Минимализм vs. ностальгия, или Земфира в ДЗиС

Written by . Filed under Архив, Видео, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

wp_20130215_086Томск. Дворец Зрелищ и Спорта. 15 февраля.

Первый концерт нового тура Земфиры.

Премьера альбома «Жить в твоей голове».

Этот репортаж был впервые опубликован на портале Colta.ru.


Слова: Александр АРЛЯПОВ.

Фото: Анастасия ШВАЧКО*. 

wp_20130215_085

Минимализм vs. ностальгия, или Земфира в ДЗиС


Последний раз в Томске певица выступала аж в 2007-м, как раз с предыдущим альбомов «Спасибо» (во время позапрошлогоднего тура «12» томским фанатам пришлось ехать на ближайший концерт в Новосибирск).

Волей-неволей лезли на ум сравнения с прошлогодним концертом ДДТ: так уж получилось, что это был последний (из посещённых мной) столь же аншлаговый концерт в томском Дворце Зрелищ и Спорта. Тогда тоже вся площадь перед дворцом была забита авто, так же чуть в стороне стояли фуры из-под аппаратуры. Такая же давка на входе под нервные выкрики охраны: «Ну-ка все шаг назад!». Такая же проблема с гардеробом, который почему-то рассчитан на куда меньшее количество человек, нежели вмещает зал. На этом сходство, пожалуй, и заканчивается.

wp_20130215_032

Первое, что бросается в глаза – совсем другой состав публики. Она куда моложе, совсем немного людей старше сорока, зато огромное количество парней и девушек студенческого возраста – причём девушек, всё-таки, несколько больше. Толпа молодёжи занимает стоячий партер, боковые сектора с сидячими местами тоже заполнены. В зале никак не меньше трёх тысяч человек (возможно, что и больше). Множество знакомых лиц – томские журналисты, дизайнеры, музыканты, владельцы хостелов, диджеи. У края партера – несколько инвалидов-колясочников. Толпа неоднократно принимается скандировать, и вот, с сорокаминутной задержкой, концерт начинается.

wp_20130215_035

«Без шансов» и «Деньги» с нового альбома идут первыми в сет-листе. И под них происходят два сюрприза, заготовленные местным фанатским сообществом: на первой песне через толпу передают герберы, которых набирается целая охапка (герберы, похоже, любимые цветы у томских меломанов – на моей памяти их массово дарили группам Animal ДжаZ и Сплин), а под «Деньги» над головами зрителей взмывают и оседают ворохи отпечатанных на принтере бумажек, псевдодолларов с ликом певицы вместо президента. Дальше будет ещё флешмоб с одновременно загоревшимися браслетами, не столь, однако эффектный, на фоне ярких огней со сцены.

mm-zema

#1

Видео и фотосъёмка запрещена, но над толпой взметаются десятки рук с телефонами и планшетниками – и никакая охрана не в силах этому помешать. Музыканты томской группы ММ пытаются передать певице диск со своим альбомом.

Свет хороший, хотя сценография воображения не потрясает: в первой части концерта, на песнях из нового альбома – сознательный минимализм. Это не пинкфлойдообразное шоу тех же ДДТ, и даже не её же предыдущий концерт «Спасибо», с обилием световых эффектов и разнообразных «роялей в кустах». Здесь всё аскетично, строго и без помпезности.

wp_20130215_082

Примерно то же можно сказать и о музыке – в первой части концерта всё звучит максимально лаконично. Внешне группа и вовсе выглядит, как пост-панк коллектив – все в чёрном, музыканты стоят на месте; никаких движений на сцене, никакого шоу. Новый гитарист в составе – Дмитрий Емельянов – выглядит как типичный инди-рокер: ухоженная копна волос, очки, «глаза-в-пол».

Без шероховатостей не обходится – чувствуется и то, что материал новый, не обкатанный, и то, что это первый концерт тура, ещё идёт притирка – в том числе и техническая. Внезапно затягиваются неловкие паузы между песнями, певица нервничает, она недовольна – особенно на песне «Кувырок». Обращается за поддержкой к публике:

«Несмотря ни на что, всё состоялось, альбом вышел, и я продолжаю творить. Это первый концерт после такого чудовищного перерыва, полгода мы не играли, поэтому прошу прощения за какие-то наши огрехи, мы очень стараемся. Короче, город Томск, город студентов, надеемся на вашу благосклонность».

Город студентов в поддержке не отказал – никто не свистел и не возмущался во время пауз, а каждое слово Земфиры встречали громом аплодисментов. Чтобы выучить песни, фанатам хватило всего суток, что был доступен в Сети новый альбом: заглавную «Жить в твоей голове» толпа в партере подхватывает хором. Новые песни вообще слушаются живьём удивительно органично, тот же хорал в финале «Похоронила» совсем не режет слух и не кажется чужеродным.

Старые хиты тоже звучат по-новому. Хип-хоповый ритм в «Мачо» заставляет публику покачиваться в такт. Свет на сцене меняется – ярче, насыщенней, агрессивней. Более всего удивляет «Город», перелицованный под радиохедовскую «Idioteque». Забавно, сравнения Земфиры с Томом Йорком становятся общим местом не только у критиков – вот недалеко от меня одна девушка кричит другой сквозь грохот музыки: «Да она же Том в юбке! Она даже танцует как он!».

Нон-стопом друг за другом идут электронные номера «Прогулка» и «Кофевино». Снова неловкая пауза, и «Итоги». Под эти песни люди начинают двигаться активней, толпа прыгает, возле меня кружатся в танце те самые девчушки, что обсуждали «Тома в юбке».

wp_20130215_117

После «Итогов» группа уходит. Но все ждут выхода на бис. Скандирование всё яростней, люди на рядах громко топают ногами. И при первых же аккордах «Почему» зал начинает сходить с ума, танцы становятся энергичней, публика массово спускается с сидячих рядов в партер и присоединяется к хоровому пению.

Земфира представляет группу и техников; оказывается, один из звукооператоров – бельгиец. А дальше:

«Сейчас я спою не свою песню, но вы её хорошо знаете, это песня из моей юности, из двухтысячных».

Сюрпризом оказался кавер на «Дельфинов» Мумий Тролля, прозвучавший в связке с «Хочешь» и «Ариведерчи», этакая ностальгическая подборка для всех, кто вырос на пресловутом «рокапопсе». И вот тут уже никаких аранжировочных инноваций – весь блок «на бис» звучал практически в канонических версиях. В зале под него публика уже практически плакала от зашкаливающего градуса ностальгии – у кого по юности, а многих и вовсе по детству, надо полагать.

zema-13

#2

На этой духоподъёмной ноте всё и завершилось – музыканты удалились уже окончательно, публика широким потоком потекла в гардероб и к лоткам, где продавались по цене в 500 рублей свеженькие диски с новым релизом, а также саундтрек к «Последней сказке Риты» и бокс из трёх первых альбомов.


* фото, помеченное значком #1 — Павел Рыскаленко; #2 — сообщество вконтакте. Отдельную благодарность выражаем Максиму Олейникову за предоставленный для съёмки девайс.

20130215


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*