ЕСТЬ ЕСТЬ ЕСТЬ «Сатана в отпуске» (Есть Есть Есть, 2012)

Written by . Filed under CD, Архив, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

est-est-est-2012Слова: Александр АРЛЯПОВ. 


Русская речитативная музыка давно уже перестала быть уделом исключительно олдскульных фанатов брейка и граффити или любителей блестящих аренбишных погремушек в стиле «тачки, чиксы, баксы, йоу».

За последние лет пять в ней появились не только блистательные остросоциальные мотивы (как тот же Noize MC), но и масса совершенно абстрактно-психоделических по своей форме, и философских, эзотерических, экзистенциальных, сатирических и каких угодно прочих по своей сути вариаций. Как говорится, на все вкусы, любого формата: Ночные Грузчики и Макулатура, Георг Корг и Kunteynir, Ларик Сурапов (он же miiisha) и «Копы в огне», Brick Bazuka и Ленина Пакет, Птицу Емъ и вы соглашаетесь, Розовые Очки от Ferre и наш земляк Kamio.

feni4evОднако же проекты Михаила Феничева 2H Company и Есть Есть Есть – и в этом условном ряду выглядят совершенно отдельным явлением.

Единство формы и содержания, как сказали бы литературные критики старой закалки, тут постоянно правит бал: и заковыристая абстрактно-айдиэмная электроника 2H Company и своеобразная индитроника Есть Есть Есть, вкусно сочетаемая то с сочными гитарными риффами, то с драм-н-бейсовым ритмическим напором, то с эйсид-джазовымм кислотными полянами, как нельзя лучше подчёркивают  плотнейшие феничевские словесные нарративы, с лихо закрученными сюрреалистическими сюжетами и мастерским жонглированием литературными, философскими, эзотерическими, кинематографескими, музыкальными и прочими образами и понятиями.

Собственно, появился это коллектив в 2010-м, после распада 2H Company, когда Феничев объединил усилия с клавишником и битмейкером Алексеем Помигаловым, гитаристом и трубачом Максимом Поляковым и гитаристом (а по совместительству – футбольным комментатором) Фёдорым Погореловым.

est-est-est_banda

В 2011-м вышел их первый альбом «Дорогой мой человек», сразу положивший слушателя на лопатки совершенно психоделическими повествованиями про «утку-маляра» и фантастику как разрешённый способ ухода от реальности, а также экзистенциальными зарисовками про времена года. Правда, со стороны воспринимался тогда это проект примерно так: Михаил нашёл сессионных музыкантов, чтобы воплотить свои новые идеи по смене музыкальной концепции. Интересно, но непонятно, надолго ли это. Оказалось, надолго.

Новый альбом вообще воспринимается иначе – сомневаться в том, что это единый коллектив, больше не приходится. Собственно, тут даже и вокал не только феничевский: две композиции, «Плёнка» и «Уже», спеты бесстрастным голосом гитариста Максима Полякова (притом, именно что спеты, а не зачитаны), да и написаны им же. Что любопытно, они напоминают они скорее творчество Кирилла Иванова из СБПЧ, чем Феничева.

«Нас воспитал Дарт Вейдер, он подарил нам много планет. И поэтому мы обязательно найдём ответ: Что всё это значит? Кто мы такие и откуда вся прыть? Как решается задача? И почему нас не может отпустить?».


Впрочем, надо сказать, весь альбом тоже кажется близким по духу к СБПЧ-вским альбомам «Флешка» и «Лесной оракул», в большей даже степени, чем к феничевским творениям периода 2H Company. Тексты как будто стали доступнее, сюжетные ходы понятнее, мысли и идеи отчётливее, да и музыка – прямолинейнее (как группа обозначила свою стилистику на soundcloud краут-хоп). Сам Феничев в интервью журналу «Собака» рассуждает об этом:

«Наверное, мечта моей жизни — писать короткие ёмкие песни. Чтобы все огромные, трудноперевариваемые массивы образов упаковать. И чтобы тексты были более музыкальные. Пока, судя по этому альбому, у меня не получается». 

