Передвижной шапито Эмира Кустурицы, или The No Smoking Orchestra в БКЗ

Written by . Filed under Архив, Галерея, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.
img_1458_resize6 ноября в томском БКЗ случилось нечто необычное – с концертом выступил знаменитый Эмир Кустурица и его музыкальный коллектив The No Smoking Orchestra.
«Новый Рок» побывал на этом шоу и вынес оттуда массу впечатлений, как своих, так и опрошенных свидетелей произошедшего.

Слова: Александр АРЛЯПОВ.

Фото: Алёна КАРДАШ.

img_1681_resize

Передвижной шапито Эмира Кустурицы


Изначально программа пребывания знаменитого сербского режиссёра в Томске была более чем насыщенной – предполагались кинопоказы с его участием, творческий вечер в формате «вопрос-ответ» и, собственно, концерт «Некурящего оркестра». Однако затем концепция изменилась – кинопоказы прошли без Кустурицы, а концерт и встречу с поклонниками решили совместить, устроив между ними небольшой антракт (во время которого автор этих строк опрокинул рюмку коньяку в буфете БКЗ с близкими друзьями).

Что же до собственно концерта, то действо получилось поистине захватывающим и где-то даже завораживающим – мы, по сути, присутствовали при своеобразном лишении этой насквозь официозной сцены девственности! То есть я хочу сказать, что концерты шикарных исполнителей международного уровня случались и ранее – достаточно вспомнить Сезарию Эвору, Нино Катамадзе, Дживана Гаспаряна или разнообразных джазовых див – но вот такого буйного смешения жанров и стирания границ между сценой и зрителями я до сих пор не припомню.

img_2550_resize

img_1695_resize

img_2092_resize

На истории самого коллектива, в котором именитый кинодеятель играл когда-то на басу, а ныне подвизается на ритм-гитаре и перкуссии, отдельно останавливаться не стану – всех желающих могу отослать к замечательному документальному фильму самого Кустурицы «Истории на супер 8», в котором он подробно живописал жизнь и судьбу No Smoking Orchestra.

Собственно, вообще о музыкальной стороне вопроса говорить особо много и долго нет смысла – с этим всё ясно, залихватский балканско-цыганский рок во всей своей красе, бесконечная плясовая на сербохорватско-немецко-английском. Весь набор хитов: «Unza Unza Time», «Bubamara», «Upside Down», «Pitbull Terrier», песни из знаменитых фильмов маэстро – «Андеграунд», «Время цыган», «Чёрная кошка, белый кот». Нечто подобное мы уже наблюдали ровно четыре года назад на концерте Горана Бреговича и его «Похоронно-свадебного бэнда». Разница тут не столько в музыке, сколько в том, как её преподносят. Под Бреговича все плясали на танцполе клуба, а музыканты зажигали на сцене. В БКЗ же никакого танцпола нет, там в проходах то сложно двум человекам разойтись. А значит, всему безумию суждено было переместиться на сцену.

img_1780_resize

img_1916_resize

img_1705_resize

Ибо это был натуральный цирк с конями (в качестве которых выступали радостные  зрители).


Эдакий парк музыкальных аттракционов, с прекрасно поставленными номерами: вот светящаяся в темноте и крутящаяся вокруг своей оси гитара, вот переодевающийся на ходу во время игры скрипач, вот он же вытворяет чудеса со смычком, а точнее – разными вариациями на тему смычка, вплоть до гигантского, трёхметрового. Но чуть ли не центральным номером был хоровод из разнообразных томских барышень, составленный Эмиром, и под его же руководством выполнявший разные танцевальные и физкультурные па на сцене.

img_2292_resize

Такого сцене БКЗ точно ещё не доводилось переживать


Особо стоит отметить и совершенно неподдельную радость зрителей — ликование было повальным, самые нетерпеливые бежали на сцену и пускались в пляс, остальные со своих мест рукоплескали, подпевали, кричали и в воздух чепчики бросали.

К слову сказать, такого количества знакомых лиц я тоже давно не видел на концертах — кого только не встретил: Андрей Филимонов, Юлия Мучник, Пётр Гавриленко, Елена Заславская, Андрей Остров, Анастасия Альхимович, Дмитрий Беляев… Впечатления некоторых зрителей читайте ниже.

img_2128_resize

Елена Заславская пустилась в пляс

img_2177_resize

Для фотографов действо стало настоящим подарком

img_1574_resize

Потом была творческая встреча, разговор через переводчика на смеси сербохорватского, русского и английского. О кино, литературе, музыке, загадочной русской душе (куда ж без неё?), почём зря горящей деревянной томской архитектуре, Иво Андриче и Достоевском, герое нашего времени и многом другом.

img_3027_resize

Дмитрий Беляев дарит Эмиру русское тотемное животное

img_2874_resize


А теперь – слово другим очевидцам.

