YNDXSMRT: «Само наше название — это противоречие»

Written by . Filed under CD, Архив, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

YNDXSMRT - РегрессYNDXSMRT или Яндекс†Смерть — дуэт, образованный в Новосибирске и переехавший в Томск (что само по себе нечастое явление) полюбился томским поклонникам 2-3 года назад благодаря своей агрессивной подаче и социально волнующей лирике.

За последний год с группой произошло множество событий: переезд в Питер, премьера вышедшего в феврале сольного альбома «Регресс» и, наконец, временная пауза.

Об этом и многом другом наш обозреватель Александр ВОЩИНКИН поговорил с лидером группы Дмитрием КОЛЕСНИКОВЫМ, связавшись с ним сразу после концерта группы Шумные и Угрожающие Выходки в питерской «Ионотеке».


27550020

Как тебе концерт?

Отлично, не в первый раз хожу послушать «Шумные Угрожающие Выходки», всегда очень классная атмосфера. Конечно, не обошлось без слэма. На их концертах постоянно происходит месиво, что в Сибири, что здесь. Концерт был в «Ионотеке» — и мне кажется, что она не рассчитана на такое количество людей; было не протолкнуться!

Говоря про Новосибирск, изначально твоя группа была создана именно там, почему было принято решение переехать в Томск?

Я родился в Кемеровской области, но жил долгое время в Томске — учился, потом переехал в Новосибирск. При этом, сама идея создания Яндекс†Смерти появилась задолго до этого. Тексты я пишу довольно давно, но стремление создать группу появилось в армии, из-за высокой концентрации окружающего абсурда, и полноценно оформилось, сложившись во что-то цельное, уже в Новосибирске.

Но оказалось, что там нет там такого сплоченного комьюнити, как в Томске. И в целом не так развита культура организации концертов.

Там всё вспышками происходит. Помню времена, когда там устраивали фестиваль PUSTOTA, на который врывался ОМОН! А потом всё как-то схлопнулось.

А в Томске до сих пор остаётся большое количество людей, которые занимаются музыкой, устраивают концерты. И там был Илья Extence (экс-участник дуэта elele, ныне – питерский электронщик ellija — прим. ред.), с которым мы делали второй альбом (речь идёт об альбоме «Вирус» — прим. авт.). И мы решили переехать в Томск.

При этом мы не собирались оставаться там на всю жизнь, это был, скорее, перевалочный пункт, чтобы на время сменить обстановку.

Какие площадки для выступлений в Томске и Новосибирске запомнились тебе больше всего?

В Новосибирске в основном были бары, например The Rooks и парочка других.
А что касается Томска, думаю, ты сам знаешь: в основном это Hall Bar, также мы выступали в пространстве Ещё, помню, у нас был первый концерт во дворе «Тысячи мелочей», там есть подвал, «Кочегарня» называется. Но мы переехали за пару месяцев перед тем, как началась эпидемия коронавируса. Концерты стали редкостью, а многие бары закрылись.

А в Питере как с этим?

В Питере у нас пока был только один концерт, но так получается, что большинство интересных нам концертов проходят в «Ионотеке». Видимо, потому что у клуба условия достаточно приятные для музыкантов. И в целом владелец открыт практически для любых предложений. Это очень хорошая возможность выступить.

А если говорить про Яндекс†Смерть, считаете ли вы себя уже частью питерской сцены или всё ещё остались частью сибирской?

Сложный вопрос. Я не знаю, можно ли вообще говорить, что мы считаем себя частью какой-то сцены. Смотри, с одной стороны мы, принадлежим к сибирскому андеграунду и выступали с Узницей Совести, Сашей Огородниковым, Копкой Земли. Но с другой, мы заигрываем с более современным звучанием.

Мы делали второй альбом с Эллией и так получилось, что и территориально, и идеологически мы относимся к сибирскому андеграунду, но с другой стороны хочется делать что-то более современное, более смелое и экспериментальное.

Но разве сибирская сцена по-своему не экспериментальна?

Я скорее говорю о том, что есть общий вайб сибирской музыки. Она почвенническая и очень некоммерческая, настоящий андеграунд. Например, бывший лейбл Саши Огородникова называется «Яма с землей», или Саша Цайзер и Ваня Чеботарев и их Копка Земли — то есть всё про уход вглубь, в землю. Даже Яндекс†Смерть про нефть и смерть. А после смерти, как известно, тоже попадают в почву. Отличаются разве что Звёзды.

