KUTMAN «Кутман» (Kutman, 2021)

Written by . Filed under CD, Архив, Видео, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

Kutman - КутманСлова: Александр АРЛЯПОВ.


Первый полноценный релиз нового проекта экс-вокалистки группы The Jack Wood (и для томской сцены вообще не последней фигуры) Саши Клоковой под названием KUTMAN.

Впрочем, и Саша уже не то чтобы Клокова – проект-то назван по новому имени создательницы, а она с некоторых пор называет себя Сашей Кутман.

В тонкости генеалогической этимологии мы лезть не будем, но томичам этот вариант уже знаком – ещё в 2019-м Саша выступала под этим именем на нескольких томских площадках.

KRCHW-8613

Фото: Мария Каричева

Как известно, точку (а может, многоточие, кто знает?..) в истории The Jack Wood поставил альбом 2018 года «Confessions». Собственно, после него из всей группы в музыке осталась только Саша. Барабанщик Николай ещё до этого альбома с головой погрузился в кино- и видеосъёмки, а гитарист и саундпродюсер Денис переключил свои интересы на сферы фэшн-бизнеса. Саша же продолжала петь, выступать, пробовать себя в разных проектах. За эти пару лет она успела мелькнуть на вокале у Скриптонита, фанк-коллектива Junkyard Storytellaz и афробит-группы KENAKO.

И вот, наконец, запустила полностью собственный новый проект. К которому, кстати, приложили руку приглашённые умельцы: скажем, басист и звукорежиссёр KENAKO Сергей Жульков продюсировал и сводил сингл «Зло», не вошедший в означенный EP.

Первой ласточкой с будущего мини-альбома стал клип «Смотри молча», в котором появилась масса знакомых лиц, от критиков Артемия Троицкого и Александра Кушнира, режиссёра Ромы Либерова, художника Германа Виноградова, а также музыкантов групп Animal Джaz, Junkyard Storytellaz, Pressor и др., до «поуехавших» томичей Саши Колпакова, Романа CVPELLV, Владимира Миронова, Алексея Зорина и т.д.

Сама же песня, помимо мощного и запоминающегося видеоряда, удивила публику двумя моментами: новым саундом и русскоязычной лирикой. Причём именно второе выглядит и впрямь нестандартно, ибо почти всю свою карьеру, начиная с томских проектов Te Disband и Maromi Bekoromi, Саша старательно избегала пения на русском (исключениями будем считать каверы на чужие треки, от земляка Миши Сикорского до группы Колибри). Под это даже подводились разные обоснования в интервью журналистам: «У меня была принципиальная позиция против совмещения русского языка и американской гаражной музыки. Это носки в супе. Этого нельзя делать». Впрочем, в том же интервью Саша упоминает о песнях на русском, которые некогда записывала с Денисом Камио – речь идёт, надо полагать, об электронно-хип-хоповом проекте Factически Неадекват№

И тут уже хочется сказать о новом саунде от KUTMAN. Движение Саши в сторону электронной музыки меня не удивило – отчасти это было ожидаемо (после The Jack Wood на просторах ортодоксального гитарного рока и блюза сложно было придумать что-то новое), а отчасти предсказуемо, учитывая бэкграунд (Саша и начинала некогда в упомянутом Factически Неадекват№, и позже записывалась с другими томскими электронщиками и битмейкерами, том числе с Ромой CVPELLV и с Алексеем Лермонтовым aka Panda in Shell, наконец, последний релиз собственно The Jack Wood, упомянутый выше альбом «Confessions», тоже стал шагом в сторону электронного звука). Отметить хочется ещё и тот факт (из серии «мастерство не пропьёшь»), что мелодизм по-прежнему на высоте: Сашины мелодии отлично запоминались в диком и яростном гитарном звуке The Jack Wood, они же прекрасно себя чувствуют и в электронно-синтетическом саунде KUTMAN, становясь стержнем каждой из четырёх композиций.

В новых звуковых тканях и на русском языке и вокал Саши открылся словно иначе  а журналистское навязчивое желание искать какие-то аналоги и делать сравнения обрело новую почву.

Если в годы англоязычного блюз-рока Сашу сравнивали с Элисон Моссхарт и Карен О, то сейчас приходят на ум иные ассоциации: скажем, на первом же куплете вступительного трека «Двое» внезапно вспомнилась Маша Макарова с наиболее атмосферными номерами Маши и Медведей вроде песни «Земля». При этом, с поправкой на звучание, будто бы условная «Маша Макарова» поёт с группой Sneaker Pimps, например. Зато во втором треке, «Синтетик», Сашин вокал на фоне вполне резноровских индустриально-драм-н-бейсовых ландшафтов дрейфует неожиданным образом куда-то в народно-фолковое интонирование, но не в распевы а-ля Иван Купала, а скорее ближе к фолктронике в духе Zventa Sventana и Hodila Izba. На третьей композиции, «Люди зря», самой, пожалуй, трип-хоповой из всех (отчего наиболее напоминающей упомянутый джеквудовский «Confessions»), Сашин голос поначалу трогательно прозрачен (и потому напоминает разом и Татьяну Ерохину из культового Стука Бамбука в XI часов, и, скажем, Лиз Фрейзер), потом становится звонче одновременно с набирающим упругость ритмом – и вместе с ним же внезапно обрывается.

Завершающий мини-альбом трек «Смотри молча» обманчиво стартует с распева «Широка страна моя…», а дальше Саша хлещет наотмашь: этот ломовой хардкор-боевик с пассажами типа «по колено уж дерьмо, только нам всё мало» или «нам свободы не видать, мы целуем мощи» производит впечатление не хуже каких-нибудь IC3PEAK.

Определённо, это один из самых интересных релизов года, отличная заявка на крутой проект, от которого хочется ждать новых интересных треков, клипов и альбомов (да что уж, и концертов тоже).


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*