Премьера альбома: bSICtransit «Аэлита» (bSIC / Акт-Продукт, 2019)

Written by . Filed under CD, Архив, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

bSICtransitСлова: Александр АРЛЯПОВ и Игорь НОВИКОВ

Фото: Сергей ПАНТЕЛЕЕВ и из архива И. НОВИКОВА.


Некоторые артефакты словно предназначены для того, чтобы выдерживаться и настаиваться. Как хороший алкоголь. Как глубокие мысли и тексты, проникающие в сознание не с первого раза. Как метафорическое искусство. 

Саундтрек к балету «Аэлита» от томского проекта bSICtransit — из этой области. Здесь переплелось слишком многое, чтобы не оставить сложного послевкусия. Странным образом словосочетание «work in progress», помещённое в своё время на афишу проекта, оказалось пророческим – определило его эфемерный характер и причудливую живучесть, долгий путь от замысла до премьеры и незаконченность существования «post mortem». В этом смысле настоящий релиз является не столько подведением итогов и доведением «progress» до «act» (ведь речь идёт лишь о музыкальной составляющей), сколько долгим эхом, данью памяти и уважения ко всем причастным к работе.

Ровно 5 лет назад в ЗЦ «Аэлита» в рамках X молодёжного театрального фестиваля NEW f (последнего, как впоследствии выяснилось) состоялся единственный премьерный показ Contemporary ballet «Аэлита», работа над которым объединила разных людей, с чьей деятельностью связан всплеск интереса к «новому искусству» в Томске во второй половине 2010-х гг. Работа над проектом проходила не гладко и оставила у многих её участников ощущение незавершённости.  

Герман Преображенский работал над концептом и либретто, Ксения Беленкова – ставила хореографию, а bSICtransit (в составе Анны Чагиной и Игоря Новикова) отвечал за музыкальную часть, которую удалось записать к апрелю 2015 г., но долгое время не получалось довести до релиза.

В одноактном балете по роману Алексея Толстого «Аэлита» 7 сцен, пролог и эпилог, отличающихся своим особым звучанием: минималистические, механистические, эмбиентные, импровизационные темы, декламация, фортепианная фаза, — в них уделяется большое внимание обертонам акустических инструментов (фортепиано, тарелки) и использованию эффектов в реальном времени. Вне сценического воплощения (танца) музыка актуализирует свой «кинематографический» потенциал и выводит изначальный проект в новое невербальное пространство.

«Contemporary ballet «Аэлита» – это эксперимент, это точка отсчета в новом осмыслении русского романа, в его соприкосновении с современным искусством. Это конструктор состояний пустоты, космизма, одиночества, любви. Живой опыт фиксации экзистенциальных состояний. Роман несет на себе печать своего времени (Россия 20-х гг. XX в): мечта, увлечение теософскими доктринами, дух и философия русского космизма, революционный саспенс. Сама же история видится теперь уже не только как революционная и любовная драма, но и как незавершенный экзистенциальный проект самого времени, которое оттолкнулось от одного берега, но так и не пристало к другому»

Герман Преображенский (из анонса к премьере 7 ноября 2014 г.).

bSICtransit

Состав: Анна Чагина – альт, фортепиано, голос
Игорь Новиков – фортепиано, эл. гитара, тарелки, FX
Продюсер: bSICtransit
Мастеринг и оформление: Юрий Туров

Монолог Игоря Новикова (участник bSICtransit):

игорь новиков

В «Аэлите» слишком многое переплелось, м.б. поэтому у неё такое долгое время и всем причастным к этой работе довольно сложно о ней говорить… Тот проект, кажется, вовремя нащупал важный узел интересов новой генерации художников в импровизационно-перформативных практиках. Можно попробовать обрисовать локальный контекст, в котором всё это состоялось, чтобы «закрыть» ещё одно «белое пятно» в истории томской художественной жизни середины 2010-х гг., но мне будет сложно отстраниться от личных художественных траекторий, которые привели меня к «Аэлите».