Ты думаешь, вся эта тема с сибирской грустью напрямую связана с нашим регионом?

Вот ты сказал про сибирскую грусть, и я вспомнил сразу Макулатуру. Наверное, есть причины территориального плана. Не зря же именно в Сибири появляются множество грустных, печальных, надрывных групп. Может быть, дают знать о себе большие расстояния и холод.

yndxsmrt

И всё же, почему Яндекс†Смерть?

Сложно дать однозначный ответ. Это название максимально провокационное и запоминающееся. Изначально у нас было множество вариантов названий. Но как только придумали это, поняли, что оно самое подходящее.

Естественно, есть и другие причины. Мне показалось, оно наиболее полно описывает творчество группы. В первом альбоме множество противопоставлений, например, «я люблю тебя, ты меня бесишь», «в руке нож, на шее крестик» и т.д. Когда я писал всё это, то испытал чувство абсурдности бытия. Нельзя сказать однозначно, что хорошо, а это плохо.

Чаще всего вещи, которые в одной ситуации причиняют страдания, могут приносить удовольствие и радость в другой. Само название Яндекс†Смерть — это противоречие. Большая цифровая корпорация, которая пытается улучшить жизнь, но всё равно приводит к смерти.

А как бы ты представил такой агрегатор, как Яндекс†Смерть?

Никогда об этом не думал. Это могут быть ритуальные услуги, или услуги по эвтаназии. Я бы выбрал эвтаназию. Или приложение, в котором ты устанавливаешь таймер своей смерти и, если в твоей жизни не происходит ничего хорошего, и ты вовремя не нажимаешь нужную кнопку, то просто умираешь. Тут можно фантазировать очень долго

А такой сервис вписывается в мир, о котором вы поёте? И насколько это вероятное будущее?

Все текст написаны по нашему миру. Стоит сказать о философии Яндекс†Смерти. Я всегда интересовался научной фантастикой. И однажды у меня случилось что-то вроде откровения. Я представил мир будущего, в котором попросту сотрутся грани между отдельными людьми и всё сольётся в один гигантский мыслящий организм, в океан Солярис. Отчасти подобное уже существует, и всегда существовало. На протяжении всей истории человечества люди к этому шли, с развитием способов передачи информации. Биологические системы так устроены, что они развиваются всего по двум законам: первое — наращивание биомассы и расширение своего ареала обитания, а второе — усложнение структуры. И для меня это был одухотворяющий опыт.

Но потом со мной случилось обратное. Я погрузился в депрессию, и начал воспринимать это в негативном ключе. Осознал, что, с одной стороны, круто, что мы движемся к некому единству и слиянию. Но что дальше? Даже если мы сольёмся в единый организм, насколько бы высокоразвитыми он не был, всё равно мы практически ничем не отличаемся от плесени, которой попался питательный субстрат в космосе. Это и есть наша планета, и мы объедаем её, развиваясь, усложняя связи, но что будет дальше? Наше развитие — это полная случайность. Возникновение жизни, разума — оно ничем не отличается от возникновения колонии бактерий в чашке петри. Все это словно гигантский эксперимент, у которого, возможно, нет никакого смысла.

В нашем сознании существует антропоцентричный взгляд на мир. Человек думает, что он венец творения. Но, мне кажется, что разум — это инструмент, который развила в себе вселенная ради самопознания. Говорить, что у человека есть сознание, а у животных нет — неправильно, потому что для высокоразвитой цивилизации, которая теоретически может существовать, наш уровень сознания не выше, чем для нас сознание условной кошки. А условная кошка осознает себя человеком в сравнении с условным червём.

Как лично ты определяешь жанр группы Яндекс†Смерть?

С жанрами всё очень сложно, сейчас всё переплелось. Вообще мы определяли его как sci-punk, по аналогии с sci-fi. Но панк всё-таки скорее про живые инструменты, и там есть какой-никакой вокал. А у нас всего этого нет, ну, естественно, из электро-панка вытекает электроклэш, а вот с ним уже сложнее, ибо он изначально возник, как стёб над панком.

То есть, если панки говорили «мы не умеем ни на чём играть, просто украли гитары, сейчас выйдем и что-нибудь поорём», то электроклэш ещё дальше пошёл: «Нам вообще инструменты не нужны и петь мы даже не будем пытаться, просто почитаем». Так что если говорить с музыкальной стороны, то мы скорее ближе к электроклэшу, а если концептуально, то это всё же sci-punk.

