Цой, Кобейн и «попса галимая», или Валентин Стрыкало в «Teatro»

Written by . Filed under Архив, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.
img_0020_resize2 октября в экшн-клубе Teatro выступил герой интернета Юрий Каплан, известный всем юзерам как ВАЛЕНТИН СТРЫКАЛО, выпустивший в этом году дебютный альбом и превративший фрик-мем в настоящую рок-группу.
О результатах этой эволюции — наш специальный корреспондент Вячеслав ТУМАЛАНОВ и фотограф Алёна КАРДАШ.

Цой, Кобейн и «попса галимая», или Валентин Стрыкало в «Teatro»

img_9918_resize

Когда за несколько дней до концерта «Валентина Стрыкало» в посвящённой ему встрече в социальной сети «Вконтакте» выложили опрос о том, каков возраст людей, собирающихся на выступление группы, и оказалось, что подавляющему большинству этой аудитории не старше 20 лет, а многим не исполнилось ещё и 15-ти, у автора этих строк возникли первые сомнения по поводу того, насколько уютно он будет ощущать себя на концерте. И вправду, оказавшись 2 октября в ночном клубе Teatro среди толпы восторженно ожидающих выступления кумира школьников, легко было ощутить себя умудренным опытом стариком, несмотря на свой возраст слегка за 20. Усугублялась ситуация ещё и тем, что аккурат 2 октября, в день томского концерта, у лидера группы и собственно создателя бренда «Валентин Стрыкало» Юры Каплана случился день рождения, что отразилось на решительном настрое всех этих юных мальчиков и девочек.

img_0425_resize

«Юра! Юра! Юра!» – в ожидании немного задерживавшегося начала выступления скандируют юные мальчики и девочки. «Странно, группа называется «Валентин Стрыкало», а зовут отнюдь не Валю, а Юру», – можно было подумать непросвещённому человеку, оказавшемуся на концерте. Всего за 4 года живущий в Киеве музыкант прошел уникальный для постсоветской музыки путь от интернет-мема «Валентин Стрыкало» до создания собственной группы под уже раскрученным именем и переориентирования поклонников на обожание собственной персоны, отнюдь не интернет-персонажа, а живого, настоящего человека Юрия Каплана.

В зале тем временем уже начинают шутить по поводу того, что Юрец, как называют его поклонники, в честь дня рождения уже хорошо «накатил» и томский концерт накрылся, но, наконец, занавес открывается и живой, настоящий Юра Каплан появляется на сцене. Поклонницы на балконе нервно закуривают на первых аккордах первой же исполнявшейся песни, которой становится, пожалуй, самый трэшевый номер и так трэшевого репертуара «Валентина Стрыкало» – пародия на советские шлягеры, «Наше лето». Танцпол дружно подпевает этой, по сути, пересказанной истории фильма «Любовь и голуби» о курортном романе колхозника из деревни Новая Каховка. Возникает ощущение, что на сцену вышел Джастин Бибер с внешностью Ченнинга Татума – такова бурная реакция в зале.

 

img_0330_resize

Кумир молодежи, с акустической гитарой наперевес, в джинсовой курточке по мотивам рок-моды 90-х – просто смесь Виктора Цоя и Курта Кобейна в одном лице. После каждой песни в зал двигается какая-нибудь полусерьёзная речь, зачастую снабжаемая матерным словцом (куда смотрят российские законодатели, ограждающие детей «от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: в зале полно несовершеннолетних!).

После нескольких номеров, исполненных группой в полном составе, Юрий остаётся один на один с публикой: начинается традиционная акустическая часть концертной программы. Ни дать, ни взять перед нами уже современный рок-бард Юрий Каплан, о чём он и сам не прочь пошутить. Злободневные, «вскрывающие социальные язвы», песни о том, что «внутри меня так много дерьма», и в то же время – глубоко личные, близкие каждому из собравшейся целевой аудитории, затрагивающие проблемы преждевременного семяизвержения и прочие вопросы, столь же жёстко стоящие на повестке дня. Музыкант практически обнажает перед зрителями всего себя, наизнанку выворачивается!

