В5: Пять посмертных альбомов

Written by . Filed under CD, Архив, Великолепная пятёрка, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.
5-albumsРубрика, придуманная для печатной версии нашего журнала — ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЁРКА — отныне будет жить и на страницах сайта.
Что это за рубрика?

Очень просто: это авторские подборки альбомов, объединённых по какому-либо признаку — жанровой стилистике ли, обстоятельствам выхода, принципу издания или записи, причастным персонажам, либо какому-нибудь ещё. Условно выражаясь, пятёрка самых показательных в чём-либо альбомов по мнению конкретного автора.

Выпуск первый, взятый из первого № нашего журнала —

ПЯТЬ ПОСМЕРТНЫХ АЛЬБОМОВ 

по мнению Александра ФИЛИППОВА.

joy-division-closerАльбом английской группы Joy Division «Closer» (1980) определил звучание готической, декадентской музыки, причудливо смешав психоделические мотивы The Doors и Velvet Underground с моторными футуристическими ритмами Kraftwerk. Каждая нота, растянутая музыкантами до предела, превращала малозначащие музыкальные фрагменты в законченные самостоятельные фразы. Мрачная, но пронзительная лирика Яна Кёртиса стала ответом на индустриальную опустошённость его времени, воспринимаемой лидером группы как личный экзистенциальный кризис, свой собственный бесконечный кошмар. Кёртис покончил с жизнью на пике своего творческого потенциала, страдая от участившихся эпилептических припадков и тяжёлого бракоразводного процесса.

 

nirvana__in_utero_by_wedopix-d3977gv«Подростковый страх окупился сполна / Теперь я постарел и мне смертельно скучно», – этими строками начинается «In Utero» («В утробе»), последний альбом Nirvana. Балансируя между коммерцией и авангардом, между The Beatles и Sonic Youth, альбом, вышедший в 1993-м, продемонстрировал чрезвычайную эмоциональную напряженность вокала Курта Кобейна. Сырая, необработанная гитара создавала необыкновенные звуковые пейзажи из диссонирующих, неустойчивых, чередующихся ритмов. Если «Nevermind» являлся манифестом целого поколения 90-х, поколения избыточного насилия, затравленных комплексов и сексуальной раскрепощённости, то «In Utero» стал личной одиссеей самого Кобейна. Человек, так и не поверивший, что его музыка и недавно родившаяся дочь могут стать оправданием существования, покончил с собой в апреле 1994-го, обрекая себя и своих фанатов на вечную самоизоляцию.

 

nick-drake-pink-moonПрежде чем умереть в 1974 году, Ник Дрейк успел записать лишь три альбома, каждый из которых получал вполне благожелательные отзывы критиков, но так и не сумел найти признание у широкой публики. Меланхоличная, временами напоминающая летаргический сон, манера исполнения Дрейка (бард принимал антидепрессанты, от передозировки которых и скончался) заключала внутри себя такие сильные эмоции, которых не могла достичь ни одна помпезная рок-группа. Альбом «Pink Moon» (1972), шедевр Ника, стал эквивалентом откровения, предсмертного письма музыканта. Дрейк балансировал над пропастью с закрытыми глазами, а его музыка стала последними мыслями перед падением. Невыносимая лёгкость бытия.

 

bashlachev-postЦикл песен русского рок-барда Александра Башлачёва «Вечный пост» был записан в январе 1986-го. СашБаш, как называли его друзья, нашёл на этом альбоме новый способ исполнения своих песен, отказавшись от привычной эмоциональности своих концертов и квартирников. Здесь его голос звучит донельзя одухотворённо, интимно, порой переходя на шёпот. Каждая песня становится молитвой о русской душе, исповедью, духовная сила которой способна либо излечить, либо довести до безумия. «Не верьте концу. Но не ждите иного расклада». Магия русского слова, в котором Башлачёв всегда искал корни и созвучия, а через них – истинный, потаённый смысл речи, достигает своего пика в десятиминутной песне «Имя Имён» (первоначальное название – «Псалом»). Этим альбомом Башлачёв оставил после себя Новый завет для всех, кто ищет «истину в черновике». Однако невостребованность и чудовищная окружающая действительность заставили поэта покончить с жизнью 17 февраля 1988-го, выбросившись из окна.

 

yanka-sramВ Янке Дягилевой собирались все слёзы мира. Ей, вероятно, было суждено стать новым Христом, если бы её не съели люди, время и собственные демоны. Альбом «Стыд и Срам» – прощание, ставшее посмертным. Пластинка была выпущена уже в 1992 году под руководством Егора Летова, который отразил в ней своё музыкальное видение, близкое его гениальным работам «Прыг-Скок» и «Сто лет одиночества». В оригинале же это акустические записи, записанные Янкой в феврале 1991-го за несколько месяцев до трагического финала. Глумливое пророчество исполнилось: вода пришла и отныне засыпать действительно страшно. Однако для тех, кто слушает этот альбом, Янка всегда будет петь здесь и сейчас, петь для них, потому что её песни – это сама жизнь: и суицидальная «Выше ноги от земли», и остервенелая «На дороге пятак», и трогательная «Нюркина песня» с неизменным «Как же сделать так, чтоб всем было хорошо?»

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*