Серж ГЕНСБУР «Евгений Соколов» (Ad Marginem, 2011)

Written by . Filed under Архив, Книги, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

gainsbourg-sokolovСлова: Александр АРЛЯПОВ. 


Первый и единственный прозаический опыт великого Сержа Генсбура, который для нас кто угодно – поэт, шансонье, композитор, киноактёр и режиссёр, хулиган и нонконформист, любовник Бриджит Бардо, отец Шарлотты Генсбур – но точно не прозаик.

Однако в его активе есть вот такое парадоксальное произведение, гротескная сказка-притча о художнике Соколове, который создавал свои произведения не совсем традиционным способом. Роман некогда вышел в престижном издательстве Gallimard. А теперь вот и на русском.

На самом деле особой притчевости здесь немного, зато гротеска хоть отбавляй. Обозначенный в заглавии персонаж по имени Евгений Соколов, русский художник, с детства страдающий повышенным газообразованием в кишечнике. Страдал он, страдал, а потом придумал, как поставить своё страдание на службу искусству – начал с помощью «газовых выхлопов» создавать невообразимой красоты и завершённости картины, или, пардон, «газограммы». В итоге сделался модным художником, за которого дрались все музеи, галереи и коллекционеры Европы.

Идея этого, высмеивающего парижский бомонд, романа пришла Генсбуру, когда он услышал докторскую байку про лопнувший от порыва выпущенных пациентом ветров операционный стол. Ну а дальше уж он дал волю своему сарказму, выставив в сатирическом свете светский Париж, а заодно и самоиронии, иносказательно описав свалившуюся на него самого славу. При этом из смеси отвратительного и комичного родился своеобразный лиризм; а история удачливого и несчастного художника-пердуна стала не только язвительной сатирой, но и очередным мазком к картине жалкой, нелепой, смешной и грустной человеческой природе.

gainsbourg

Нельзя сказать, что у автора не было определённых писательских амбиций:

«Мне здесь очень важен стиль, я написал «Соколова» на классическом французском, так, как написал бы Бенжамен Констан».

Определённо чувствуется в романе и влияние знаменитого мизантропа, джазмена и эстета Бориса Виана (особенно его «бульварных» повестей). Генсбур вообще как бы Виан наоборот: тот был не очень известным музыкантом, получившим признание в первую очередь как писатель-прозаик, а Серж – начинающий писатель в ранге супер-популярного певца и человека-оркестра.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*