Трансграничный джаз, или Hely в ЗЦ «Аэлита»

Written by . Filed under Архив, Видео, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

hely-616 октября на сцене зрелищного центра «Аэлита» впервые в Томске выступил швейцарский дуэт

HELY.

Сами они называют свою экспериментальную музыку транс-джазом — и что-то от завораживающего транса там действительно есть. Но не стоит понимать это буквально: никакой электроники в их музыке, конечно же, нет. Всё исполняется на фортепиано и ударных. 

«Новый Рок» побывал на этом концерте и попросил поделиться своими впечатлениями нескольких томских музыкантов и деятелей культуры, встреченных среди зрителей. Многие, что не удивительно, вспоминали последний такой же экспериментальный гастрольный привоз в «Аэлиту» — ещё одних швейцарцев, Plaistow, ныне, к сожалению прекративших активную деятельность.

Фото: Егор ВОЛЬФ.

Видео: Герман ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.


hely-10

Трансграничный ДЖАЗ


Игорь НОВИКОВ, музыкант, bSICtransit, Strangelet Ensemble и др.

Здорово, что есть возможность посещать такие концерты в Томске. Музыкально меня лично барабаны вели, рояль каким-то «зажатым» показался. Ну и, конечно, было сложно отделаться от сравнения с Plaistow… Здесь такого же инсайта, как от того концерта швейцарского трио в 2014-м, я лично не словил.

Илья ЗАЛЬЦМАН, музыкант, Green Bus, Qantabrika и др.

О концерте узнал в последний момент и попал на него почти случайно. Ни разу не пожалел. Hely очень приятно удивили своим мастерством игры, яркостью красок и динамикой. Каждая композиция была небольшим путешествием сквозь образы и эмоции. Музыка интересная, сложная — есть над чем подумать и поискать долю. Но при этом всё звучало очень музыкально и органично. Хочется, чтобы в Томске было больше концертов такого уровня!

hely-9

Роман КОНОВ, диджей и промоутер, Кедровый Саунд

Сразу скажу, что я не являюсь поклонником того джаза, который существкет в обывательском представлении об этой музыки. Сытое музицирование для относительно респектабельной буржуазии и квази-интеллектуалов вызывают у меня тоску и отвращение: все эти «диб-даб-дуби-дуб» и прочие типа импровизации…

Тем отраднее в Томске сталкиваться с тем, что существует нечто совершенно иное. Есть стойкое ощущение, что у швейцарцев вырисовывается какая-то своя школа. Его величество барабан и его помощники, фортепиано, контрабас и прочие пособники извлечения звука для создания звуковых полотен. Это и супер-бэнд Plaistow и ребята Hely. Классно, что в суетливом мире повседневности есть возможность получить мгновения умиротворения и спокойствия, переходящие в царство чумового ритма, от которого можно забыть, где ты, зачем ты и просто плыть и пульсировать. Спасибо, Швейцария, за твой джаз.

hely-1

Вадим ДИККЕ, музыкант, Секта Феникса, Sine Seawave, Strangelet Ensemble и др.

Томск не избалован визитами современных немейнстримных артистов, и состоявшийся концерт Hely ценен уже самой возможностью живого контакта с тем, что происходит на европейской креативной сцене в настоящий момент. И судя по заполненности зала, в котором присутствовало немало творческих лиц, далеко не только музыкантов, по такой возможности Томск успел по-настоящему соскучиться.

В обсуждениях после концерта с неизбежностью то и дело звучали сравнения с Plaistow — действительно, дуэт можно назвать не просто характерными представителями швейцарского пост-джаза, направления, сформировавшегося с лёгкой руки Ника Берча и во многом поддерживаемого функционированием его же клуба Exil; самые яркие моменты концерта отчётливо вызывали в памяти именно Plaistow — трио, прошедшее долгий путь к тому звучанию, с которым оно сейчас ассоциируется, и внезапно распавшееся на самом, казалось бы, взлёте. Hely же, как мне показалось, пока что колеблются между влиянием своих (чуть более) старших соотечественников и своими собственными музыкальными устремлениями, которые — опять же, насколько можно судить по одному концерту — представляются несколько более традиционными, менее радикальными. Как бы то ни было, ребята показали, на что они способны, и захватывающая кульминация концерта доказала, что способны они на многое. Почаще бы такие концерты.

hely-5

Герман ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, куратор и философ, администратор ЗЦ «Аэлита»

Этот концерт продолжил серию привозов в «Аэлиту» качественных европейских музыкантов. Уже несколько лет прошло с тех пор, как мы привозили Plastow, этот перерыв был связан с организационными трудностями. Но понимание того, что такие концерты в Томске и в «Аэлите» нужны, оставалось. В этот раз всё получилось, и я как зритель остался более чем доволен этим концертом. Кроме того, на мне была часть организационной нагрузки, я встречал, общался и провожал участников Hely. Была возможность пообщаться и узнать немного больше о работе коллектива «изнутри».