bSICtransit как нечто осмысленное (художественная группа, или как мы с Аней определили «открытое импровизационно-экспериментальное сообщество»), появился осенью 2013 г. из кризиса нашей группы Лонгвэйхом, когда былое единомышленное напряжение ослабло, а появляющийся интерес к импровизационности и новым музыкальным формам не находил выхода в песенной структуре поэтического инди-рока. После герметичной алхимии группы мы с Аней отправились в сольное путешествие свободных коллабораций. Расширение художественного горизонта, кстати, было подготовлено и деятельностью Опасно Соприкасающихся Абъектов (артель О.С.А.) — своеобразной художественной группировкой из друзей-знакомых, базирующейся около группы в 2012-2013 гг., в арт-практиках которой мы принимали самое непосредственное участие.

Собственно первый bSICtransit состоялся 31 октября 2013 г. на одной из ранних выставок недавно открывшегося Томского отделения ГЦСИ (ещё на площадке Томского областного художественного музея) в коллаборации с новосибирским художником Алексеем Грищенко, «человеком-пилой» Артуром Печёнкиным из авант-фолкового Собачьего триндема №2 и Евгением Кокоревым (Внутренний Экскурсовод).

К тому времени мы уже пересекались с перформативной группой Сон Кекуле (Маша Сосновская, Наташа Ваганова, в какой-то момент в состав входила и Ксения Беленкова). Были знакомы с представителями сообщества Vovne.ru, объединившего некоторых музыкально-экспериментальных представителей Томска, Кемерово, Юрги, Новосибирска. Я тогда наблюдал за этим процессом со стороны, но порой мы пересекались, и наша тусовка иногда помогала vovne-вцам в период их активной концертной деятельности в Томске. В мае 2013 г. мы даже общими силами Артели О.С.А. и Секты Феникса сделали Абъект №7 «Цех» (Концерт-трибьют Throbbing Gristle), на котором фактически bSICtransit (в составе Ани и меня) присоединился к Секте на пару номеров. Впоследствии же Максим Евстропов несколько раз участвовал в совместных ЛАБах и были коллаборации на Фестивалях Нового искусства там же, а с 2017 г. с Вадимом Дикке и Юрой Туровым мы заиграли в составе Strangelet Ensemble.

Что-то новое к 2014 г. уже назревало в ЗЦ «Аэлита»: Ксения читала лекции по современному танцу, участвовала в движенческих практиках, там же по весне был показан её перформанс «Ты можешь» c музыкой Sine Seawave (правда не вживую, а в записи). Герман уже запустил свой проект «киносреды» и в один из первых показов пригласил bSICtransit – в январе мы впервые участвовали в переозвучке (фильм «Стерео» Дэвида Кроненберга, 1969). Вообще ретроспективно тот год премьеры оказался рубежным и крайне насыщенным. 

Оборачиваясь назад, поражаешься, как много было совпадений, и как постепенно складывался пазл «Аэлиты». Например, в одном только апреле по инициативе Ани Чагиной на Международном фестивале современного искусства имени Эдисона Денисова состоялась томская премьера «In C» Терри Райли, репетиции для которой позволили заглянуть в минималистскую «кухню». Тогда же появилась студия «ЛЕС», где впоследствии будет записана музыка к «Аэлите». Выступавшее в том месяце в ЗЦ «Аэлита» швейцарское трио Plaistow оставило сильное впечатление и показало какие-то новые грани музыки. В рамках «киносред» bSICtransit озвучил фильм «Аэлита» (реж. Яков Протазанов, СССР, 1924), из чего и выросла идея о постановки балета (в жанре contemporary dance). Наконец в апреле же мы съездили в гастроли в театр-студию «Встреча» в Кемерово (одновременно Лонгвэйхом и bSICtransit со Сном Кекуле), во втором отделении мы с Аней вероятно впервые импровизировали вдвоём весь сет.

Весной 2014-го Ксения Беленкова, отвечавшая за хореографию, начала пробы актёров для балета, а Герман – перерабатывать в последовательность сцен текст романа А.Толстого в его первоначальной редакции 1923 г. (в 1937-м Толстой переработал роман в повесть для Детгиза, и в таком виде «Аэлита» издаётся по сей день: роман, проникнутый глубокой чувственностью, изначально не был рассчитан на подростков; в тексте сделаны были изменения, сокращения, затрагивающие и само содержание произведения).

