-
Страницы
Музыка больших экранов
Рецензии
Новости
Галерея
Комментарии
- Смерч к записи Разговор с Фео, или Психея в Томске
- DimLight к записи R.I.P. — Умер Glen Porter
- Александр Арляпов к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- agfn к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- Александр к записи R.I.P. — Умер Лу Рид
Администрирование
Контакты
-
Мнение авторов не равно мнению редакции. При перепечатке и цитировании авторских материалов — ссылка обязательна.
АКВАРИУМ «Песни Нелюбимых» EP (Аквариум, 2016)
Есть такое мнение, что для БГ форма EP, или мини-альбома, стала куда более ёмкой и точечной формой высказывания, чем иные классические номерные альбомы.
Достаточно вспомнить вышедший под занавес 2013-го «Праздник Урожая во Дворце Труда», оказавший на всех весьма сильное впечатление своим месседжем и предвосхитивший альбом «Соль».
Новый EP, если верить самому БГ, не является ни логическим продолжением «Соли», не частью будущего полноформатного альбома. Что ж, тем интереснее – есть смысл воспринимать его как совершенно самостоятельное явление.
При этом отделаться от ощущения того, что песни на релизе перекликаются с песнями с «Соли», сложно: высказывания на тему действительности есть и там, и здесь. Борис Борисыч не был бы верен себе, если бы забрался в башню из слоновой кости, игнорируя происходящее «в миру» и в мире. Впрочем, он, однако ж, не был бы Гребенщиковым, если бы реагировал на всё это в лоб и плакатно.
Уже в заглавной песне он с достаточно горькой интонацией обращается к главному визави: «Мне больше не нужны Твои тайны бытия, просто посмотри мне в глаза и скажи, что это воля Твоя». Богоборчество – как, впрочем, и богоискательство – точно не про Гребенщикова, он давно всё нашёл, обрёл и не имеет нужды бороться. Но вопросы он ставит всю свою творческую жизнь – и такова, значит, нынешняя картина мира, коли вопросы ставятся теперь в столь острой форме.
Как сказал сам БГ в интервью Борису Барабанову: «Да, эта песня звучит грустно, может быть, безысходно, но именно потому, что она есть, я бы не назвал ситуацию безнадежной».
При этом с музыкальной стороны записанная в Лондоне композиция держится примерно в рамках череды «горьких» песен Аквариума (вспоминается и «Кладбище» с «Навигатора», и «Псалом 151» с «Сестры Хаос», и «Пришёл пить воду» с той же «Соли»).
Куда занимательнее две другие вещи с релиза, «Собачий вальс» и «Пыль». Кубинские аранжировки, ритмы румбы и сальсы, солнечная Гавана, как сказал в том же интервью БГ, «знакомая с детства атмосфера уютной советской разрухи».
О том, как это получилось, БГ тоже рассказал Барабанову: «У нас в Лондоне есть хороший друг — звукооператор Джерри Бойс, мы с ним вместе записали много альбомов, начиная с «Навигатора». И как раз после записи «Снежного льва» он поехал на Кубу записывать альбом Рая Кудера и Buena Vista Social Club. С тех пор мы с ним много лет планировали поехать на Кубу и записаться с кубинскими музыкантами. Нужна была только песня… Так вот, как только появилась песня «Собачий вальс», я поехал на Кубу. Все партии сыграли местные музыканты. И записывалось все в той же студии».
Что делает эти вещи особенными – так это великолепный контраст: на фоне тёплых расслабленных карибских ритмов звучат серьёзные, в общем-то, вещи. В случае с «Собачьим вальсом» это зарисовка о той абсурдной каше, которой набита голова среднестатистического российского зомби по обе стороны федерального телеэкрана:
«Их мир катится в пропасть
На фоне нашего роста;
Ещё бы сжечь эти книги —
Как всё было бы просто».
Вывод всё же оставляет место для толики оптимизма:
«Но только Бог шельму метит
И в алтаре горит свечка.
Можно врать людям долго,
Но невозможно врать вечно».
Неофициальный фанатский клип на «Пыль»
И ещё более контрастно на фоне румбы звучит «Пыль», спетая жёстким хриплым голосом, с довольно отчаянным главным посылом: «Мне нечего сказать тебе. Я никто. Моё имя пыль».
От такого веселья скелеты вертятся в шкафу, а висельники наливают себе виски.
P.S. Справедливости ради стоит отметить, что в качестве бонуса «Собачий вальс» имеется на CD-издании и в более традиционной европейской версии.