R.I.P. — Умер Ли «Скретч» Перри

Written by . Filed under Архив, Видео, Новости, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

lee scratch perry1Накануне, 29 августа, на Ямайке скончался Ли «Скретч» Перри, легенда мировой даб-музыки, один из пионеров и патриархов ямайской рэгги-сцены, знаменитый музыкант и продюсер.

Первыми об этом сообщили издания Jamaica Observer и The Guardian. Информацию о смерти Ли Перри также подтвердил в своём твиттере премьер-министр Ямайки Эндрю Холнесс, выразивший соболезнования близким и отметивший неоценимый вклад покойного в музыку.

О причинах смерти ничего не сообщается, но, по данным NME, Ли проходил лечение от некоей болезни в больнице Noel Holmes Hospital в городке Лусеа на западе Ямайки. Там же он и скончался. Легендарному музыканту было 85 лет.

Пять лет назад, по случаю своего 80-летия Перри сказал Guardian: «Музыка — это волшебство. Если у вас хорошая музыка, у вас хорошая магия. Если у вас хорошая магия, за вами последуют хорошие люди».


lee-scratch-perry

Рэйнфорд Хью Перри родился в 1936 году в бедной семье на западе Ямайки, в 15 лет ушёл из школы, после чего продавал пластинки в музыкальном магазине, а в начале 1960-х переехал в ямайскую столицу Кингстон и начал стажироваться на студии звукозаписи Studio One ассистентом у легендарного продюсера Коксона Додда. Он был менеджером, диджеем, скаутом по поиску талантов и, в конце концов, сам стал музыкантом. В 1963 году Ли записал свою первую песню, «Old For New». Настоящим хитом стал сингл «Chicken Scratch» (1965), которому Перри обязан своим псевдонимом.

Поссорившись с Доддом, он перешёл на студию Amalgamated Records Джо Гибба. Там в 1968 году вышли его первые песни в стиле рэгги, в том числе «The Upsetter» и «People Funny Boy». После этого Ли снова поссорился со своим боссом и в том же 1968 году основал свой собственный лейбл Upsetter Records. Чуть позже состоялась сделка с британским лейблом Trojan, результатом которой стал хит «Return Of Django», попавший в чарты Великобритании.

Ли «Скретч» Перри раздвигал границы в работе со звуком, открывал техники сэмплирования и ремикширования, что, по сути, помогло создать жанр даба. Он экспериментировал с драм-машинами и другим студийным оборудованием, записывал стрельбу из ружей, полицейские сирены, разбитое стекло и звуки животных, использовал фрагменты саундтреков из спагетти-вестернов, голливудских фильмов ужасов и гонконгских боевиков. Всем этим Ли занимался в новой студии Black Ark Studios, которую построил у себя на заднем дворе (в конце 1970-х, в приступе паранойи, он сжёг эту студию).

При своём лейбле Перри сколотил и собственную даб-группу The Upsetters, с которой помогал распространять музыку Ямайки по всему миру, продюсируя записи таких групп и исполнителей, как Макс Ромео, Джуниор Марвин, Congos и Bob Marley & the Wailers. Он записывал дабовые версии многих известных рэгги-хитов, в том числе в сотрудничестве с другим известным ямайским гуру звукорежиссуры — Кингом Табби.

Известна история знаменитого хита «Police and Thieves»

Однажды Перри услышал, как никому неизвестный ещё Джуниор Марвин бренчал на гитаре и пел эту песню в соседнем дворе. Перри сразу же затащил его в студию — и родилась классика рэгги. Впоследствии её перепели The Clash на своём дебютном альбоме 1977 года. И, хотя Ли считал, что британские панки «испортили песню», он всё же принял предложение продюсировать их сингл «Complete Control».

С Бобом Марли и его группой The Wailers Ли поработал над альбомами «Soul Rebel», «Soul Revolution», «Small Axe», «Duppy Conqueror», «Jah Live», а также синглами «Punky Reggae Party» и «Rastaman Live Up». По словам Зигги Марли, сына Боба, «Скретч помог отцу глубже заглянуть в себя… и сыграл важную роль в его карьере».