Hely – это довольно необычный дуэт: фортепиано и ударные, уже само по себе звучит экспериментально. Коллектив базируется в Швейцарии, в Цюрихе. Участники работают вместе уже в течение 6 лет. В России впервые. Нынешний тур Hely из сибирских город затронул только Томск и Красноярск, остальные города — в европейской части России. 

Теперь о впечатлениях. Коротко – показалось, что не хватило продолжительности концерта, чтобы впечатление достигло наибольшей силы. Хотя я не представляю, что нужно было бы дальше играть после такой долгой, во многом импровизационной, вещи, которой ребята заканчивали концерт. Они выложились, это было видно, и контакт со зрителем был установлен на уровне сопереживания и тонкого понимания происходящего. 

hely-3

Меня поразила в хорошем смысле вещь, начавшаяся с провокативного почти «классического» соло на фортепиано, после которого последовала серия перекличек, неординарных, со сбивающимся ритмом и, наконец, завершившаяся соло на барабанах. По-моему, это грамотно простроенный ход, рассчитанный как раз на чувственность зрителя и уровень его подготовки. 

Последовательность концерта была такая: разгоночный блок из двух композиций, не слишком протяженных, на которых публика и музыканты подстраивались друг к другу. Затем одна или две небольших вещи и длинный концепт почти на 20 минут, о котором я уже говорил — здесь уже была достигнута полнота переживаний от пост-джаза (или как сами участники дуэта называют «транс-джаза»), которую затем хотелось только длить и длить. Ну и выход на бис с наиболее известной вещью.

А теперь о впечатлениях самих участников дуэта, Lucca Fries (piano) и Jonas Ruther (drums). По их словам, они не ожидали, что в Томске такой подготовленный зритель. Это было для них приятным сюрпризом. Возможно, они хотели бы поиграть подольше, но уже выстроили выступление таким образом, что после такой заключительной композиции можно было только выйти на бис и сыграть наиболее известную свою вещь из альбома «Borderland». Они также похвалили уютный зал, в котором приятно работать. Понравился им и рояль – то, что он не новый, и в нём живет характер, у него свое настроение, он как соучастник. 

Когда мы уже ехали на вокзал, Лука подкалывал Йонаса по поводу ухода в «латину» в импровизации. Потом прочитал на фейсбуке у них, что латина тоже часть характеристики, заявляемая в описании. 

Я спросил их про музыкальное образование, про специфику обучения джазовой импровизации. Учились они в Люцерне, в Школе джазовой музыки. Обучение длится 6 лет. Специально много времени посвящено именно импровизации. Вообще, как я понял, в Швейцарии музыкальное джазовое образование хорошо развито. 

hely-6

В целом, если суммировать впечатления: мне было удивительно, что на наших инструментах, на которых занимаются и ребятишки из музыкальных кружков, и проходят концерты наших томских коллективов, можно, оказывается, играть такую музыку и можно так вести разговор со зрителем. Когда научаешься чувствовать свободный ток импровизации, видишь диалог музыкантов и то, как меняется полотно звучания благодаря этому диалогу. 

Томская публика – это хорошая умная публика, ей нужны такие концерты, нужны они, конечно же, чаще, чем это есть. У нас в основном такой классический джаз 60-х, с сопутствующим ему «барным» стилем общения и коммуникации. В то время как современное состояние джаза уже совершенно иное.

В заключение, я хотел бы поблагодарить последовательно и директора «Аэлиты» Татьяну Петрук, за понимание того, что такой концерт нужен Аэлите и нужен томскому зрителю (несмотря на то, что он не принесёт прибыли). Поблагодарить нашего менеджера Марию Долгую за организацию приезда. Звукорежиссеров «Аэлиты» Вениамина, Диму и Дениса, которые хорошо отработали этот концерт. И, конечно, зрителей, которые заполнили, при довольно скромной рекламе, зал «Аэлиты» почти полностью. Я лично рассчитываю на продолжение этой пост-джазовой истории у нас.

И обязательно стоит поблагодарить Юрия Льноградского за то, что он тянет весь этот спектр гастролей, выстраивает организацию туров. Благодаря его многолетней работе, мы можем даже здесь, на удалении от столиц, слушать хорошую музыку, подключаться к европейским движам.

Конечно, будут и критические отзывы, будут говорить, что «это конечно не Plaistow». Но это был хороший концерт, мы его ещё долго будем вспоминать. Парадокс в том, что если бы концерты такого рода были, например, каждую неделю, то и критики было бы меньше.



20181016


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*