СМЕХ ЗЕЛИБОБЫ «Мех Зелибобы» (Raw Pop, 2019)

Written by . Filed under CD, Архив, Видео, Проверено. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

Смех Зелибобы – Мех ЗелибобыСлова: Александр АРЛЯПОВ.


Группа с самым забавным названием в Томске начиналась в середине десятых, что называется, «по фану», как шутейный проект вокалиста Lavalampa Даниила Аршавского и его приятеля, музыкального журналиста Сергея Сиразутдинова.

В недрах своего объединения kaczka records они плодили тогда проекты пачками. Однако со временем основной коллектив Аршавского – то есть Lavalampa – медленно и постепенно приказал долго жить, и Смех Зелибобы вышел на первый план, тем более что в него влился и барабанщик «Лавалампы» Егор Вольф (участник ещё множества групп, скажем, Позоров, Власти и Зачарованных).

IMG_0149

И уже в этом составе дуэт окончательно стилистически оформился как продолжатель традиций американской альтернативы и гранжа 1990-х. Причём, если альбом Lavalampa у многих вызвал отсылки к Smashing Pumpkins, но всё же закамуфлированные психоделическо-шугейзовой смурью, то на новом альбоме Смеха Зелибобы любовь к Dinosaur Jr. и иже с ними предстаёт уже во всей своей бодрой, энергичной, залихватской и незамутнённой красе.

Восемь песен альбома полны такой эйфории и веселья, что не заразиться этим настроением просто невозможно. Исполнительское умение и мелодизм дают Даниилу с Егором возможность даже при условной лоу-файности записи производить впечатление недетского профессионализма в самом лучшем смысле этого слова – когда он, то есть профессионализм, позволяет правильно донести до слушателя все заложенные в запись идеи. Отдельно стоит упомянуть и хорошее сведение, за которое отвечал Артём Лобынцев из столичной группы Зарница (ранее, кстати, уже поработавший с томичами Авангард Технической Интеллигенции), – оно сыграло важную роль в конечном продукте, который мы получили.

Мы попросили Даниила Аршавского рассказать нам о том, как альбом был задуман и воплощён, и о других интересных вещах из жизни Смеха Зелибобы.

IMG_0148

Про запись

Сочинительством этих песен я занимался года с 2016-го, а запись мы произвели на студии «Лес» прошедшей осенью-зимой, в общей сложности, примерно за неделю. Есть там приятный и достаточно громкий 30-ваттный гитарный усилитель hayden mofo, звук в котором несколько напоминает маршалловский. При этом низов в нём побольше – а нам так и нужно было, потому что у нас только гитара и барабаны. Играл я на своём синем, неоднократно модифицированном Squier Jagmaster Vista и всей куче педалек к нему, ну и барабаны Егора. Записывали всё на профессиональные диктофоны Zoom, к которым можно ещё какое-то количество микрофонов подключать. Вокал писали на этот же рекордер. Может быть, в следующий раз будем делать это иначе, но в этот раз было именно так. Нельзя сказать, что качество звука сильно хуже, чем у не очень дорогой околопрофессиональной звуковой карты и ноута при записи. Всё это не совсем традиционно для рока, конечно. Никаких студийных ухищрений и техник а-ля Виктор Махов. Большого количества овердабов тоже нет, то есть много гитарных дорожек, но ничего такого супер-профессионального на этой записи нет. Мы уже так долго с Егором пишемся, в составе разных команд, что рука уже набита. При этом, в принципе, остались в рамках традиций Зелибобы – первые записи делались ещё с Серёжей Сиразутдиновым именно с помощью диктофона и mp3-плеера, хотя, конечно, тогда был обычный бытовой диктофон. Сводил альбом Артём Лобынцев из группы Зарница. Мы с ним познакомились, когда они были в туре по Сибири и мы вместе поехали в Кемерово и играли там в «Том самом баре». Мы им понравились, и они предложили нас свести. Мы, конечно, сказали «да», потому что не каждый день тебе москвичи с опытом это предлагают – а делать это самим было бы очень долго и трудоёмко.

Про ориентиры

Гранж – это музыка, которую я много слушал подростком. И, конечно, это есть в Смехе Зелибобы, потому что для меня этот проект, несмотря на все весёленькие песенки, позволяет как бы воссоединиться с самим собой времён отрочества и юности, принять какие-то вещи. Я не против диалогов о гранже, я понимаю в этом жанре. Но я не могу сказать, что Смех Зелибобы будет играть только в нём, просто мы сейчас записали вот такой альбом. Dinosaur Jr. – это очень приятное и лестное сравнение, но Джей Маскис – гитарист-виртуоз, а я просто умею чуть-чуть пентатонику играть. Конечно, мне очень нравятся их гармонии, и на альбоме есть куски, которые вдохновлены целиком. Последние лет десять в Америке появлялись группы типа Yuck, Broken Water или тот же Тай Сигалл, которые не стеснялись влияний – ты видел, о чём эти люди говорят, к чему они апеллируют. И я думаю, что мы поступили так и записали так, чтобы, опять-таки, было понятно, к чему мы с Егором апеллируем, и ничего в этом плохого нет. Но если будет второй альбом, а он, скорее всего, будет, то это, наверное, будет что-то другое. Там, возможно, будет и гранж, но его будет значительно меньше. Потому что мы хотели сделать это – и сделали, а теперь сделаем что-то совершенно другое. Это как с Лавалампой – и разными влияниями, от Pink Floyd до шугейза и всего остального: ты хочешь исследовать этот жанр, сделать попурри либо поискать что-то своё, и ты этим занимаешься.