В итоге сформировалась следующая команда: Герман Преображенский, Ксения Беленкова, я с Аней Чагиной и танцоры Александра Петина, Ксения Попова, Алина Долженко, Василий Вайберт, Денис Егоров (последний был единственным профессиональным актёром в труппе).

С осени начались совместные репетиции. Герман по ходу оттачивал структуру, текстовую компиляцию сцен-состояний, Ксения работала с танцорами, а мы импровизировали, нащупывая адекватный происходящему звуковой план. При этом мы сразу нацелились на живое исполнение музыки, а это налагало определённые ограничения, особенно если учесть, что мы с Аней сразу же решили по возможности не использовать привычные нам электрогитару и альт, а обратились к роялю. На момент начала работы у нас были, по-моему, два фортепианных фрагмента, которые изначально предназначались для песен группы, но не использованные там. Найденные на репетициях мотивы и звуки постепенно складывались в единую историю, распределяясь по каркасу либретто. В общем, это были фрагменты зачастую с самыми общими указаниями к исполнению в привязке к сценическому действию и с импровизационными лакунами.

В какой-то момент репетиции стали пробуксовывать: изначально кроме танца и музыки присутствовал голос чтеца (собственно Герман прямо зачитывал компиляцию из текста романа), а действо не складывалось в целостную картинку. Буквально за неделю до премьеры он покинул проект, а накануне, перед финальным прогоном, запаниковала Ксения. Татьяна Гришаева (тогда директор зрелищного центра) сказала, что в крайнем случае, можно снять постановку, которая была заявлена как открытие фестиваля, «но решать вам». Оставшиеся ребята-танцоры и мы с Аней согласились, что надо довести дело до конца. После прогона Ксения вернулась.

Скорректированный пресс-релиз сообщал: «Изначально предполагалось, что это может быть современный балет по мотивам романа Алексея Толстого «Аэлита». Однако в процессе репетиций выяснилось, что роман стал только точкой отсчёта для артистов и музыкантов, а балета точно не будет, но будет «некое движение». «Work in progress «Аэлита» станет лабораторией искусства, где общее действие может сложиться или не сложиться». 

7 ноября 2014-го состоялась премьера «Аэлиты». Так случилось, что уже во время фестиваля мы узнали, что он будет последний. Татьяна Гришаева честно призналась, что после 10 лет тянуть его больше не может, т.к. не совсем понимает новое поветрие (перформативные опусы, для которых на фестивале была выделена специальная площадка «Конвертор», где bSICtransit, кстати, тоже поучаствовал в коллаборации со Сном Кеккуле и Максом Евстроповым), что ей ближе более традиционные театральные жанры, меж тем она видит, что эта тема интересна как сотрудникам (и Герман и Ксения уже работали тогда в «Аэлите»), так и зрителям.

Дальнейшие события показали, что это было более чем своевременно! Уже со следующего года в ЗЦ «Аэлита» начали проходить «Фестивали нового искусства» (всего за три года их прошло 5), состоялся ещё один «Конвертор» (2016), с конца 2015 и до осени 2019 гг. функционировала еженедельная «Лаборатория нового искусства», в общем, начался совсем другой период развития как ЗЦ «Аэлита», так и местной арт-среды. Во всём этом движе bSICtransit принимал участие.

Сразу же после премьеры «Аэлиты», мы дожали подвисший альбом группы Лонгвэйхом, чем, судя по всему, завершили ещё одно общее путешествие: Женя Водясов продолжил сольное плавание в Ларьёгане, а мы с Аней приступили к записи музыки к «Аэлите». Предновогодняя загрузка зрелищного центра позволяла использовать тот рояль, на котором мы отыграли премьеру, разве что ночью, так что мы обратились к приобретённому летом того же года для студии «ЛЕС» пианино. Инструмент оказался настолько своеобразным, что во многом определил саунд всей записи. Во-первых, это, судя по всему, единственная музыкальная запись, где используется 5-октавное пианино, т.е. уменьшенная версия обычного, во-вторых, оказалось, что механические звуки и прочие артефакты из его прошлой жизни создают совершенно завораживающие обертона и призвуки. Мы хотели не потерять их в записи.

