ЗЕМФИРА: всем «Спасибо»

Written by . Filed under Архив, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

zemfira-tmsk Слова: Александр АРЛЯПОВ  Фото: Наталья РЕМАРЧУК.

Этот репортаж о концерте Земфиры в томском Дворце Зрелищ и Спорта в рамках тура «Спасибо» был написан ещё в 2007 году для журнала «КоМУз». Журнал «приказал долго жить», а материал так и остался «не у дел». Теперь вот решено опубликовать его тут.

Тур Земфиры с новым альбомом «Спасибо» пришёлся на самый разгар словопрений об этом самом альбоме и о Земфире вообще. Это, в каком-то смысле, явление знаковое – такова уж наша российская музыкальная действительность, что в ней слишком много завязано на одну фигуру (на общем «безфигурье»). Одни комментаторы и рецензенты больше внимания уделяют не столько самому новому альбому, сколько «скандальности» или «революционности» способа его распространения (акцент зависит от личной позиции или степени ангажированности). Другие, напротив, обсуждают новый необычный звук и ищут за этим какие-то мотивы (и даже организуют «круглые столы» экспертов по этому поводу, как поступил журнал «Афиша»). «Жёлтые» издания и вовсе не забивают голову себе и читателям подобной проблематикой, больше «обсасывая» изменения в её внешности. Но все, так или иначе, обходят стороной один принципиальный момент – то, что в творчестве г-жи Рамазановой определённо наступил некий новый период.

И понять сей факт можно, только посетив концерты её нынешнего тура. Речь даже не только, и не столько о новом альбоме (хотя он, конечно, заслуживает отдельного разговора), сколько о новом её звуке вообще. Весь фокус в том, что абсолютно по-новому зазвучали и все старые, проверенные, слышанные-переслышанные песни. Совершенно концептуальный поворот произошёл и от аскетично-гитарного звука её последнего концертного релиза “Live”, и от холодной электроники «Вендетты» в сторону клавишно-духового помпезного звучания где-то между Queen и Аллой Пугачёвой лучших времён.

В заслугу новый звук явно стоит записать кудеснику Дмитрию Шурову (экс-клавишнику «Океана Ельзи», ныне совмещающему работу с Земфирой с музицированием в своей группе Esthetic Education). Сейчас его пианино штатно прописалось практически везде и тянет на себя аранжировочное «одеяло» как магнит – стрелку компаса. Собственно, настоящее оригинальное гитарное соло на концерте в томском Дворце Спорта прозвучало лишь однажды – в новой вещи «Снег Начнётся». В остальном же это был пир духовых и бал клавишных.

Особо интересно было наблюдать за перевоплощением «старых» композиций. Некоторым из них новые аранжировочные «одёжки» пошли на пользу: новыми красками засиял «Блюз»; вступление к «Сказкам» вызвало ассоциации чуть ли не с Royksopp (отдельно стоит упомянуть неожиданный диско-танец Шурова, трубача Константина Куликова и безвестного рабочего сцены под эту песню); ну а «Синоптик» стал настоящим фанковым номером (причём это был не «чёрный» фанк в духе Motown, а «белый», напомнивший Black Grape или Jamiroquai) – вот только мне не хватало колоритных «негритянок» на бэк-вокале.

Однако не всегда «новое значит лучшее»: нынешний вариант песни «Любовь Как Случайная Смерть» показался менее интересным, чем оригинальный. Нельзя не вспомнить и забавное диско-попурри, получившиеся из песен «Доказано» и «Девочка Созрела».

Звук на концерте был выше всех похвал, то же можно сказать и о работе светотехников. Обратило на себя внимание одно обстоятельство – на саму Земфиру луч прожектора не направляли ни разу, сложилось ощущение, что она как бы хотела остаться «в тени» своей новой группы.

После часового основного блока певица выдержала паузу и вышла на «бис», исполнив ещё несколько вещей, после чего предсказуемо завершила весь сет заглавной вещью с нового альбома «Спасибо» (явно преподнеся её как основной месседж).

А вот мнение о концерте «пойманного» на выходе старинного поклонника Земфиры Александра «МалоВатта» Банщикова: «Я концерта в Томске ждал пять лет (с прошлого приезда в 2002-м году с туром в поддержку «14 недель тишины»). И она не перестаёт удивлять! Идя на концерт, внутренне был готов абсолютно ко всему. Но происходящее на сцене не просто превзошло любые ожидания — а камня на камне от них не оставило. У меня в голове не укладывается, как такая милая хрупкая женщина обладает такой силищей и энергетикой, и играючи управляется не только со своими «музыкантами-мальчиками», но и толпой из сотен человек! Клавиши и труба — вот такая Земфира мне куда ближе, чем брутальная синтезаторная дама из Вендетта-тура. А все эти эксперименты с поиском новой формы и нового звука не только для нового творчества, но и для уже сто раз наизусть заученных песен, как мне кажется, не просто оправданны, но дают новую жизнь, открывают заново эти композиции! «Трафик», «Шкалят Датчики», не говоря уж о невероятной «Ненавижу» — это просто нужно слышать! Пускай меня обвинят в предвзятости и фанатизме — но такого концерта стоило ждать пять лет!»

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*