1 марта 2013 годав Томске выступит удивительный и уникальный музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга —
ОЛЕ ЛУКОЙЕ.
Что это за группа, чем она необычна, и почему её приезд сродни волшебству — рассуждает в своём небольшом очерке Александр АРЛЯПОВ.
…Прилетит вдруг волшебник, или К нам едет Оле Лукойе
Иногда чудеса всё же происходят. И именно по разделу чудес мне всегда хотелось относить внезапные приятности в виде визитов неожиданных музыкантов и музыкальных коллективов. Скажем, в приезде условных Машины Времени, Пикника, Валерии или, например, Григория Лепса ничего особенно чудесного нет – они приезжают с завидной регулярностью. А вот приятные неожиданности в виде куда менее очевидных гастролёров случаются значительно реже и посему вполне заслуживают «чудесный» статус. Тут я могу навскидку назвать, например, приезды таких разных, но одинаково редких в наших краях творческих единиц, какСергей Летов,НОМ,Борис Саволделли,Кровосток или Франц Николай. Они все не похожи друг на друга, и в чём-то, конечно, сугубо «нишевые» артисты, которым не приходится рассчитывать на стадионы и Дворцы Спорта. Однако именно за «лица необщее выраженье» их и ценят поклонники; именно своей не-мейнстримностью подкупают они увлечённых меломанов.
И вот новый подарок судьбы, новое музыкальное чудо ожидает не слишком избалованных томских меломанов (а заодно – кемеровских и новосибирских) в самом начале марта. 1, 2 и 3 марта состоитсясибирский мини-тур уникальной и легендарной питерской электронно-этнической формации Оле Лукойе. Нас это волшебство коснётся 1-го, на площадке фотостудии «Чёрнобелое», уже давно зарекомендовавшей себя как проверенное место проведения разных прелюбопытных и нестандартных музыкальных событий (именно там выступалСергей Летов, там же случалось выступатьСтудии Неосознанной Музыки, Стерео Модусу,Секте Феникса, Глебу Успенскому,Sine Seawave, Pandateen,Inorganic Blossoming, After Loop, Karnataka-Taiga Express). Что это за группа, и почему здесь вполне уместно говорить о некоей музыкальной магии? Всё дело, в первую очередь, в их неподражаемом звучании. Вам что-нибудь говорят такие имена как Dead Can Dance, Psychic TV, Can, Faust, Theodor Bastard? Или такие определения, как этно-транс, психоделия, краутрок, дарк-эмбиент, нью-эйдж? Если да, то вы просто обязаны познакомиться с творчеством Оле Лукойе поближе – и лучше всего «живьём».
Официальная история этого музыкального проекта берёт свой отсчёт ровно 20 лет назад – в 1993 году. Именно тогда вышел первый альбом «Запара». Создатель группы Борис Бардаш не пытался следовать каким-то ярлыкам, а выстраивал звуковую концепцию так, как она ему виделась: с мощной ритмической основой из электронных лупов и секвенций, а также и живых ударных и перкуссионных инструментов – от африканской джамбы и турецкой дарабуки – до шаманского барабана. Причём сочетание звуков, принадлежащих разным этническим культурам, с инструментарием современной рок-группы и разнообразными электронными девайсами отнюдь не создаёт ощущения эклектичности, поскольку музыканты не пытаются уместить себя, своё звучание и свои композиции в рамки музыки той или иной страны, того или иного стилистического канона, а генерируют новый образный язык, отсылающий к неким общим для всех народов истокам и корням.
Ольга Цильвиковская (газета «Чехия Сегодня», 11.05.2008):
«Борис Бардаш прикоснулся к разным шаману положенным таинствам. Родился в столице рока Петербурге, закончил факультет археологии и о предметах силы магических культов знает не со слов, вынимал их из земли собственными руками. После многократных исследовательских поездок его творчество пропиталось магической вибрацией Тувы, Хакассии и Сибири. Поэзию запредельного зова сформировал аномальный магнетизм белых ночей Питера».