Всего за свою карьеру Перри выпустил более 1000 записей и работал со множеством других артистов, включая Beastie Boys, Джорджа КлинтонаAndrew W.K., The Orb и других. При этом сам он использовал массу псевдонимов: Lee, Little, King, The Upsetter, Pipecock Jackson, Super Ape, Ringo, Emmanuel, The Rockstone, Small Axe и др.

«Именно звук Ли Перри и ямайские тостеры вдохновили нас на то, чтобы начать хип-хоп», — говорил в своё время диджей, музыкант и пионер хип-хопа Африка Бамбаата.


В 2003 году музыкант получил премию «Грэмми» в номинации «Лучший рэгги-альбом» за пластинку «Jamaican E.T.», а в 2004 году журнал Rolling Stone включил его в свой список 100 величайших артистов всех времён.

Boris Blank & Lee Scratch Perry at the Zurich Art Weekend

Ли Скретч Перри с Борисом Бланком из Yello в Швейцарии

С 1988 года Ли жил в Швейцарии, где построил себе новую студию. Правда, в 2015-м сгорела и она — но здесь уже обошлось без поджогов, Перри просто забыл погасить свечу.

После переезда в Европу музыка Ли «Скретч» Перри в 80-х и 90-х стала достоянием новой аудитории благодаря сотрудничеству с британскими даб-продюсерами Адрианом Шервудом (и его проектом Dub Syndicate) и Mad Professor. С последним Перри впервые поработал над «Mystic Warrior» 1989 года, среди других ярких моментов их сотрудничества — «Super Ape Inna Jungle» 1995 года и «Dub Take The Voodoo Out Of Reggae» 1996 года.

Mad Professor в своём фейсбуке очень тепло отозвался об ушедшем друге и соратнике: «Конец эпохи! Мы впервые поработали в начале восьмидесятых, записали несколько треков и отыграли несколько туров, много смеялись, делились множеством мечтаний… Какой персонаж! Совершенно нестареющий! Чрезвычайно творческий, с такой же острой памятью, как магнитофон! Мозг точен, как компьютер! Мы путешествовали по миру вместе… Япония, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина, Колумбия, США и Канада и много других мест. Ни минуты покоя! Все истории Боба Марли, все истории Коксона Додда и многое другое… Чёткое понимание музыки и индустрии… Он провёл меня через сложный ландшафт рэгги, научил, как сбалансировать трек для создания хитов… он знал это… Я счастлив, что научился у него…Иногда он был мне как отец, иногда как сын, иногда советовал, иногда принимал советы! Я уже скучаю по нему, но счастлив, что знал его. Мы выпустили около 20 альбомов, и ещё 20 альбомов ждут выхода… конец эпохи!»

В 2012-м вышел совместный альбом Ли Перри ещё с одной легендой британской электронной сцены — Алексом Паттерсоном из The Orb (мы писали об этом релизе). После новостей о смерти Ли Паттерсон откликнулся в официальном твиттере: «Диско-дьявол покинул Вавилон, но он навсегда в моём сердце…»

Отозвались на печальную новость и многие другие коллеги по цеху.

Одной из последних творческих коллабораций ямайского ветерана стала работа над совместными релизами с российскими музыкантами. Речь о проекте «Аквариум in Dub», в котором ямайский даб соединили с музыкой Бориса Гребенщикова и группы Аквариум. Занимался всем этим самарский музыкант Алексей «Левша Пацан» Пацаев, который сумел собрать деньги на поездку на студию Ли Перри и его участие в этом проекте.

И напоследок — слова Кита Ричардса, гитариста Rolling Stones, сказанные им в 2010-м:

«Вы никогда не поймёте Ли Перри — он Сальвадор Дали в музыке. Он загадка. Мир — его инструмент. Тебе просто нужно послушать. Он больше, чем продюсер, знает, как вдохновить душу артиста. У него есть дар не только слышать звуки, которые приходят ниоткуда, но и передавать эти звуки музыкантам. Скретч — шаман».


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*