DAK HOUZE «Вечно живы» (Octavoid, 2021)

Written by . Filed under CD, Архив, Видео, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

Dak Houze — Вечно живыСлова: Дарья ЖУРАВЛЁВА.


Во второй половине десятых годов в развитии томской сцены произошёл перекос в сторону более лёгкого и электронного звучания. Нет, я не хочу сказать, что с «новой русской волной» рок умер – это не так.

Во-первых, даже в те самые годы гитарная музыка в Томске продолжала существовать, просто проекты типа недавно прекративших деятельность Звёзд и давно распавшихся Вхоре стали гораздо заметнее в масштабах России.

Во-вторых, к концу десятых годов гитарная музыка вернулась на томскую сцену, но уже в другом формате: группы Зачарованные и Позоры отказались от беззубой меланхолии пост-панка «новой русской волны» в пользу панка без «почтовой» приставки, нойз-рока и сырой агрессии.

Тем удивительнее, что в 2021 году вышел такой альбом как «Вечно живы» старичков Dak Houze.

dak_houze

«Вечно живы» — это стоунер-рок из палаты мер и весов, сделанный настолько технично и грамотно, что придраться к нему невозможно. В противовес другому томскому коллективу в схожем жанре, Weeduza, которые были ближе к думу и делали ставку на грязное, угнетающее звучание и долгие медитативные композиции, Dak Houze – это скорее местные Slomosa, чем местные Sleep или Electric Wizard, а в пределах Сибири их эстетический вектор ближе всего к кемеровскому коллективу Селитра.

Новый релиз группы – это утяжелённый блюз с грувовыми риффами, «дорогим» и чистым постпродакшном, наполненным низкими частотами и подчёркивающим мощную ритм-секцию, крепким, почти поп-сонграйтингом и хорошо поставленным тенором фронтмена Игоря Кропотина.

29 марта 2020-го Dak Houze дали практически последний томский концерт перед локдауном

Многие стилистические находки этого альбома уже знакомы старым поклонникам Dak Houze, но теперь группа дополнила стандартный рок-состав «космическим» синтезаторным эмбиентом, что, несомненно, сделало их саунд интереснее. Однако, отчасти из-за нетипично звонкого и яркого вокала в контексте такой музыки, а отчасти — из-за героического пафоса в поэтике текстов песен помимо классического хард-рока и современных последователей этой стилистики напрашивается ещё одна, несколько неожиданная ассоциация с одним из самых интересных артефактов русской альтернативы нулевых: с группой Sakura. В моём случае ассоциация оказалась настолько навязчивой, что я никак не смогла избавиться от ощущения, что «Вечно живы» вышел лет 15 назад. Но так ли плохо быть старомодным?

С одной стороны, благодаря интернету и широкому доступу к информации, по сути, мы живём как бы во всех эпохах и культурах одновременно, и о каких-то общих для всех тенденциях даже в пределах мейнстримной культуры говорить очень сложно. С учётом этого такие понятия как «циклы ностальгии» и «старомодный» утрачивают смысл, поскольку модно всё, если не модно ничего, и то, что считается устаревшим в рамках одного сообщества, в другом сообществе будет принято с распростёртыми объятиями. Помимо этого, даже если понятие «циклов ностальгии» всё же актуально для описания современной культуры, прямо сейчас есть смысл возрождать именно нулевые — и это уже происходит.

Следы ностальгии по нулевым можно найти и в большой мейнстримной поп-музыке, и в более андеграундных явлениях, и даже в интернет-культуре и моде. В конце концов, можно вспомнить даже обещанный лайнап несостоявшегося Parklive 2020, по сути, планировавшего стать миллениальским аналогом бесчисленных «дискотек девяностых». С учётом такого культурного контекста мы вполне можем ожидать ревайвла/выхода в условный мейнстрим альтернативы по образцу нулевых — и те же Dak Houze из изолированных ретроградов станут частью тренда. 

Наконец, что касается случая конкретного коллектива, мне кажется, что стилистика, получившая ярлык dad rock, является частью харизмы Dak Houze — в том числе за счёт того, что они всё же не работают в рамках прямолинейной исторической реконструкции, как, например, презираемые всем интернетом Greta van Fleet.

Для Dak Houze классический хард-рок и эталонный стоунер — отправная точка, а не шаблон, и в рамках «Вечно живы» у них получилось ранообразить эту стилистику часто довольно неожиданными элементами. Так, в заглавной композиции было очень приятно после вполне типичного гитарного соло услышать отрывок в дабл-тайме с параллельным движением гитары и баса и практически дэнспанковым грувом, а песня «Хаос», на мой взгляд, самая сильная вещь в альбоме, получилась именно такой благодаря ориентальным мотивам, тяжёлым трайбловым барабанам и злому гитарному эмбиенту в конце.

Единственное, за что мне хочется немного поругать этот альбом — так это за не вполне удачное сотрудничество с Татьяной Стукаловой в кавере на «Назад в Архангельск» Аквариума. Если честно я не вижу смысла в таких «фитах», где из-за сведения и аранжировки голос приглашённого артиста замечаешь только с третьего прослушивания. У этого решения был потенциал, но для того, чтобы коллаборация действительно получилась, группе следовало бы дать Тане больше свободы: возможно, дать ей не только партии бэк-вокала, возможно, даже добавить в стилистику а-ля Black Sabbath в лучшие годы элементы фолка — или тогда не следовало звать её вовсе.

В целом «Вечно живы» на сегодняшний день можно назвать самым проработанным на всех уровнях альбомом Dak Houze — с 2015 года группа не прекращала работать над стилем и саундом. Конечно, даже с учётом ряда нововведений и сильно выросшего по сравнению с предыдущими релизами качества звука,

это всё ещё отдающий ретроградством «батя-рок» со слегка наивной поэтикой, в чём можно их и упрекнуть — но мне не хочется. В конце концов, с учётом событий прошлого года приятно, что в мире есть хоть что-то стабильное, а это, говорят, признак мастерства.


Альбом на всех платформах: https://band.link/xE5fi


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*