Сочетание ритмических рисунков немецкого краутрока, ориентальной и африканской этники (самой разной – от танцев суфийских дервишей до тибетского рокота) и электронно-трансовых вибраций делает музыкальную основу Оле Лукойе совершенно наднациональной и покоряющей самые разные географические, временные и ментальные пласты. Многие песни, кстати, написаны на несуществующем языке, но, парадоксальным образом, этот язык оказывается понятен слушателям разных стран.
Андрей Бухарин (Rolling Stone, Март 2011):
«Абстрактно-восточная этника, синтез электроники и экзотичных народных инструментов у Оле Лукойе могут поначалу напомнить о Dead Can Dance или о друзьях и земляках Theodor Bastard, но на самом деле это другая, намного более интересная история. Dead Can Dance по прошествии лет кажутся очень маньеристскими и по звуку синтетическими, в то время как этнотранс группы Бориса Бардаша в первую очередь «живая» музыка, сколько бы электроники они ни использовали. Каждому посоветовал бы посетить их выступления, это особенный опыт. Не хотелось бы использовать затёртые ярлыки вроде «шаманизма», но, по сути, Оле Лукойе ближе к ритуальной психоделии Psychic TV, чем к готическим красотам DCD. И в смысле контркультурного заряда тоже, хотя на поверхности вроде бы никакой идеологии у Оле Лукойе не видно. Их ритмические медитации уходят корнями в какие-то архаические слои нашей психики и оставляют впечатление очень древней музыки. В ней нет ничего от современной мультикультурности – если уж смешение, то времён Великого переселения народов, перекатившегося в итоге через стены Рима, а нам оставившего на память могильные курганы в южнорусской степи».
Коллектив, надо заметить, как и многие другие достойные отечественные творческие единицы, явно недооценён на родине: малоизвестные в России, зато много концертирующие в Европе и издающие там диски. Начиная с 1994 года, группа ездила в туры и выступала на фестивалях в Норвегии, Германии, Дании, Австрии, Хорватии, Словении, Швеции, Польше, Бельгии, Чехии, Словакии, Швейцарии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. В 1997 они, например, были включены в очень респектабельный сборник психоделической музыки «Floralia II», изданный в Италии лэйблом On/Off Records.
В марте 1998 Оле Лукойе записали трек «Koran»Брайана Ино и Дэвида Бирна для сборника «Eno Tribute», который затеял американский инди-лэйбл Lost Records из Далласа, Техас. По мысли организаторов проекта, сборник должен был представить прочтения музыки Ино нео-психоделическими музыкантами со всего мира. Россию было доверено представлять именно Оле Лукойе.
Совершенно неудивителен и творческий союз с классиками немецкого краутрока – группой Faust. Их знакомство состоялось после успешного выступления в Германии на Burg Herzberg Openair’99. Оле Лукойе тогда блестяще выступили на одной сцене с такими мэтрами как Эрик Бёрдон, Iron Butterfly, Magna, Faust, Fairport Convention, Тадж Махал, The Supremes и т.д. Результатом этого сотрудничества стали запись четвёртого студийного альбома Оле Лукойе «Кристальный лом» на студии Faust (продюсером стал участник немецкого коллектива Ханс Иоахим Ирмлер) и издание его на лейбле KLANGBAD в 2000 году (в 2003-м он был переиздан российским лейблом «Караван»), а также выпуск там же двух других альбомов.
В 2005-м группа с успехом сыграла 12 концертов в Великобритании.
К настоящему времени группой издано 9 альбомов: 6 студийных и 3 live. Последний «номерной» альбом «Куманейра» вышел в марте 2006 года на лейбле «Антроп». В июне 2008-го был издан альбом ремиксов «R9» с участием музыкантов из Германии, Италии и России. В апреле 2010-го на DVD вышел видеосборник «Сказки», включивший видеоколлекцию 1993-2001 гг.
