Я всегда знал, что тот, кто решит проблему подавления шумов, будет обеспечен работой и деньгами на всю жизнь. (Рэй Долби, инженер и изобретатель) Tweet
15 июля в столичном госпитале в Коммунарке в возрасте 70 лет скончался музыкант, актёр и писатель Пётр Николаевич Мамонов.
Причиной смерти стал коронавирус.
По сообщениям СМИ со ссылкой на его супругу Ольгу, Мамонов был госпитализирован около трёх недель назад в тяжёлом состоянии. Последнее время он находился в искусственной коме и был подключен к ИВЛ. Вывести его из комы врачи не смогли.
Как стало известно нашему журналу от организатора сибирской части последнего, юбилейного, гастрольного тура артиста, Максима Черныша, ковидом Пётр Николаевич заразился во время перелётов, возвращаясь из тура. После чего удалился в свой деревенский дом, надеясь там отлежаться и переболеть. Но в июне жена приняла решение о госпитализации, когда состояние Мамонова стало крайне тяжёлым.
Напомним, в апреле нынешнего года Петру Мамонову исполнилось 70. Ещё зимой по случаю этого юбилея стартовал юбилейный тур, в рамках которого 13 февраля онвыступили в Томске.
Это был уже второй визит Мамонова в наш город — впервые онвыступална сцене того же Центра культуры ТГУ осенью 2016-го, со своей новой группой Совершенно новые Звуки Му и с программой «Приключения Незнайки».
Тогда он дал большую пресс-конференцию в пресс-центре РИА Томск, на которой рассуждал обо всём на свете: от своей дружбы с одиозным Димитрием Смирновым до ужасного музыкального контента на православном телеканале «Союз», от президентства Путина до любви к музыке лейбла Ninja Tune и Бет Гиббонс.
Этот кроткий воцерковлённый дедушка совсем мало ассоциировался с той «русской народной галлюцинацией» и «Петей, отцом родным», каким привыкли воспринимать Петра Николаевича поклонники Звуков Му со стажем.
Тем разительней был контраст: вечером, на концерте С.н. Звуков Му перед публикой предстал совсем другой человек: рок-лицедей, мастер перевоплощения, неутомимый экспериментатор в вечном поиске, в общем, фигура, сотканная из множества противоречий.
Этот спектакль одного актёра — одно из лучших и сильнейших впечатлений за последние годы у автора этих строк. И в этом отношении недавний, зимний приезд Мамонова, с юбилейным творческим вечером, произвёл, конечно, совсем иное впечатление — человека уставшего, в первую очередь. «Русская народная галлюцинация» спустя три десятилетия претерпела метаморфозу, мигрировав в область хонтологии.
Не станем долго описывать творческий путь глыбы и матёрого человечища — за подробностями можно заглянуть в wiki и прочие энциклопедии или перечитатьпрекрасную книжкуСергея Гурьева.
На смерть артиста откликнулись многие его коллеги и друзья.
Пётр Мамонов — уникальный и бескомпромиссный талант.Второго такого,даже похожего,не было и не будет.Боюсь,старых друзей у него,кроме отчасти меня,не осталось.Соболезную заботливой жене Ольге (кличка «Хорошая») и детям.Про «вечную память» ныть не буду — таких,как Петя,не забывают.
Замечательные журналисты Юрий Сапрыкин и Андрей Бухарин написали замечательные тексты дляМедузы* иЭсквайрасоответственно. На Кольте есть подборка воспоминаний знавших Мамонова людей.
Я же хочу немного вспомнить свои личные вехи в знакомстве с этим, поистине, целым пластом русской неофициальной (а в последнее время — и вполне официальной тоже) культуры.
Начался Пётр Николаевич для меня (тогдашнего студента томского журфака), пожалуй, в самом начале 1990-х, с небольшой, но весьма стильной роли врача-драгдилера в нугмановской «Игле» и кассеты с не очень качественной записью эпохального альбома Звуков Му«Простые Вещи».
Затем было сильнейшее впечатление от Мамонова-актёра в лунгинском «Такси-блюзе», и, наконец, даже некоторая эксплуатация: в 1994-м, когда появилась авторская программа «Оркестр Жёлтых Телевизоров» на ТВ2, в заставке рубрики с обзором музыкальной прессы я использовал фрагмент легендарной песни «Союзпечать».
Дальше я всё более проникался уважением к этому человеку, который совмещал в себе дичь и удаль русского рок-н-ролльного героя со строгим дендизмом в белом пиджачном костюме, работу грузчиком винного магазина и лифтёром («теперь я не пью, теперь я лифтёр») с переводами поэзии с норвежского и датского, сотрудничество с Брайаном Ино и концерты в США в компании Pere Ubu, а также кинороли разных персонажей не от мира сего.
