R.I.P. — Умер Пётр Мамонов

Written by . Filed under Архив, Видео, Новости, Статьи. Bookmark the Permalink. Trackbacks are closed, but you can post a comment.

39-DSC_150415 июля в столичном госпитале в Коммунарке в возрасте 70 лет скончался музыкант, актёр и писатель Пётр Николаевич Мамонов

Причиной смерти стал коронавирус.

По сообщениям СМИ со ссылкой на его супругу Ольгу, Мамонов был госпитализирован около трёх недель назад в тяжёлом состоянии. Последнее время он находился в искусственной коме и был подключен к ИВЛ. Вывести его из комы врачи не смогли.

41-DSC_1464.jpg

Как стало известно нашему журналу от организатора сибирской части последнего, юбилейного, гастрольного тура артиста, Максима Черныша, ковидом Пётр Николаевич заразился  во время перелётов, возвращаясь из тура. После чего удалился в свой деревенский дом, надеясь там отлежаться и переболеть. Но в июне жена приняла решение о госпитализации, когда состояние Мамонова стало крайне тяжёлым.

Напомним, в апреле нынешнего года Петру Мамонову исполнилось 70. Ещё зимой по случаю этого юбилея стартовал юбилейный тур, в рамках которого 13 февраля он выступил и в Томске.

37-DSC_1490

Это был уже второй визит Мамонова в наш город — впервые он выступал на сцене того же Центра культуры ТГУ осенью 2016-го, со своей новой группой Совершенно новые Звуки Му и с программой «Приключения Незнайки».

Тогда он дал большую пресс-конференцию в пресс-центре РИА Томск, на которой рассуждал обо всём на свете: от своей дружбы с одиозным Димитрием Смирновым до ужасного музыкального контента на православном телеканале «Союз», от президентства Путина до любви к музыке лейбла Ninja Tune и Бет Гиббонс.

577A0534

Этот кроткий воцерковлённый дедушка совсем мало ассоциировался с той «русской народной галлюцинацией» и «Петей, отцом родным», каким привыкли воспринимать Петра Николаевича поклонники Звуков Му со стажем. 

Тем разительней был контраст: вечером, на концерте С.н. Звуков Му перед публикой предстал совсем другой человек: рок-лицедей, мастер перевоплощения, неутомимый экспериментатор в вечном поиске, в общем, фигура, сотканная из множества противоречий.

577A1120

577A0961

577A1297

577A1505

Этот спектакль одного актёра — одно из лучших и сильнейших впечатлений за последние годы у автора этих строк. И в этом отношении недавний, зимний приезд Мамонова, с юбилейным творческим вечером, произвёл, конечно, совсем иное впечатление — человека уставшего, в первую очередь. «Русская народная галлюцинация» спустя три десятилетия претерпела метаморфозу, мигрировав в область хонтологии.

Не станем долго описывать творческий путь глыбы и матёрого человечища — за подробностями можно заглянуть в wiki и прочие энциклопедии или перечитать прекрасную книжку Сергея Гурьева

На смерть артиста откликнулись многие его коллеги и друзья.

Замечательные журналисты Юрий Сапрыкин и Андрей Бухарин написали замечательные тексты для Медузы* и Эсквайра соответственно. На Кольте есть подборка воспоминаний знавших Мамонова людей.

Я же хочу немного вспомнить свои личные вехи в знакомстве с этим, поистине, целым пластом русской неофициальной (а в последнее время — и вполне официальной тоже) культуры.

Начался Пётр Николаевич для меня (тогдашнего студента томского журфака), пожалуй, в самом начале 1990-х, с небольшой, но весьма стильной роли врача-драгдилера в нугмановской «Игле» и кассеты с не очень качественной записью эпохального альбома Звуков Му «Простые Вещи».

Затем было сильнейшее впечатление от Мамонова-актёра в лунгинском «Такси-блюзе», и, наконец, даже некоторая эксплуатация: в 1994-м, когда появилась авторская программа «Оркестр Жёлтых Телевизоров» на ТВ2, в заставке рубрики с обзором музыкальной прессы я использовал фрагмент легендарной песни «Союзпечать».

Дальше я всё более проникался уважением к этому человеку, который совмещал в себе дичь и удаль русского рок-н-ролльного героя со строгим дендизмом в белом пиджачном костюме, работу грузчиком винного магазина и лифтёром («теперь я не пью, теперь я лифтёр») с переводами поэзии с норвежского и датского, сотрудничество с Брайаном Ино и концерты в США в компании Pere Ubu, а также кинороли разных персонажей не от мира сего.

звуки_му

Мамонов распускал Звуки Му и собирал новый состав, запускал дуэт Мамонов и Алексей со своим братом Лёликом Бортничуком, играл разной степени абсурдизма спектакли и моноспектакли (от «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадного Пушкина» и «Лысого брюнета» до упомянутых «Приключений Незнайки»), снимался как в масштабных историко-религиозных кинополотнах Павла Лунгина («Остров», «Царь»), так и в андеграундном арт-хаусе от Сергея Лобана («Пыль», «Шапито-шоу»), наконец, выпускал свои литературные заметки и стихи в серии книжечек под названием «Закорючки» и вёл ночную радиопрограмму «Золотая полка» на «Эхе Москвы» — о виниловых раритетах из собственной коллекции. 

А также выпустил бесконечное количество разной степени экспериментальности сольных альбомов (по их числу и разнообразию с ним сравнится, наверное, только Леонид Фёдоров). Отличный гид по этой сольной дискографии к юбилею Петра Николаевича сделал наш коллега Саша Морсин.

Мамонов и Алексей в «Программе А»

Фрагмент спектакля «Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева» 

Мамонов в программе канала ТВ6 «Земля-воздух»

Мамонов в фильме «Шапито-шоу»

Мало какая другая российская группа так перепахала умы множества музыкантов, как Звуки Му. При том, что им так и не записали ни разу трибьют-альбом, в отличие от множества других (Аквариума, Машины Времени, ДДТЦентра или Мумий Тролля), но мамоновские песни перепевали и цитировали артисты разных поколений (от Александра Ф. Скляра и Бориса Гребенщикова до Shortparis), а американская инди-группа The National сняла неожиданный оммаж видеоклипу Звуков Му «Грубый закат», на свою песню «Sea Of Love».


В марте нынешнего года трагически погиб бывший коллега Мамонова по «золотому составу» Звуков Му, музыкант, культуртрегер, продюсер, журналист и телеведущий Александр Липницкий. Они практически не общались после роспуска группы, но вышло так, что в один год покинули этот мир.

Как сообщает «Интферакс», похоронят П.Н. Мамонова 17 июля на кладбище подмосковной Вереи, где он жил в последние годы. Прощание состоится в этот же день в Донском монастыре в Москве.

577A1213


* Роскомнадзор настаивает на том, что «Медуза» выполняет, дескать, функции т.н. «иноагента».
Использованы фото Алёны Кардаш и Таисии Щелкановой, а также архивные.

Оставить комментарий

Ваш e-mail никогда не будет опубликован или передан третьим лицам. Обязательные поля отмечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

*
*