img_0511_resize

Абстрагируясь от этой иронии, стоит признать, что в таком «бардовском» варианте юмористические хиты «Валентина Стрыкало», на самом деле, звучат более выигрышно. Каплан раскрывается как талантливый мелодист, который запросто мог бы писать песни для тех самых Максим или Димы Билана, которым изначально посвящал свои видеопослания на Youtube. К тому же, в каждой шутке есть доля правды, и при таком минималистичном звучании становится понятно, что успех Юрия Каплана во многом основан как раз на его очень даже жизненном и актуальном юморе. Ибо темы, затрагиваемые им, в современной украинской и российской действительности зачастую иначе, как через юмор, и не выразишь. Не обсудишь с родителями, не обсудишь серьёзно с друзьями. Более того, среди общей смехопанорамы находится место и самой настоящей пронзительности. «Дешёвые драмы» – одна из немногих серьёзных и, по-видимому, лучшая вообще песня музыканта. Некая автобиографичность – возникает ощущение, что исполнитель сам боится сделаться героем одной из таких дешёвых драм, превратить свою музыкальную карьеру в музыкальный фарс, хочет жить и любить по-настоящему – заставляет видеть в Каплане нечто большее, чем просто юмористический аттракцион.

img_0676_resize

Однако на одной акустике далеко не уедешь. Из барда пора превращаться обратно в рокера. Беснующаяся толпа фанатов требует угара? Есть его у нас! Обойма рок-хитов от знакомых ещё со времен существования «Стрыкало» как мема «Кайена» и «Отеля “Кооператор”» до относительно свежих «Лишь однажды» и «Фанка» заводит зал на раз-два. Конечно же, исполняется «Всё решено», которую группе запретили играть в Петербурге в связи с недавно принятым «милоновским» законами. Флёр молодежного рок-героя и тут распространяется на Юру. Его притесняют власти, угрожая свободе творческого самовыражения!

Толпа тинейджеров, с особенным, кажется, усердием распевающая строчки «Всё решено: мама, я гей! Папа, я гей!» – зрелище, надо сказать, редкое и завораживающее.

img_0419_resize

Характерно, что аранжировки половины песен до боли напоминают легенд американского поп-панка Blink 182. Те тоже отличались своеобразным чувством юмора. Поп-панк вообще уже более 20 лет является самым весёлым из «молодёжных» музыкальных жанров. Так называемые молодёжные комедии вроде «Американского пирога» и «Дорожного приключения» всегда снабжались именно таким саундтреком.

img_0503_resizeВот и Юра Каплан, помимо написания песен ведущий свой видеоблог и являющийся знаменитостью в твиттере (где любит отпускать шутки про «секс и наркотики»), с одной стороны заменяет российским и украинским тинэйджерам и молодёжи чуть постарше американские молодёжные комедии про первые вечеринки и потерю девственности. А с другой, удовлетворяет тягу слушателей к нормальной русскоязычной поп-музыке (сам музыкант в шутку называет все свои песни «галимой попсой»), музыке искренней и настоящей, и при этом максимально простой и доступной по посылу.

Актуальность выбираемых для песен тем, будь то проблемы выбора сексуальной ориентации («Однажды», «Всё решено»), подросткового насилия («Альбина», «Я бью женщин и детей»), гендерных ролей («Рустэм», «Кайен») или корпоративного рабства («Офисный стиляга») вместе с умелым использованием инструментов интернет-продвижения делают Юрия Каплана и его проект «Валентин Стрыкало» настоящими героями для нового, сетевого поколения, поколения интернет-комиксов, соцсетей и повсеместного использования гаджетов. В отличие родителей, учителей и кондовых телевизионных артистов, эти герои разговаривают с юным поколением на одном языке, и, что сегодня выходит на первый план, пользуются теми же средствами передачи информации.

img_0745_resize

P.S. Что касается подарков от томских поклонников на 24-й день рождения Юры, совпавший с датой томского концерта, то они оказались не менее юмористическими, чем сами песни артиста. На сцену пару раз прилетели женские трусы крупного размера с надписью «С днём рождения!», был преподнесен букет из цветных носков, а также одноногий женский манекен, видимо, заменявший полагающуюся в таких случаях в молодёжных комедиях проститутку.

20121002

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*