Дискография:
1989 «Подпольный альбом» 1996, «Запара» 1996, «Тумзэ» 1997, «Ду-ду-ду или Лекарство для карлика» 2000, «Кристальный лом» 2000, «Расслабьтесь в своём сне» 2001, «Летел через улицу» 2002, «Конь-Тигр» 2003, «Сон Ветра» 2006, «Куманейра» 2008, «R9» (сборник ремиксов).
Но самое удивительное, что в живую эти три человека звучат даже лучше. В разное время в рамках живых выступлений использовались самые разные инструменты: фагот, рубаб, бас-гитара, виолончель, банджо, труба, баян, бандура etc. Дополнительное измерение происходящему действу придаёт видеоперформанс.
Заслуга ли в этом видеоперформанса, или же тут имеют место более глубинные скрытые вибрации внутренней магии этого коллектива – но вот вам такой удивительный факт: самая невероятная группа почитателей Оле Лукойе – глухонемые, которые ходят на питерские концерты группы и возвращаются оттуда счастливыми…
Актуальный концертный состав Оле Лукойе на нынешний момент:
Борис Бардаш – музыка, текст, голос, гитара, клавиши, программинг, перкуссия;
Юрий Лукьянчик – перкуссия;
Фрол – фагот, дудки, вокал, специальные эффекты.
Расписание концертов сибирского тура:
1 марта (пт) — Томск (ф/с «Чёрнобелое»).
2 марта (сб) — Кемерово (театр «Встреча»).
3 марта (вс) — Новосибирск (кафе «Бродячая Собака»).
…Прилетит вдруг волшебник, или К нам едет Оле Лукойе
1 марта 2013 года в Томске выступит удивительный и уникальный музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга —
ОЛЕ ЛУКОЙЕ.
Что это за группа, чем она необычна, и почему её приезд сродни волшебству — рассуждает в своём небольшом очерке Александр АРЛЯПОВ.
…Прилетит вдруг волшебник, или К нам едет Оле Лукойе
Иногда чудеса всё же происходят. И именно по разделу чудес мне всегда хотелось относить внезапные приятности в виде визитов неожиданных музыкантов и музыкальных коллективов. Скажем, в приезде условных Машины Времени, Пикника, Валерии или, например, Григория Лепса ничего особенно чудесного нет – они приезжают с завидной регулярностью. А вот приятные неожиданности в виде куда менее очевидных гастролёров случаются значительно реже и посему вполне заслуживают «чудесный» статус. Тут я могу навскидку назвать, например, приезды таких разных, но одинаково редких в наших краях творческих единиц, как Сергей Летов, НОМ, Борис Саволделли, Кровосток или Франц Николай. Они все не похожи друг на друга, и в чём-то, конечно, сугубо «нишевые» артисты, которым не приходится рассчитывать на стадионы и Дворцы Спорта. Однако именно за «лица необщее выраженье» их и ценят поклонники; именно своей не-мейнстримностью подкупают они увлечённых меломанов.
И вот новый подарок судьбы, новое музыкальное чудо ожидает не слишком избалованных томских меломанов (а заодно – кемеровских и новосибирских) в самом начале марта. 1, 2 и 3 марта состоится сибирский мини-тур уникальной и легендарной питерской электронно-этнической формации Оле Лукойе. Нас это волшебство коснётся 1-го, на площадке фотостудии «Чёрнобелое», уже давно зарекомендовавшей себя как проверенное место проведения разных прелюбопытных и нестандартных музыкальных событий (именно там выступал Сергей Летов, там же случалось выступать Студии Неосознанной Музыки, Стерео Модусу, Секте Феникса, Глебу Успенскому, Sine Seawave, Pandateen, Inorganic Blossoming, After Loop, Karnataka-Taiga Express). Что это за группа, и почему здесь вполне уместно говорить о некоей музыкальной магии? Всё дело, в первую очередь, в их неподражаемом звучании. Вам что-нибудь говорят такие имена как Dead Can Dance, Psychic TV, Can, Faust, Theodor Bastard? Или такие определения, как этно-транс, психоделия, краутрок, дарк-эмбиент, нью-эйдж? Если да, то вы просто обязаны познакомиться с творчеством Оле Лукойе поближе – и лучше всего «живьём».