Ural

Поначалу планировалось записать и отсутствующий на премьере голос Германа, но когда в общем виде послушали получившуюся инструментальную часть, от этой идеи отказались, чтобы избежать перекоса в иллюстративную предзаданность. Сохранилась лишь одна сцена, изначально построенная на голосе Ани. В другой сцене остался специально записанный для премьеры звук центра города Томска напротив ЗЦ «Аэлита». И ещё мы использовали одну из Аниных импровизаций на альте, записанную на премьерном спектакле. То, что в сценическом представлении требовало координации двоих и использования лупера, в студийных условиях было записано послойно с сохранением импровизационных мест, заложенных нами в партитуре «Аэлиты». Ещё мы столкнулись с тем, что вне сценической драматургии (движенческо-танцевальных и световых акцентов и связок) было необходимо дополнительно поработать над цельностью произведения. Самое большое изменение, внесённое нами при записи – это разворачивание одного из шумовых фрагментов в отдельную сцену (впоследствии выяснилось, что Ксения тоже хотела ввести с танцорами доп.сцену, но не успела!).

чагина

К апрелю 2015 г. мы с Аней самостоятельно зафиксировали весь материал, и приступили к сведению… Здесь мы столкнулись с таким объёмом работы, которого до этого не осознавали, не хватало знаний и опыта. Несколько раз нам помогал томский звукорежиссёр Леонид Кужелев, но мы продвинулись недалеко…

А потом наша студия была вынуждена переехать, так что мы восстановили работу над «Аэлитой» только в апреле 2016 г., но вскоре опять всё застопорилось, и уже надолго… Наконец, я случайно узнал о звукорежиссёре Карине Аветян, которая после окончания Ростовской государственной консерватории поступила в Московскую. Нам импонировал несубкультурный подход к музыке, и в мае 2018 г. весь материал был отправлен ей в Москву на сведение, которое не шатко не валко было закончено к марту 2019 г.

faza

Сам релиз подготовлен на Акт-Продукте, лэйбле, выросшем из тусовки Vovne.ru, что странной спиралью замыкает для меня виток личной художественной эволюции первой половины 2010-х. Помочь с мастерингом любезно согласился Юра Туров, при этом частично был пересведён московский микс. Он же сделал всю оформительскую часть для издания на CD. Это первая доведённая до физического издания запись bSICtransit’a. Она выйдет в этом году.

С самого начала работы над записью, нам с Аней хотелось каким-то образом ещё раз соединить всех, принимавших участие в той работе. Выпавшая при постановке текстовая компиляция Германа, ставшая каркасом развития действа, сохранена как либретто. В оформлении диска, использована одна из стрим-арт работ художника Алексея Радченко, которая планировалась Германом для декораций, что также не случилось.

Надо признать, что вся история «Аэлиты» довольно непростая (и возможно для bSICtransit в особенности), не в последнюю очередь поэтому всё так долго тянулось. Я когда-то хотел добавить к подстрочнику «Аэлиты» «песня нашей любви», как бы это неуместно и лично не выглядело… В любом случае звучащее в финале азбукой Морзе «где ты? где ты?» каждый раз отсылает меня к нашей совместной с Аней истории.

Однако хочется, чтобы музыка не замыкалась на каких-то травматических моментах в проекте и привлекала на помощь память, вытаскивая то, что из неё самой совсем не обязательно следует. И, кажется, нам удалось запечатлеть живую музыкальную ткань, которая рождает свои образы у того, кто столкнётся с этим впервые, благо изначально текстовая выборка ориентировалась на максимум экзистенции, что позволяло расширить постановку до желанной вариативности для открытого восприятия.

Это история и сложная, и радостная в особенно ценном для меня ракурсе: свободного сотрудничества, самозабвения от погружения в новые художественные области, выходы за. Dixi.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*