Наталья НЕЛЮБОВА, певица, зритель:

«Это был цыганский цирк: не хватало только летающих слонов и женщины, которая задницей выдёргивает гвозди из сцены. Кустурица – не музыкант: при потрясающей музыкальности и таланте, он всё же остается великим режиссёром. Самое яркое впечатление от концерта: когда на сцене стало много людей – там стало тепло, светло и прекрасно. Музыканты потерялись среди зрителей. БКЗ был облагорожен живой человеческой энергией. Музыка была провоцирующая, надо было двигаться, дергаться, качаться и скакать, иначе как дурак. Прекрасна была фраза (о БКЗ): «Здесь не место для серьёзной музыки! Здесь надо играть грёбаный «Унца-унца»! А потом я загрустила – когда же люди будут музыку вот так вот слушать?! Или без режиссуры такого уровня никак?»

img_1711_resize

Галина ЛАТЫГОВСКАЯ, диджей, зритель:

«Если у качества есть какие-то стандарты, то, безусловно, концерт No Smoking Orchestra в сопровождении Эмира – в них идеально вписывается. Впечатлений было огромное количество, мы с подругой Дашей не переставали офигевшими глазами смотреть друг на друга и постоянно повторять: «Ты посмотри!!! Ты посмотри!!». Когда к третьей песне на сцене со всей этой цыганщиной творился полнейший бедлам, с выбежавшими зрителями, которых музыканты пригласили на танец, по лицам бабушек, работниц филармонии, стало ясно – такого БКЗ ещё не видел. Ну что ж, всё когда-то бывает впервые… Надеюсь, не в последний раз. Спасибо нашему спонсору – Дербентскому коньячку из буфета БКЗ!»

img_1435_resize

Павел БОГДАНОВ, дизайнер, зритель:

«Думается, музыканты вспомнили какой-нибудь БКЗ в Сараево 80-х, с такими же партийно-подкованными бабушками-дружинниками. На концерте было отлично всё! И залихватские балканские мотивы, и песенки на немецком, и хореография музыкантов, и хореография некоторых фанатов группы (!!!) и даже некоторая совковость БКЗ была вполне в тему! В чём-то нелепый и милый концерт был как эпизод фильма Кустурицы. Только режиссёром здесь уже был не он, а сама реальность».

img_2577_resize

Александра ЧЕРНОЗУБЕНКО, дизайнер, зритель:

«Кустурица с оркестром приехал в БКЗ и разорвал его на клочки. Разорвал совершенно в духе своих фильмов — с безумными плясками, сумасбродными выходками и бешеным драйвом. Такой энергии и силы от концерта Кустурицы и No Smoking Orchestra не ожидал, по-моему, никто — мы пришли на концерт, а попали на шоу, в которое оказались вовлечены все: и музыканты, и зрители, и даже работающие в филармонии бабушки, безуспешно пытающиеся хоть как-то сохранить порядок в зале. Первый раз в жизни я отбила себе ладони, бешено хлопая происходящему. Первый раз в жизни концерт зарядил меня ТАКИМ количеством энергии. Эмир Кустурица всегда казался чем-то далёким – культовый режиссёр, великий человек, живущий где-то совсем в другом мире, ирреальном, не пересекающимся с моим. А оказался таким близким и простым — отплясывающим со зрителями, смеющимся, настоящим. Как, собственно, и его фильмы. Жаль, концерт прошёл на такой, мягко говоря, не танцевальной площадке. Но Кустурица справился — танцевали все».

img_1339_resize

Юрий ЛАТЫПОВ, звукооператор, работал на концерте:

«Когда наша команда ехала монтировать сцену на концерт Эмира Кустурицы и ансамбля, мы, как и положено, волновались. Звезды такой величины доезжают до нас не часто, и сложно предугадать, как все пройдёт. К 13:00 на сцену шумно и весело поднялась толпа задорных мужиков, что-то живо обсуждавших на незнакомом языке. Мы познакомились и приступили к работе. Пока музыканты подключали и настраивали инструменты, Эмир всё время что-то снимал на телефон. Звукорежиссёр ансамбля пошёл к пульту, Витя Махов встал за мониторный пульт, а мы с Русланом Шакировым остались на сцене помогать музыкантам. Начался саундчек. Для тех, кто незнаком с процессом, поясню – обычно это происходит так: первыми отстраивают барабаны, затем бас, гитары и т.д., голос — в самом конце. Но не в этот раз! Шутя и смеясь, музыканты начали играть одновременно и так же одновременно стали просить добавить их в мониторы. Интересным было то, что они говорят в основном по-сербски и о-о-очень немного по-английски. Витя не говорит не на одном из этих языков, поэтому роль коммуникаторов выпала нам с Русланом. Дальше происходил настоящий балаган. Практически не поднимая глаз от консоли пульта, Витя делает то, что просят музыканты, а мы стараемся перевести это с сербского, которого… не знаем! При этом все говорят одновременно, что делает процесс сверхскоростным и сумбурным! Через 30 минут такого веселья все музыканты довольные и счастливые уходят в гостиницу, оставив нас в полном недоумении. Такого быстрого саундчека никто из нас не видел никогда».



20121106


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*