Мамонов распускал Звуки Му и собирал новый состав, запускал дуэт Мамонов и Алексей со своим братом Лёликом Бортничуком, играл разной степени абсурдизма спектакли и моноспектакли (от «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадного Пушкина» и «Лысого брюнета» до упомянутых «Приключений Незнайки»), снимался как в масштабных историко-религиозных кинополотнах Павла Лунгина («Остров», «Царь»), так и в андеграундном арт-хаусе от Сергея Лобана («Пыль», «Шапито-шоу»), наконец, выпускал свои литературные заметки и стихи в серии книжечек под названием «Закорючки» и вёл ночную радиопрограмму «Золотая полка» на «Эхе Москвы» — о виниловых раритетах из собственной коллекции.
А также выпустил бесконечное количество разной степени экспериментальности сольных альбомов (по их числу и разнообразию с ним сравнится, наверное, только Леонид Фёдоров).Отличный гидпо этой сольной дискографии к юбилею Петра Николаевича сделал наш коллега Саша Морсин.
Мамонов и Алексей в «Программе А»
Фрагмент спектакля «Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева»
Мамонов в программе канала ТВ6 «Земля-воздух»
Мамонов в фильме «Шапито-шоу»
Мало какая другая российская группа так перепахала умы множества музыкантов, как Звуки Му. При том, что им так и не записали ни разу трибьют-альбом, в отличие от множества других (Аквариума, Машины Времени, ДДТ, Центра или Мумий Тролля), но мамоновские песни перепевали и цитировали артисты разных поколений (отАлександра Ф. СкляраиБориса Гребенщикова до Shortparis), а американская инди-группа The National сняла неожиданный оммаж видеоклипу Звуков Му«Грубый закат», на свою песню «Sea Of Love».
В марте нынешнего годатрагически погиббывший коллега Мамонова по «золотому составу» Звуков Му, музыкант, культуртрегер, продюсер, журналист и телеведущий Александр Липницкий. Они практически не общались после роспуска группы, но вышло так, что в один год покинули этот мир.
Как сообщает«Интферакс», похоронят П.Н. Мамонова 17 июля на кладбище подмосковной Вереи, где он жил в последние годы. Прощание состоится в этот же день в Донском монастыре в Москве.
* Роскомнадзор настаивает на том, что «Медуза» выполняет, дескать, функции т.н. «иноагента».
Использованы фото Алёны Кардаш и Таисии Щелкановой, а также архивные.
R.I.P. — Умер Пётр Мамонов
Причиной смерти стал коронавирус.
По сообщениям СМИ со ссылкой на его супругу Ольгу, Мамонов был госпитализирован около трёх недель назад в тяжёлом состоянии. Последнее время он находился в искусственной коме и был подключен к ИВЛ. Вывести его из комы врачи не смогли.
Как стало известно нашему журналу от организатора сибирской части последнего, юбилейного, гастрольного тура артиста, Максима Черныша, ковидом Пётр Николаевич заразился во время перелётов, возвращаясь из тура. После чего удалился в свой деревенский дом, надеясь там отлежаться и переболеть. Но в июне жена приняла решение о госпитализации, когда состояние Мамонова стало крайне тяжёлым.
Напомним, в апреле нынешнего года Петру Мамонову исполнилось 70. Ещё зимой по случаю этого юбилея стартовал юбилейный тур, в рамках которого 13 февраля он выступил и в Томске.
Это был уже второй визит Мамонова в наш город — впервые он выступал на сцене того же Центра культуры ТГУ осенью 2016-го, со своей новой группой Совершенно новые Звуки Му и с программой «Приключения Незнайки».
Тогда он дал большую пресс-конференцию в пресс-центре РИА Томск, на которой рассуждал обо всём на свете: от своей дружбы с одиозным Димитрием Смирновым до ужасного музыкального контента на православном телеканале «Союз», от президентства Путина до любви к музыке лейбла Ninja Tune и Бет Гиббонс.
Этот кроткий воцерковлённый дедушка совсем мало ассоциировался с той «русской народной галлюцинацией» и «Петей, отцом родным», каким привыкли воспринимать Петра Николаевича поклонники Звуков Му со стажем.
Тем разительней был контраст: вечером, на концерте С.н. Звуков Му перед публикой предстал совсем другой человек: рок-лицедей, мастер перевоплощения, неутомимый экспериментатор в вечном поиске, в общем, фигура, сотканная из множества противоречий.
