R.I.P. — Умер Михаил Рябинин

Written by . Filed under Архив, Видео, Новости, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

михаил рябининВ ночь на 25 октября в Петербурге умер Миша РябининОдин из лучших электронных музыкантов России, по моему скромному мнению.

Известно об этом стало из ленты вконтакте – первыми сообщили DJ Компас-Врубель и ижевский диджей и электронщик Kirill Rem (участник проектов Sportloto и Piezo).

Как сообщили наши общие знакомые, Миша умер во сне – уснул и не проснулся. В последнее время он жил у друга и много болел, здоровье серьёзно хромало, ему тяжело было ходить. «Была пара диагнозов, довольно серьёзных». Похоронили Михаила Юрьевича Рябинина в Питере. Ему было 49 лет. Трудно в это поверить, но жизнь приучила – такое случается.


 

ПРОЩАЙ, ДРУГ…

Ещё не зная Мишу, я был заочно знаком с его первым проектом – группой Родезия: благодаря сюжетам в телепрограммах «Экзотика» и «Программа А» уже успел получить некоторые представления об ижевской электронной инди-сцене, о группах Стук Бамбука в 11 часов, Самцы Дронта, Красивая Пришла и Родезия.

 

Затем появились первые релизы – в 1997-м их собственный лейбл Ижица Рекордз выпустил последний альбом Родезии «Unvisible war» и первый альбом новой группы её участников Рябинина и Баландина, с названием, образованным по первым буквам фамилий, Rя/Ба Mutantъ «Сyber кутюр»

Очно мы познакомились осенью 1999-го в довольно печальном контексте. После того, как в Томске произошла воздухоплавательная катастрофа, рухнул воздушный шар и среди пострадавших с многочисленными травмами были журналистка «Птюча» Яна Жукова и известный диджей Компас-Врубель (Алексей Чернорот), они на долгие месяцы угодили на больничную койку с ожогами и переломами. Миша тогда одним из первых примчался в Томск навестить своего друга Компаса, что называется, резко сорвался, без особых сборов и с билетом в один конец. После похода в первую горбольницу (которой сейчас уж и нет), выяснилось, что остановиться ему особо негде, да и денег негусто.

Вписался Миха ко мне – благо я жил тогда недалеко от больницы. Мы провели в разговорах под водку ночь на кухне, полную размышлений о жизни, о музыке, о многом. Он рассказывал об ижевской тусовке, об известных коллегах по цеху – Новых Композиторах, Ноже для Фрау Мюллер, Иване Соколовском… Лестно было услышать слова о том, что моей коллекции могут позавидовать некоторые столичные музобозреватели. Через день друзья помогли организовать Мише выступление в самом модном тогда томском клубе «ОКей», чтобы заработать на обратный билет. Именно в том его сете я впервые услышал знаменитый трек Rя/Ба Mutantъ «Спящая красавица», с отсылками к Чайковскому, который позднее вышел на компиляции от «Экзотики».

Когда Миху провожали на поезд, он попросил в дорогу книжку и получил от меня нуар-детективы Бориса Виана «Уничтожим всех уродов». Эта книга так и осталась ему на память о нашем знакомстве.

Через пару-тройку лет мы встретились снова – и тогда это был первый и последний визит в Томск уже полного состава легендарного дуэта Rя/Ба Mutantъ: Миша приезжал вместе с напарником Ваней Баландиным выступать в новой «точке силы» тогдашнего модного Томска – клубе «Гараж». Выступление вышло скомканным – были некоторые организационные проблемы, зато наобщались мы вдоволь, и вновь были застолья, возлияния и долгие разговоры о жизни.

компас и ряба

Компас-Врубель и Миша Рябинин

Так вышло, что это была наша последняя встреча. С Лёшей Черноротом мы стабильно пересекались в каждый его томский визит, а Миху я больше уже не видел, и только изредка передавали друг другу приветы через общих знакомых. Последние годы я слышал о том, что он сильно болел. Однако при этом всё равно иногда выступал с диджейскими сетами и даже снимался в документальном фильме об ижевской сцене.