Официальная история этого музыкального проекта берёт свой отсчёт ровно 20 лет назад – в 1993 году. Именно тогда вышел первый альбом «Запара». Создатель группы Борис Бардаш не пытался следовать каким-то ярлыкам, а выстраивал звуковую концепцию так, как она ему виделась: с мощной ритмической основой из электронных лупов и секвенций, а также и живых ударных и перкуссионных инструментов – от африканской джамбы и турецкой дарабуки – до шаманского барабана. Причём сочетание звуков, принадлежащих разным этническим культурам, с инструментарием современной рок-группы и разнообразными электронными девайсами отнюдь не создаёт ощущения эклектичности, поскольку музыканты не пытаются уместить себя, своё звучание и свои композиции в рамки музыки той или иной страны, того или иного стилистического канона, а генерируют новый образный язык, отсылающий к неким общим для всех народов истокам и корням.
Ольга Цильвиковская (газета «Чехия Сегодня», 11.05.2008):
«Борис Бардаш прикоснулся к разным шаману положенным таинствам. Родился в столице рока Петербурге, закончил факультет археологии и о предметах силы магических культов знает не со слов, вынимал их из земли собственными руками. После многократных исследовательских поездок его творчество пропиталось магической вибрацией Тувы, Хакассии и Сибири. Поэзию запредельного зова сформировал аномальный магнетизм белых ночей Питера».
Сочетание ритмических рисунков немецкого краутрока, ориентальной и африканской этники (самой разной – от танцев суфийских дервишей до тибетского рокота) и электронно-трансовых вибраций делает музыкальную основу Оле Лукойе совершенно наднациональной и покоряющей самые разные географические, временные и ментальные пласты. Многие песни, кстати, написаны на несуществующем языке, но, парадоксальным образом, этот язык оказывается понятен слушателям разных стран.
Андрей Бухарин (Rolling Stone, Март 2011):
«Абстрактно-восточная этника, синтез электроники и экзотичных народных инструментов у Оле Лукойе могут поначалу напомнить о Dead Can Dance или о друзьях и земляках Theodor Bastard, но на самом деле это другая, намного более интересная история. Dead Can Dance по прошествии лет кажутся очень маньеристскими и по звуку синтетическими, в то время как этнотранс группы Бориса Бардаша в первую очередь «живая» музыка, сколько бы электроники они ни использовали. Каждому посоветовал бы посетить их выступления, это особенный опыт. Не хотелось бы использовать затёртые ярлыки вроде «шаманизма», но, по сути, Оле Лукойе ближе к ритуальной психоделии Psychic TV, чем к готическим красотам DCD. И в смысле контркультурного заряда тоже, хотя на поверхности вроде бы никакой идеологии у Оле Лукойе не видно. Их ритмические медитации уходят корнями в какие-то архаические слои нашей психики и оставляют впечатление очень древней музыки. В ней нет ничего от современной мультикультурности – если уж смешение, то времён Великого переселения народов, перекатившегося в итоге через стены Рима, а нам оставившего на память могильные курганы в южнорусской степи».
Коллектив, надо заметить, как и многие другие достойные отечественные творческие единицы, явно недооценён на родине: малоизвестные в России, зато много концертирующие в Европе и издающие там диски. Начиная с 1994 года, группа ездила в туры и выступала на фестивалях в Норвегии, Германии, Дании, Австрии, Хорватии, Словении, Швеции, Польше, Бельгии, Чехии, Словакии, Швейцарии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. В 1997 они, например, были включены в очень респектабельный сборник психоделической музыки «Floralia II», изданный в Италии лэйблом On/Off Records.
