Слова: Александр АРЛЯПОВ.
Книга Риты Марли «No Woman No Cry» рассказывает о её знаменитом муже, становлении музыки на Ямайке, детских пелёнках и искусстве жить в непростых условиях.
Воспоминания жён, вдов или подруг – это вообще, я бы сказал, отдельный жанр в мемуаристике. От них обычно ожидают вытаскивания разных шкафных скелетов и публичной стирки грязного бельишка, и куда в меньшей степени – связного рассказа о музыке и прочем творчестве.
Гений на сцене часто оказывается форменным скотом в жизни. Так на них смотрят переквалифицировавшиеся в биографы разочарованные фанаты, так им после смерти предъявляют претензии жёны и дети. У одарённых творцов свои законы, и проявления гениальности в жизни частенько выходят менее одарённому окружению боком.
История Боба Марли, рассказанная его женой, изначально предполагает несколько иную точку зрения на фигуру героя.
Главная специфика тут кроется в происхождении, как автора, так и героя. Рита Марли – не окрутившая звезду группиз, и не взятая «напрокат» топ-модель. Она – сама музыкант, и её личная вовлечённость позволяет посмотреть на явление изнутри. К тому же не стоит забывать, что Ямайка 60-х – особенное место и природа зародившейся тогда музыки ска и рэгги принципиально отличается от, скажем, изобретения рок-н-ролла.
«Это история о девочке из гетто и мальчике из сельской местности. Это больше, чем история суперзвезды, – нам пришлось вместе преодолеть много трудностей. И это больше, чем просто история, это реальность»,
– говорит сама Рита, родившаяся в Тренчтауне, рано оставшаяся без матери и родившая первого ребёнка в 17 лет.
Петь она тоже начала рано – тогда на Ямайке, судя по её рассказам, не пел разве что её брат полицейский. Потом она встретила Боба Марли, стала его бэк-вокалисткой, женой, соавтором, пережила муки славы, измены и легион чужих детей, но сохранила любовь. У неё на руках великий растафари и умер, ей он и посвятил вынесенную в заглавие книги песню. Она посвятила ему свою жизнь.
Это, конечно, очень женская книга, в которой много о страданиях, пелёнках, лишениях и непонимании с мужем, ставшим в одночасье звездой и символом целого явления. Но есть здесь и музыка – потому что Рита пела с Бобом, пела до их встречи и продолжает петь сегодня. Хотя музыкальная история дана фрагментарно, но сами эпизоды выбраны так, что в этих штрихах пунктиром прорисовывается зарождение колоссальной части современной культуры.
Чего стоит хотя бы описанное мимоходом превращение Ли «Скрэтча» Перри из уборщика в одного из главных ямайских продюсеров и будущего изобретателя даба.
Книга написана вполне приличным языком и читается действительно на одном дыхании, хотя и слишком близко к устному рассказу. Но главное в ней – совершенно подкупающие искренность и достоверность, так нехарактерные для нашего времени. Не каждая книга даёт возможность в постоянной суете остановиться и немного пожить.
Tweet
2 комментариев
Хотел задать вопрос.Очень хочу приобрести книгу Рита МАРЛИ «No woman No Cry: Моя жизнь с Бобом Марли».Но есть одна проблема.Я проживаю и учусь в Польше,но родители в России.Как быть в этом случае.Помогите решить проблему.
можно приобрести её в интернет-магазине ozon.ru — http://www.ozon.ru/context/detail/id/3980723/