими строчками «Я стою, кручу настройки, я жду сигнала с других планет», мягкими переборами клавиш фортепиано и романтичной трубой напоминающий нечто ощутимо светлое и винтажное, от Таривердиева до Жени Теджетовой, но и тут фоновый электронный гул не даёт расслабиться — держит в напряжении и тревожном напоминании. Вот что об этом рассказала Галя Чикис: «Я слышу чаек…» это был вокальный набросок, музыкально почти схематичный. После его прослушивания у меня мгновенно всплыла в памяти музыка любимых артистов нашего прошлого: «Баллада о небе и Земле» Анны Герман и саундтрек «До свидания, мальчики» Микаэла Таривердиева. Красота и рефлексия понятная до дрожи. Захотелось сделать такой оммаж, не стилизацию, это было бы грубо. Нет, именно реверанс, благодарность, воссоздать добрую, мечтательную атмосферу той, золотой эпохи эстрады, но добавить в нее мрачноватый флер современности. Например, почти дабстеповый, но ультрамягкий суббас одного старого синтезатора 1979 года».

Невероятной трогательности и красоты индитроника в «Зеркальном шаре» словно контрастирует с нотками обречённости в тексте («мы танцуем, мы никогда не танцуем… <…> но там был такой красивый зеркальный шар»), написанном, по словам Светы, от имени «человека, который всё потерял и хотел бы этот мир как можно скорее покинуть» («мир так угрюм и опасен – и на синхроне с ним… план эвакуации ясен, но невыполним»).

Тревожность сквозит практически во всех треках альбома, но одна из самых по-настоящему страшных песен, конечно, «Чёрные бидоны» («Чтобы выжить, мне надо всё это забыть, чтоб никого не убить»).

Режиссёр клипа: Алексей Уржанов

Спокенворд с припевом «Самое злое», а следом — спокенворд без припева «Не виноват» (заставляющий вспомнить летовского «плюшевого мишутку»), который словами «зла не надо бояться, надо бояться стать частью зла» словно продолжает тему «самого злого во мне».

Наиболее близкая к кабареточной форме, отчасти даже частушечная, «Не печалуйся», более всего навевающая ассоциации с былым творчеством Светы времён Серебряной Свадьбы, как трагифарсовыми куплетами («не печалуйся ничем – всё вокруг не насовсем», «каждый хрупок и раним, каждый – Босх Иероним, со своим сражайся адом и не лезь во ад к другим»), так и бойкой гармошкой – которая, впрочем, всё равно уживается со вполне космическим синтом.

И снова птицы, на сей раз «Ласточки» — словно перекликаются с «Чайками» из второго трека, но новая серия этой «занимательной орнитологии» выходит куда более светлой, оптимистичной даже, насколько это вообще возможно и уместно.

Завершает альбом ещё одна порция космической метафизики: сначала в треке «Может» словно делается попытка объяснить, зачем вообще это всё («значит, к чему-то здесь нужен, если пока что не выдворен вон с планеты Земля»), а следом финальная «Приём!» будто посылает сигнал за пределы этой самой планеты («Мне будет не страшно, если мы будем вдвоём, приём!»). Возвращаясь к интервью Светы Бень: «Мне кажется, что в каком-то смысле, когда я написала песню “Приём”, я вызывала из космического пространства Галю, чтобы она появилась в моей жизни. То, что мы записали эту песню и назвали так альбом — это прямое высказывание, которое, может быть, приведёт нас к встречам с другими людьми, которым это очень нужно».

sveta ben

Фото: Клавдия Косихина, монтаж — Галя Чикис.

Что ж, химия сработала — и мы получили невероятный альбом, который находит какие-то слова и какие-то звуки, чтобы что-то важное нам объяснить.

Слушать на всех платформах: https://band.link/priem


*Минюст РФ считает их иноагентами

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*