БУМАЖНЫЕ ТИГРЫ «Женщина в песках» (Издательство Сияние, 2022)

Written by . Filed under CD, Архив, Проверено, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

Бумажные Тигры - Женщина в песках (single)Слова: Александр ВОЩИНКИН.


Спустя три года напряжённого молчания, Бумажные Тигры вернулись с новым мелодичным релизом. Как пошутил один из слушателей в комментариях под релизом: «Первые перемены после отставки Сергея Анатольевича».

Этот релиза ждали многие. Хотя надежды угасали с каждым годом молчания группы. Что ж, тем больше радует нежданность случившегося.

На новом двухпесенном сингле мы слышим всё тот же прекрасный арт-синема-пост- панк. Пережив переезд в Питер и возвращение в Сибирь, группа зазвучала чуть по-новому, словно повзрослев. Тем не менее, это всё те же знакомые и близкие нам Бумажные Тигры.

Релиз включает непохожие друг на друга треки: бурный и свободолюбивый «Унабомбер» и успокаивающую и смиренную «Женщину в песках». Куда-то бегущие ритмы сменяются расслабляющей мелодией. Абсолютно противоположные темы создают лёгкий диссонанс у слушателя, предлагая некий концепт современности, построенной на многочисленных противоречиях. Кинематографичные темы для произведений хорошо вписываются в концепт самобытного жанра группы: от нашумевших американских событий конца прошлого столетия до японской классики второй его половины.

Тигры давно стали неотъемлемой (и культовой) частью томской сцены со своим очень личным и узнаваемым «около-пост-панком», пусть даже не слишком часто балуя нас новыми релизами.

По случаю выхода «Женщины в песках», наш обозреватель пообщался с Марком ВОЙЦЕХОВСКИМ о методе Бумажных Тигров, современной музыке, проектах Карательная Астрономия, Борис Грин и о многом другом. В разговоре так или иначе затрагивается политики – но в нынешних реалиях обойти её молчанием практически невозможно.


IMG_1221

Как тебе Питер?

— В общем, хорошо, только дорого. Надо много денег, чтобы там жить. Когда тебе двадцать лет, и ты можешь спать в коммуналке стоя, то в Питере прикольно, но когда тебе уже тридцатка, то надо очень много бабла, чтобы нормально жить. Как-то так.

Ну а вернулся я из-за событий 24-го февраля, что тут ещё сказать.

Я думаю, меня, как и многих, интересует: каким составом записывался релиз? И как это было?

— Да состав был такой же, как и последние шесть лет – Ярослав и я – в этом смысле ничего не поменялось.

Как мы записывали релиз? В принципе, как и все предыдущие. Я сделал  минуса, потом просто пришел Ярослав, и мы с ним за один день записали вокал. Я начал его писать ещё Питере, но потом началась вся эта поебония и заканчивали мы уже в Томске вдвоём.

Так все же идею начали вынашивать, когда ты ещё в Питере был?

— Да, идею мы начали вынашивать тогда, потому что, страшно сказать, группе в этом году десять лет. Осенью 2012-го мы начали впервые с Ярославом репетировать в рамках группы, которая играет «пост-панк боевики про ужасы». И мы решили как-то отпраздновать наше десятилетие, поэтому начали думать, что сделать. Изначально я хотел переписать какие-нибудь старые песни, но обсудив, решили, что лучше будет выпустить пару новых треков. И мы взяли из своих закромов то, что нам казалось наиболее крутым.

Так это можно считать возвращением или это просто релиз в честь десятилетия?

— Знаешь, до 24 февраля я мог сказать одно, но сейчас я бы скорее сказал, что это акция в рамках десятилетия, такие пироги…

Есть ли шанс услышать что-нибудь ещё, можно ли считать эти три года еще одними «качелями» группы?

— Есть такая книжка «Миф о вечном возвращении», так вот я считаю, что это история группы Бумажные Тигры: постоянно возвращаться в то блаженное время, когда группа что-то делает и выпускает. До тех пор, пока мы с Ярославом живы, всегда есть ненулевой шанс, что мы с ним что-то запишем!

IMG_5318

Почему в сингле выбор пал именно на эти два фильма? (автор имеет в виду фильмы «Ted K» 2021 года о леваке-террористе Унабомбере и «Женщина в песках» 1964 года по одноимённому роману Кобо Абэ – прим. ред.) Был ли во всём этом некий концепт? Потому что лично для меня это два полярных трека, один из которых повествует о бунтарстве и самовыражении, а другой о смирении и принятии судьбы.

— За тексты не могу говорить, за них отвечает Ярослав. Когда мы обсуждали, какие треки мы будем релизить, то вслух это не проговаривалось. Возможно, у него был какой-то план на этот счёт, но я тогда его не прочухал. Вероятно в силу того, что я не до конца в контексте, всё же саму книгу «Женщина в песках» я так и не успел прочитать. Но если концепт есть, то это очень круто, потому что мне кажется, что эти темы резонируют с нашим временем: с одной стороны ты хотел бы громко самовыражаться, чтобы тебя заметили, как Унабомбера, но всё, что тебе остается – сесть в позу лотоса и ждать пока божье провидение всё сделает.

Мне даже в один момент показалось, это была некая акция.

— Я не думаю, что это была прямо акция, потому что Бумажные Тигры довольно аполитичны и стараются не следовать актуальной информационной повестке. Замысел был, наверное, в том, что

нам просто хотелось что-нибудь сделать, что-то выпустить, как минимум, чтобы почувствовать, что мы не умерли и ещё можем общаться друг с другом и писать музыку, несмотря на то, что происходит вокруг. Напомнить себе самим, что мы ещё тут.

Ну в этом смысле – да, это акция.