Про концептуальность

Изначально у альбома была концепция. Он должен был называться «Странники палисадника», должен был иметь несколько бытийную составляющую, отголоски которой можно услышать на песнях типа «Боярышник» или «Зелёная». Но в итоге я от этого отказался, и решил, что сборник песен сделать интереснее. Сейчас каждый второй музыкант, неважно, рокер, рэпер или исполнитель польки, делает концептуальный альбом. Мне кажется, это в определённой степени как костыль. Ты как бы извиняешься за выпущенный материал: мол, простите, это полная х**ня, но зато, смотрите, у меня тут концепция, история, и вообще я большой художник, а это моё произведение. Я сознательно от этого отказался, и получились просто песни о разных вещах, в том числе о любви. И я не считаю, что это плохо. Ну а теперь мне нужно отойти от этого немножко, чтобы снова писать что-то другое. Вообще, темы приходят когда как. Иногда спонтанно: например, «Гренки» я придумал, пока ехал в маршрутке как-то утром с работы. Так что вся концепция только в том, чтобы была такая сырая атмосфера жизненная.

Это рок-музыка обычного человека, который просыпается у себя в постели, периодически чистой, периодически засранной, иногда один, иногда не один, в абсолютно любой квартире, и просто наблюдает, созерцает и рефлексирует.

Концепция только в том, чтобы всё это было максимально приземлено. Чтобы ощущалось дыхание могилы, с одной стороны… Суть в том, чтобы ты мог эти песни пощупать, попробовать их на вкус, и вкус этот должен напоминать вязкий гудрон, который дети жуют. Концепции какой-то, получается, не было – но была задача сделать настроение. Чтобы Смех Зелибобы был весёлый, не был смурной, чтобы не было ощущения тягучей зыбкости и депрессии. Потому что наша последняя запись с Лавалампой получилась достаточно грустной. Хотелось этот альбом сделать повеселее, мажорным и ярким. Может, потом опять что-то грустное запишу. Или опять весёлое.

Про Сергея

Серёжа на этой записи пробует себя в разных качествах. Например, в песне «Бульк» он записал в качестве скита телефонный разговор со своей работы, на «Арендаторе Стен» он играет на флейте, на «Морской Звезде» отвечает за колокольчики. Всего я уже и не упомню, потому что часть записанных им шумов мы приберегли для следующей записи: я думаю, куда, когда и как буду их запихивать.

Про дуэт

По пьяни у нас бывали такие движения – о, давай расширим состав. Но, когда вас двое – гораздо меньше риска друг друга не услышать, не понять. И как люди, и как музыканты, мы с Егором давно друга знаем, давно вместе играем, нам вместе комфортно. Мы постоянно пытаемся как-то друг друга удивить, когда джемуем. Многие фишки в песнях Смеха Зелибобы появляются именно в ходе таких вот взаимодействий. Пока нам комфортно. И есть, наоборот, страх разрушить некую положительную динамику, которая между нами есть, если подключать ещё людей на репетициях или выступлениях. Просто у этой группы такая концепция. У Егора есть другие группы, в которых иные концепции. Кто его знает, может, у меня будут какие-то проекты с другими концепциями. Но в рамках этой группы мы достаточны – играем рок, пьём пиво, ох**нно.

Про каверы

Что касается трибьюта Guided by Voices, мы туда вписались, потому что я большой фанат этой группы и Роберта Полларда. Я в себя смог запихать почти всю их дискографию, включая старые кассетные релизы. Чуть позже и Егор что-то из них послушал, ему тоже очень понравилось. Мы увидели, что лейбл Raw Pop, на который мы в итоге попали, делает трибьют, и сразу решили вписаться. Егору понравилось ещё и то, что он на гитаре там немножко играет в записанном нами треке. Мы, кстати, хотели записать кавер на песню The Breeders «Iris» – тоже для какого-то трибьют-сборника. Причём уже получили футболку за это, но всё ещё ничего не записали, хаха, потому что ленивые. То есть, я с удовольствием запишу его, в принципе, но не более того. И у меня нет желания стать «группой Rocking Radio для миллениалов» или записать целый альбом чужих песен.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*