От себя замечу – прибедняется, конечно. Всё у него получается. Некоторые треки тут – просто образец идеального сочетания вполне ясного месседжа, правильной ироничной формы подачи и отличного музыкального обрамления. Такова, например, совершенная, с моей точки зрения, вещь «Журналистовцы». Прекрасная и точная зарисовка о нынешних мастерах пропаганды из телеящика.

«Эээ! Эрнстовцы, эрнстовцы! Со-со-со! Соловьёвцы-соловьёвцы? Ммм! Мамонтовцы-мамонтовцы! Разоблачат напасти!

То-то! Толстовцы-толстовцы! Ле-ле-ле! Леонтьевцы-леонтьевцы! Су! Сурковцы-сурковцы! Только счастье не разоблачайте!»

«Давно сделал эту песню, под впечатлением новомодного стиля поведения ведущих на ТВ. Сколько появилось игры в повествовании журналистов. Это не плохо, а просто было забавно, что при этом о явно важных вещах старательно не говорилось. Форма – современная, а суть — советская. Моду на данный формат ввёл Леонид Парфёнов, поэтому песня вначале называлась «Парфёновцы». Когда, наконец, поднялось оппозиционное движение, оказалось, что Леонид является одним из его рупоров, чем взыскал мою признательность и уважуху. Поэтому мне стало как-то стыдно за припев, и я его переделал». (из интервью Феничева).

Актуальная социальная тематика вообще стала одной из главных неожиданностей альбома. Как отметил обозреватель «Афиши» Александр Горбачёв, «это не Михаил Феничев сменил тему, это реальность изменилась так, что мы все теперь живем в песне Михаила Феничева». И вот вам патриарх со складным крестиком в «Майбахе». И вот вам митинги и ОМОН, размазывающий по асфальту печень «белоручек» и прочих «хлипких медуз, самым крепким из которых был а-ля Александр Друзь» в композиции «Капитошки». А рефрен этой песни – «Шлемы робокопов разобьются о мои кулаки – камни» – звучит, надо сказать, не менее яростно, чем, скажем, социальный панк от Ляписа Трубецкого.

«Я хожу на все эти марши-митинги, которые у нас проводятся. Понятно, что правительство наше отыскало приятную схему — дает выпустить пар в виде этих акций. И понятно, что у тех, кто там собирается, включая меня, силы особо нету. Один мой хороший друг говорит, что ходи-не ходи, а мы ничего не сделаем. Что-то изменится только тогда, когда у рабочих отнимут колбасу».

Но, понятное дело, зеркальными приметами времени альбом не ограничивается – это, конечно, лишь один из мазков в палитре Феничева и Ко. Автор-затейник самозабвенно разворачивает перед нами калейдоскоп ярких образов. Тут и третья мировая, в которой бойцы сражаются с огромным, колоссоподобным Гомером Симпсоном («Гомер»), по словам Феничева, позаимствованным из компьютерной игрушки. Тут и та же тема компьютерных игрушек, но сбоку – в треке «День Победы», где немецкие хакеры 9 мая мстят, обрушивая российские серверы. Тут и ещё один камешек в копилку литературоцентричных композиций и образов (вслед за Филиппом Диком, Кафкой, Сорокиным, Кастанедой, Кортасаром, фантастикой и т.д.) в самой длинной на альбоме, 14-минутной пьесе «Святки»: на сей раз мы имеем святочную страшилку об инфернальной вечеринке на улицах Питера, которую закатил для богемных мертвецов призрак Анны Ахматовой.

И, наконец, финальный одноимённый трек «Сатана в отпуске», оригинальный отчёт о каникулах дьявола, у которого и  работа – ад, с ненормированным рабочим днём, и отдых – тоже ад, и намерениями его, быть может, и добрыми, тоже известно куда дорога вымощена. Ну а ад, конечно, вокруг. И что уж остаётся делать, кроме как копытами и рогами мочить всех окружающих.

 «Не попишешь ничего, хотя в душе все против, как в Кремле, не сгореть чтоб на работе, Сатана в отпуске».


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*