Немного истории из источников:

В 1991-м году индустриальный Ижевск переживал творческий рассвет. Зарождалась новая музыкальная сцена. Многие музыканты черпали вдохновение в продукции лейблов Mute, 4AD, Some Bizzarre, эмбиенте Брайана Ино и готическом индастриале. 

По примеру Стук Бамбука в 11 часов, Красивая Пришла, СД, из которых после различных распадов, перемещений и лет произошли Бурундук Квартет и Сода, Иван Баландин и Михаил Рябинин основали группу Родезия. Она играла post-body music (смесь Ministry, Shamen и Tackhead), состоящую из сэмплированных ритмов, трёх гитар, поливокса и голоса. 

К 1994-му году группу покинули трое музыкантов, а парочка основателей, в соответствии с духом времени, развернули проект в сторону электронного звучания. Два года ушло на переосмысление и учебу. Михаил жил в Москве и занимался теорией, а Иван осваивал новую студию и, для практики, оформлял частный телеканал. 

Летом 1996-го появился, побочный проект РодезииRя/Ба Mutantъ. Под него был организован лейбл Ижица рекордс, на котором, в 1997 году вышел первый альбом РяБы «Сyber кутюр» и последний альбом Родезии «Unvisible war». В 1998 году музыканты предоставляют студию и помогают ди-джею Компасу Врубелю в создании дебютного альбома «Печки и почень».

ряба мутант

В 1999 году группа переходит на столичный лейбл Цитадель и записывает альбом «United beats of Udmurt Republic», который выходит в 2000 году. Через год на Цитадель рекордс выходит новый альбом дуэта «Neurodrums & Imperial Bassline»

Rя/Ба Mutantъ также сделали ремиксы на Moscow Grooves Institute, Species of Fishes, Compass Vrubell, Стук Бамбука в 11 часов, Чичерина, Zdob Si Zdub, Чёрный Лукич. Треки дуэта входили в различные отечественные компиляции, такие как «Garage FM», «Восточный удар», «Тransplantanz», «Расскажи Чайковскому новости» и другие. 

В октябре 2002 года артисты выпустили альбом «Midish», подводящий итог десятилетнему творчеству группы. В 2005-м вышел последний номерной альбом дуэта — «Kaiserwasser».

Музыку Rя/Ба Mutantъ сложно поставить в стилистические рамки, а сами музыканты считали, что играют электро-поп будущего. При этом обилие бульканий, потрескиваний и попискиваний заставляет вспомнить артистов лейбла WARP – Aphex Twin или Plaid.

По мнению Алексея Борисова из «Экзотики», стилистически это «modern electronica» на грани эксперимента и клубной музыки, среди ярко выраженных компонентов которой выделяются техно, брейкбит, электро. «Всё это удачно скреплено ненавязчивыми мелодическими линиями и кислотным нойзом, помноженным на иронию и легкий экстремизм. Некоторый пост-индустриальный налет в звуке в меру утяжеляет музыку, но не делает её более мрачной, а наоборот, удачно адаптирует к условиям насыщенного урбанистического быта», — писал издатель и обозреватель в журнале «Птюч».

Максим Семеляк из «Афиши», в свою очередь, отмечал, что Rя/Ба Mutantъ «хороши в первую очередь своим непоседливым звукоизвлечением». «Порой неглубокий суетливый даб, чаще изобретательный брейкбит с симфоническими анекдотами, а то и гитлеровский хаус, не потому что сделанный под Австрию, а потому, что так называется House Hitler». «После недолгих размышлений над названием группы, обнаружился его возможный смысл. РяБа Мутантъ – это не иначе как куротруп, шатавшийся по одному произведению Ю.М.Мамлеева». 

Ну и напоследок – одной из нечастых вылазок РяБы в международное пространство  стал так до конца и не доведённый совместный релиз с британским электронным затворником и экстремистом Брином Джонсом aka Muslimgauze. Речь об альбоме 2003 года «Red Madrassa», треклист которого содержит только два имени собственных – Rhodesia и Rya Ba Mutant. Они делали ремиксы друг на друга, хотели даже записать совместный альбом – но не случилось.

михаил рябинин

фото: из соцсети Вконтакте

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*