В 2019 году в интервью вк-сообществу «Комета» ты сказал: «Я думаю, что наше старое звучание между Smiths и Кино себя полностью исчерпало и нам нужно искать что-то новое». Можно ли новый релиз назвать тем самым новым звучанием, поиски которого начались тогда?

— Наверное, это близко к тому, как мы хотели бы звучать. Но явно есть ещё пространство, в котором можно экспериментировать и улучшать звук дальше. На сегодняшний день группа Бумажные Тигры звучит так: с одной стороны, мы хотели сделать трек «Унабомбер», который бы звучал между Билли Айдолом и группой Makthaverskan. Что-то с заходом в 80-е – слегка перитяжелённый поп-рок.

С другой стороны, в песне «Женщина в песках» мы попытались сделать спокойную ретро-песню, а то у нас всё какое-то нервное, агрессивное и мы решили просто сделать пауэр-поп из 70-х, в духе Big Star, Badfinger, Dire Straits.

Что ты имеешь ввиду под агрессивным? До Зачарованных вам ещё далеко.

— Я имею в виду, что у нас, как и во всём пост-панке, какое-то нервное звучание, вызывающее чувство беспокойства. Барабаны такие, словно ты куда-то бежишь или тебе нужно куда-то идти. Знаешь, как было у Цоя: «но странный стук зовёт в дорогу». А мы решили сделать «Женщину в песках» таким треком, который никуда не зовёт. Словно ты сидишь в кресле тёплым осенним вечером в кардигане и мягких тёплых тапках, пьёшь чаёк, смотришь на свой камин и у тебя на патефоне крутится пластинка с этой самой песней. Вайб какой-то такой.

Карательная Астрономия – небольшой эксперимент или будущий проект, развитие которого мы ещё увидим?

— Опять же, до 24 февраля я бы ответил тебе иначе, но сейчас у меня банально не хватает времени и сил на него. Но, в целом, я считаю, что на данный момент это то, что максимально соответствует образу той музыки, которую я бы хотел делать.

Как я писал в описании к этому проекту, «человечество пресыщено информацией, красота переоценена». Музыка должна от всего этого уходить и должна иметь чистую утилитарную функцию: она должна служить либо фоном для какой-то деятельности, либо создавать определённое настроение. Так вышло, что с одной стороны, мне бы хотелось иметь музыку, которая подходит для работы и не отвлекает тебя, но, вместе с тем, бодрит. А с другой стороны – сделать музыку, которая будет сопутствовать некому «ровному» настроению, когда тебе ни хорошо, ни плохо, ни грустно, ни весело, ты просто спокоен. И при этом я не хотел скатиться в нью-эйдж, где у тебя шум листочков, горение костра и всякое подобное. Хотя для некоторых оказий звучание ручейка – нормальная тема.

 


С другой стороны, мне кажется, что даже какое-нибудь техно – очень кричащее: в нём очень много элементов, которые не несут никакой ценности. Взять музыку, оставить от неё бочку, бас и этого будет достаточно.

Если можно громко выразиться – то это деконструкция музыки к примитивному. К некой первооснове. Мне ещё хотелось представить, как она могла бы звучать в верхнем палеолите, когда люди не знали, что можно играть какую-то сложную музыку, но им очень хотелось. Ну, то есть свести музыку к некой максимально абстрактной идее. Это и есть Карательная Астрономия.

Я отдаю себе отчет, что было огромное количество людей, которые говорили и делали то же самое. Не знаю, вышло ли это у них, но мне хочется это сделать самому, ибо это такой универсальный опыт для человека и музыканта, который интересен, когда ты его самостоятельно проживаешь, а не прослушиваешь. Плюсом, в этом жанре я не нашёл ничего, что бы мне понравилось и было бы близко тому, что б мне бы хотелось слушать самому.

Я, честно говоря, даже не знаю, что выделить. Не самые очевидные примеры, но была такая групп ESG, где-то между семидесятых и восьмидесятых: Нью-Йорк,  три чернокожих женщины, барабанщица, басистка и вокалистка, которые играют что-то между фанком, ритм’н’блюзом и ноу-вейв. Когда у тебя минимум  инструментов и музыка получается максимально минималистичная, отбрасывая лишние звуки.

Ну, или ещё, например, Dälek. Там человек дошёл до нужного уровня абстракции, делая всё по сути на основе хип-хопа.

Группа КЛАДБИЩЕ, Борис Грин – что ждёт эти проекты?

— В целом, ответ тот же, спроси ты меня раньше, то я бы тебе сказал, что мы всем этим планируем заняться. Хотя, если честно, просто некогда ими заняться, но идеи определённо есть. Но последние события сильно ударили по мне и моим планам.

Время идёт, люди стареют и музыка становится не настолько интересна, как раньше. Когда тебе 20, ты живешь этим и готов чем-то пожертвовать ради неё, но когда тебе ближе к тридцати, то, зачастую, приходится жертвовать музыкой ради чего-то другого. Мой совет молодым ребятам – «Carpe Diem et Memento Mori». Надо всё делать сегодня и не откладывать на когда-нибудь.

Есть ли в планах ещё какие-то релизы в ближайшее время?

— Не знаю, не готов сказать, что в ближайшее время следует что-то ждать от нас, но всё возможно!

Предстоят ли концерты в новом составе?

— С ними ещё сложнее. То, как мы звучали 5-6 лет назад, стало неинтересным для современных Бумажных Тигров, которые попросту переросли его. Эту музыку придумывали ребята, которым 20-22 года и сейчас уже сложно её воспроизвести. И пока я не знаю, что сделать с группой, что бы мы всё бросили, собрали состав и погнали репетировать и в тур, но всегда есть ненулевой шанс, что мы сделаем это снова!

IMG_5321

слушать сингл: https://onerpm.link/437479626546

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*