Этот спектакль одного актёра — одно из лучших и сильнейших впечатлений за последние годы у автора этих строк. И в этом отношении недавний, зимний приезд Мамонова, с юбилейным творческим вечером, произвёл, конечно, совсем иное впечатление — человека уставшего, в первую очередь. «Русская народная галлюцинация» спустя три десятилетия претерпела метаморфозу, мигрировав в область хонтологии.
Не станем долго описывать творческий путь глыбы и матёрого человечища — за подробностями можно заглянуть в wiki и прочие энциклопедии или перечитать прекрасную книжку Сергея Гурьева.
На смерть артиста откликнулись многие его коллеги и друзья.
Замечательные журналисты Юрий Сапрыкин и Андрей Бухарин написали замечательные тексты для Медузы* и Эсквайра соответственно. На Кольте есть подборка воспоминаний знавших Мамонова людей.
Я же хочу немного вспомнить свои личные вехи в знакомстве с этим, поистине, целым пластом русской неофициальной (а в последнее время — и вполне официальной тоже) культуры.
Начался Пётр Николаевич для меня (тогдашнего студента томского журфака), пожалуй, в самом начале 1990-х, с небольшой, но весьма стильной роли врача-драгдилера в нугмановской «Игле» и кассеты с не очень качественной записью эпохального альбома Звуков Му «Простые Вещи».
Затем было сильнейшее впечатление от Мамонова-актёра в лунгинском «Такси-блюзе», и, наконец, даже некоторая эксплуатация: в 1994-м, когда появилась авторская программа «Оркестр Жёлтых Телевизоров» на ТВ2, в заставке рубрики с обзором музыкальной прессы я использовал фрагмент легендарной песни «Союзпечать».
Дальше я всё более проникался уважением к этому человеку, который совмещал в себе дичь и удаль русского рок-н-ролльного героя со строгим дендизмом в белом пиджачном костюме, работу грузчиком винного магазина и лифтёром («теперь я не пью, теперь я лифтёр») с переводами поэзии с норвежского и датского, сотрудничество с Брайаном Ино и концерты в США в компании Pere Ubu, а также кинороли разных персонажей не от мира сего.
Мамонов распускал Звуки Му и собирал новый состав, запускал дуэт Мамонов и Алексей со своим братом Лёликом Бортничуком, играл разной степени абсурдизма спектакли и моноспектакли (от «Есть ли жизнь на Марсе?», «Шоколадного Пушкина» и «Лысого брюнета» до упомянутых «Приключений Незнайки»), снимался как в масштабных историко-религиозных кинополотнах Павла Лунгина («Остров», «Царь»), так и в андеграундном арт-хаусе от Сергея Лобана («Пыль», «Шапито-шоу»), наконец, выпускал свои литературные заметки и стихи в серии книжечек под названием «Закорючки» и вёл ночную радиопрограмму «Золотая полка» на «Эхе Москвы» — о виниловых раритетах из собственной коллекции.
А также выпустил бесконечное количество разной степени экспериментальности сольных альбомов (по их числу и разнообразию с ним сравнится, наверное, только Леонид Фёдоров). Отличный гид по этой сольной дискографии к юбилею Петра Николаевича сделал наш коллега Саша Морсин.
Мамонов и Алексей в «Программе А»
Фрагмент спектакля «Мыши, мальчик Кай и Снежная Королева»
Мамонов в программе канала ТВ6 «Земля-воздух»
Мамонов в фильме «Шапито-шоу»
Мало какая другая российская группа так перепахала умы множества музыкантов, как Звуки Му. При том, что им так и не записали ни разу трибьют-альбом, в отличие от множества других (Аквариума, Машины Времени, ДДТ, Центра или Мумий Тролля), но мамоновские песни перепевали и цитировали артисты разных поколений (от Александра Ф. Скляра и Бориса Гребенщикова до Shortparis), а американская инди-группа The National сняла неожиданный оммаж видеоклипу Звуков Му «Грубый закат», на свою песню «Sea Of Love».
В марте нынешнего года трагически погиб бывший коллега Мамонова по «золотому составу» Звуков Му, музыкант, культуртрегер, продюсер, журналист и телеведущий Александр Липницкий. Они практически не общались после роспуска группы, но вышло так, что в один год покинули этот мир.
Как сообщает «Интферакс», похоронят П.Н. Мамонова 17 июля на кладбище подмосковной Вереи, где он жил в последние годы. Прощание состоится в этот же день в Донском монастыре в Москве.
* Роскомнадзор настаивает на том, что «Медуза» выполняет, дескать, функции т.н. «иноагента».
Использованы фото Алёны Кардаш и Таисии Щелкановой, а также архивные.
Tweet