История Секты Феникса

Written by . Filed under Архив, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

noddy-serpentКультовая и, возможно, одна из самых по-настоящему мифологических музыкальных формаций Томска, Секта Феникса внезапно воссоединяется.

По такому случаю «Новый Рок» публикует каноническую «Историю» этого коллектива, давно лежавшую в «портфеле редакции».

Слова: Вадим «Serpent» ДИККЕ

История Секты Феникса

wsd

«Основанием Секты послужили наши любовь и ненависть, наши надежды и чаяния, неумерщвлённая вера и неудовлетворённость всем тем, что имеет место быть».

«Смятение Откровения»

Истоки Секты Феникса как музыкального формирования берут начало в городе Томске в 1998 году, когда состоялось знакомство двоих её участников – убежденного индустриалиста, впоследствии принявшего имя johnjane, и столь же радикального рок-экспериментатора, предпочитающего называть себя serpent. Около года дело ограничивалось переговорами, каждый был поглощён реализацией собственных музыкальных идей, и только в сентябре 1999 началась совместная деятельность. Примкнувший поначалу в качестве бас-гитариста Тимур Тимофеев вскоре отстранился от участия в СФ, и его функции, в дополнение к манипуляциями над нойз-синтезаторами, взял на себя johnjane; serpent сконцентрировался на гитаре.

sekta-feniksaВ таком формате в ноябре 1999-го был записан материал, составивший первый альбом Секты Феникса «Воздействие» (переизданный в 2008-м — прим. ред.).

Вскоре после завершения работы над «Воздействием» к Секте присоединяется поэт-визионер, философ и художник stropov. С приходом stropov‘а оформляется идейная составляющая, пронизывающая всё дальнейшее творчество СФ – сочетание самых разнородных влияний, подчас находящихся в видимом противоречии друг с другом, равно как и с историей Секты Феникса, изложенной Борхесом.

2000-10-gesetz-2

Эта противоречивость нисколько не смущает Секту и признается открыто:

«Мы исходим из той посылки, что 2 пути дополняют друг друга. Но мы не ставим себе задачей исцеление прокажённых и умерщвление противоречий, предпочтительнее вскрывать язвы. Наше дело – раскол».

«Смятение Откровения»

Сравнительно малая известность идейных предтеч Секты (от апокрифических Евангелий до видений Дэвида Тибета) и само их количество ясности понимания также не прибавляли и вскоре послужили причиной возникновения некоего мистического ореола вокруг СФ, а также ряда недоразумений, сопутствовавших этому мифу и преследовавших Секту на всём протяжении её деятельности.

В начале 2000 г. всё так же в домашних условиях трио записывает преимущественно акустический альбом «Клетка», на котором господствовавшие ранее аналоговые синтезаторы уступают место металлической перкуссии; а также часть материала, вошедшего впоследствии в альбом «Готовится выйти на свет и сожрать Солнце».

Весной 2000 формируется первый концертный состав Секты Феникса – к ней присоединяются Андрей Ковалёв (труба), Константин «Constantiner» Ковалёв (бас-гитара) и Виктория Егорова (ударные). Творческий метод того периода по-прежнему составляет свободная импровизация, к каноническому индастриалу примешиваются элементы фри-джаза благодаря тандему трубы и гитары.

2000-07-04-gorsad-2

В конце июня – начале июля состоялись первые два выступления. Дебютное (совместное с электронным проектом Трансплантант, отыгравшим, по счастью, первым) продлилось 16 минут, и было прекращено по настоянию администрации концертной площадки (закрывшей после этого свои двери для СФ на два с половиной года – до тех пор, пока там не сменилось руководство).

Второе, на открытом воздухе совместно с рядом других групп (среди которых, в частности, были небезызвестные Герои) – длилось и того меньше и было также прекращено охраной. Однако в этом случае причиной мог быть тот факт, что часть публики слишком разгорячилась алкогольными напитками за время выступления предыдущих коллективов и начала вести себя агрессивно.

В то же время среди посетителей распространялся манифест «Смятение Откровения», в риторике которого («дело Конца Света есть дело каждого») можно было при желании увидеть отсылки к сатанизму и даже к фашизму (упоминание свастики, ассоциирующейся известно с чем). Всё это не способствовало созданию благоприятной репутации и на некоторое время отрезало возможность официальных концертов как таковую.

2000-10-gesetz-1

Тем временем записи СФ и вышеупомянутый манифест продолжали ходить по рукам, преимущественно среди знакомых Секты, на факультете, где учился stropov, и в общежитии, где он проживал. Всё это вылилось в итоге в специально организованную для студентов I-II курсов лекцию о вреде тоталитарных сект, во время которой был произведен авторитетный анализ злополучного манифеста с выявлением в тексте всех признаков тоталитарности и сектантства. Сам виновник торжества лекцию посетить не смог, и был вызван на ковёр в личном порядке; дело кончилось ничем. По слухам, поводом для тревоги стало граффити СФ на стене общежития: кому-то показалось, будто бы надпись выполнена кровью…

Об этом инциденте в местном выпуске «Московского комсомольца» была напечатана статья «До, ре, ми на сатанинский лад», где, помимо всего прочего, Секта Феникса была названа рок-группой, мечтающей о популярности, что немало позабавило непосредственных участников событий.