А почему всё же ваши музыкальные пути с Лизой разошлись?

В последнем альбоме планировалось участие Лизы, но в какой-то момент мы столкнулись с тем, что проект и тексты придумывал я, а Лиза присоединилась в процессе. Она, конечно, очень органично вписалась. Но так получилось, что я взял на себя слишком много обязанностей и, возможно, занял тоталитарную роль. А ей хотелось вносить и своё творчество. Мы часто не соглашались друг с другом.

Скажу так: мы просто решили взять перерыв, чтобы всё реорганизовать и распределить роли, переосмыслить обязанности и всё творчество. Поэтому и сделали последний альбом сольным. Высока вероятность, что следующим будет её сольник.

signal (20 of 40)

Пока у нас творческий перерыв. С музыкой всегда так выходит. Занимаешься ей и в какой-то момент думаешь, что всё, надо бросать, это последний материал, который нужно выпустить, чтобы он не пропадал. Но когда выпускаешь его, проходит немного времени и  понимаешь, что у тебя снова накапливается новый материал. И ты думаешь: «Блин, с ним тоже что-то надо делать. Сделаю-ка я новый альбом». Мы сделали паузу и я не знаю, что будет дальше, но вижу, что уже что-то накопилось.

С другой стороны, если бросать и уходить, то куда? В последнем альбоме у тебя очень много треков про тяжёлую жизнь дизайнера, разве всё так плохо?

Нет, не сказал бы, что плохо. Сложно живётся большинству в любой сфере, чем бы ты не занимался. Тебе всегда нужно искать заказчиков, работу, задачи, которые тебе не нравятся. Что в айти, что в дизайне, что в любой другой профессии. Если ты делаешь коммерческий проект, то часто просто выполняешь задачу, поставленную заказчиком. Своё мнение приходится засунуть куда подальше и просто делать то, за что платят.

Сейчас развивается сфера NFT, как ты думаешь, насколько это хорошая возможность для собственной реализации?

Думаю, тут всё зависит от дизайнера и от опыта. Я долгое время работал в рекламном агентстве и создавал макеты полиграфии для общепита, ресторанов и т.д. Меня это не привлекало в творческом плане, но есть люди, которым не нужны творческие амбиции, им работа интересна до тех пор, пока не закончится рабочий день, а дальше они занимаются своими делами. И это не плохо, просто есть те, у кого есть своё видение и желание его реализовать. В любом случае, приходится пройти через стадии, на которых тебе не нравится делать коммерческие заказы, но нужно получить опыт, после чего двинуться дальше, и сказать «нет» этим людям, с которыми ты работал, сказать: «Я хочу делать так, как я это вижу. И если вам это не нравится, то есть миллион дизайнеров, которые за 500 рублей вам сделают то, что вы попросите».

А по поводу крипторынка и NFT, я скажу, что всё это очень быстро начало скатываться в какое-то говно и все площадки заполонили множество спекулянтов, которые не стараются и даже не понимают, что нужно вкладывать хоть какую-то мысль в свои работы. Большая часть всех NFT обесценится через некоторое время, я думаю, сейчас это уже происходит, и останутся те самые 1-5% художников, которые заряжены и создают своё. Когда речь заходит о творчестве, то я люблю упомянуть цитату Корнея Чуковского. Он сказал: «Творите бескорыстно, за это больше платят». И я с ним полностью согласен. Деньги это крутой бонус, но прежде всего стоит помнить, что ты занимаешься творчеством.

Хорошо. Давай теперь перейдем к твоей цитате: «Не хочу быть дизайнером, хочу быть динозавром», а каким?

Не хочется конкретизировать. Динозавров сотни и на кого не посмотри, каждый крут. Условно, сегодня я диплодок из Парка Юрского периода, который лежит и пускает слюни, а завтра я захочу быть велоцераптором, у которого есть большой коготь и он им разделывает свою жертву.

Последний вопрос: всё же, новый уровень или смерть?

Пускай этот вопрос пока остается открытым. Но думаю, что-то будет, уверен, мы позже вернёмся к этому вопросу. 


Фото: Дарья ЖУРАВЛЁВА и Егор ВОЛЬФ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*