В марте 1998 Оле Лукойе записали трек «Koran» Брайана Ино и Дэвида Бирна для сборника «Eno Tribute», который затеял американский инди-лэйбл Lost Records из Далласа, Техас. По мысли организаторов проекта, сборник должен был представить прочтения музыки Ино нео-психоделическими музыкантами со всего мира. Россию было доверено представлять именно Оле Лукойе.
Совершенно неудивителен и творческий союз с классиками немецкого краутрока – группой Faust. Их знакомство состоялось после успешного выступления в Германии на Burg Herzberg Openair’99. Оле Лукойе тогда блестяще выступили на одной сцене с такими мэтрами как Эрик Бёрдон, Iron Butterfly, Magna, Faust, Fairport Convention, Тадж Махал, The Supremes и т.д. Результатом этого сотрудничества стали запись четвёртого студийного альбома Оле Лукойе «Кристальный лом» на студии Faust (продюсером стал участник немецкого коллектива Ханс Иоахим Ирмлер) и издание его на лейбле KLANGBAD в 2000 году (в 2003-м он был переиздан российским лейблом «Караван»), а также выпуск там же двух других альбомов.
В 2005-м группа с успехом сыграла 12 концертов в Великобритании.
К настоящему времени группой издано 9 альбомов: 6 студийных и 3 live. Последний «номерной» альбом «Куманейра» вышел в марте 2006 года на лейбле «Антроп». В июне 2008-го был издан альбом ремиксов «R9» с участием музыкантов из Германии, Италии и России. В апреле 2010-го на DVD вышел видеосборник «Сказки», включивший видеоколлекцию 1993-2001 гг.
Дискография:
1989 «Подпольный альбом» 1996, «Запара» 1996, «Тумзэ» 1997, «Ду-ду-ду или Лекарство для карлика» 2000, «Кристальный лом» 2000, «Расслабьтесь в своём сне» 2001, «Летел через улицу» 2002, «Конь-Тигр» 2003, «Сон Ветра» 2006, «Куманейра» 2008, «R9» (сборник ремиксов).
Но самое удивительное, что в живую эти три человека звучат даже лучше. В разное время в рамках живых выступлений использовались самые разные инструменты: фагот, рубаб, бас-гитара, виолончель, банджо, труба, баян, бандура etc. Дополнительное измерение происходящему действу придаёт видеоперформанс.
Заслуга ли в этом видеоперформанса, или же тут имеют место более глубинные скрытые вибрации внутренней магии этого коллектива – но вот вам такой удивительный факт: самая невероятная группа почитателей Оле Лукойе – глухонемые, которые ходят на питерские концерты группы и возвращаются оттуда счастливыми…
Актуальный концертный состав Оле Лукойе на нынешний момент:
Борис Бардаш – музыка, текст, голос, гитара, клавиши, программинг, перкуссия;
Юрий Лукьянчик – перкуссия;
Фрол – фагот, дудки, вокал, специальные эффекты.
Расписание концертов сибирского тура:
1 марта (пт) — Томск (ф/с «Чёрнобелое»).
2 марта (сб) — Кемерово (театр «Встреча»).
3 марта (вс) — Новосибирск (кафе «Бродячая Собака»).
Оле Лукойе в Сети:
Официальный сайт www.olelukkoye.ru,
Круги olelukkoye.kroogi.com,
канал на YouTube youtube.com/olelukkoyeru,
страничка на томском портале OneTwo.
Сообщества и аккаунты в соцсетях:
vk.com/olelukkoye (а также сообщество, посвящённое предстоящим концертам),
facebook.com/pages/Ole-Lukkoye,
ru-olelukkoye.livejournal.com,
myspace.com/olelukkoyespb.
(c) Использованы фото с официального сайта группы и сообщества в соцсети Вконтакте.