2000-05or06

«Секта Феникса пребывает в состоянии атомарного распада. Секта Феникса – это вы».

«Смятение Откровения»

Впрочем, сами «сектанты» и не пытались реабилитироваться в глазах общественности: зимнее солнцестояние 2000 года они встретили, расклеивая по городу посвящённые этому событию плакаты «Секта Феникса приветствует животное исчерпанности»; плакаты провисели недолго.

К тому времени попытки расширить духовую секцию и отработать композиционно более строгий материал ни к чему не приводят, и в итоге состав вновь редуцируется до трио stropov – johnjane – serpent. Записи 2000 – начала 2001 года в апреле 2001-го складываются в альбом «Готовится выйти на свет и сожрать Солнце», стилистика которого варьируется от дарк-фолка («Денница») до нойза («Мост»), минимализма («Дорога») и даже отчетливых интонаций прог-рока («Другая песня о воле»).

Затем наступает период полураспада. Весной 2001-го уходит serpent; в дальнейшем он эпизодически участвует в выступлениях Секты в качестве гостя. Осенью заявляет о своем уходе johnjane, однако в начале 2002-го возвращается, чтобы возобновить деятельность СФ серией концертов в клубе «Диктатура» – единственном заведении, согласившемся в то время принять одиозный коллектив.

performance-1

Воссоединённая Секта Феникса проходит через самый радикальный этап своего пути – чистый индастриал образца Throbbing Gristle и ранних Coil, без каких-либо стилистических шатаний; количество участников на сцене и их роли меняются от концерта к концерту, выступления сопровождаются довольно брутальными перформансами, в качестве режиссёра-постановщика которых выступает новокузнецкий футурист atom. Постоянным барабанщиком становится psvsv, знакомство с которым произошло ещё на летнем open-air’е 2000-го в Городском саду; бас-гитару вновь берёт в свои руки constantiner (по завершении периода «Диктатуры» он уезжает в Санкт-Петербург).

2001-01-01-kommuna23a

К концу 2002 улучшается ситуация с возможностью нормально выступить, и Секта Феникса готовит новую концертную программу в традиционном смысле этого понятия. Состав и репертуар стабилизируются с приходом рок-гитариста noyzi, возвращается serpent, но уже на место басиста. stropov остается свободным вокалистом, johnjane полностью концентрируется на клавишных и синтезаторах, а роль ритмического мотора выполняет psvsv.

В таком составе СФ более чем когда-либо (если не сказать, впервые), напоминает рок-группу, и результатом становится рок-ориентированная программа «Конец оргии», представленная публике 11 января 2003 года.

Во время её подготовки становится известно, что один из знакомых Секты – по иронии судьбы, тот самый, что некогда предложил обратиться к рассказу Борхеса за названием – теперь одержим навязчивой идеей о сатанинской сущности Секты Феникса и намерен всеми силами препятствовать её деятельности; непосредственно после концерта он действительно набрасывается на курящих на крыльце «сектантов» с кулаками, однако численное преимущество оказывается не на его стороне, и нападение быстро нейтрализуют. Этот инцидент ставит под угрозу дальнейшие выступления на той же площадке; и, что важнее, из группы уходит noyzi, не желающий способствовать дальнейшему развитию сумасшествия этого человека, и от рассчитанной на его гитару программы практически ничего не остаётся.

re-volution1Секта Феникса даёт свой последний концерт уже вчетвером на фестивале «БудуАрт» 22 марта 2003 года. Стабильность ролей в ансамбле оказалась недолгой и осталась в прошлом: serpent переключается между гитарой, басом и клавишными, бас также попеременно подхватывают johnjane и stropov. «Спаситель Человечества От Секты Феникса» пытается проникнуть на концерт, но его блокирует предупрежденная своевременно охрана.

В итоге выступление проходит благополучно, но дальнейшее будущее представляется туманным, и вскоре музыкальная деятельность СФ естественным образом прекращается.

В дальнейшем serpent и stropov присоединяются к psvsv, первое сольное выступление которого в качестве электронного музыканта состоялось на том же фестивале «БудуАрт» в 2003-м. johnjane некоторое время участвует в проектах NoYus & The Flowers Of Evil и NoYus & The SnowArtTales.

Но история на этом не заканчивается…

Фото — из архива группы. 

 

Один комментарий

  1. Опубликован 3.10.2012 в 2:25 | Прямая ссылка

    Сейчас, имея перед глазами использованные фотографии, могу дать свои комментарии по ним.

    Сепийная серия — всё снято осенью 2000-го. Автор всех фото (или почти всех, но я практически уверен, что всех) — Владимир «Noyzi» Шестеров. Первый концертный снимок — опенэйр в гоп-саду, лето 2000, кто снимал, как и в случае остальных концертных фото, не знаю. На крыше сарая — май или июнь 2000, снимал, скорее всего, Роман Щетинин. Дальше один из перформансов в «Диктатуре»; кажется, «Секта Феникса несёт людям добро», весна 2002. С картинами на стенах — домашний концерт «П*здец веку» в ночь на 1 января 2001 (оттуда, в частности, взята «Другая песня о воле» — их вообще было три, и все о воле). Последний снимок с перформанса «От-вращение», весна 2002, «Диктатура», на снимке Макс и Витя «Атом» Кузьмин.

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*