-
Страницы
Музыка больших экранов
Рецензии
Новости
Галерея
Комментарии
- Смерч к записи Разговор с Фео, или Психея в Томске
- DimLight к записи R.I.P. — Умер Glen Porter
- Александр Арляпов к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- agfn к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- Александр к записи R.I.P. — Умер Лу Рид
Администрирование
Контакты
-
Мнение авторов не равно мнению редакции. При перепечатке и цитировании авторских материалов — ссылка обязательна.
Артемий ТРОИЦКИЙ «Back in the USSR» (Амфора, 2007)
Слова: Александр АРЛЯПОВ.
«ДВАДЦАТЬ ЛЕТ – МАЛЕНЬКИЙ СРОК, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ Я СЛУШАЮ РОК…»*
Персона Артемия Троицкого уже много лет никого не оставляет равнодушным – его либо уважают и даже любят, либо поносят и не переваривают. Собственно, другого такого персонажа в стране ещё поискать!
Пятидесятитрёхлетний «селфмэйдмэн» профессионально писать о музыке начал ещё в 19 лет в приснопамятном журнале для советских тинейджеров «Ровесник» (а ещё до того – в школьном самиздате). В 80-е годы вовсю варился в андеграунде, организовывал разные концерты, писал статьи в самиздатовских журнальчиках, пытался пробить группы на ТВ, даже недолго репетировал в качестве басиста Звуков Му. Уже потом, в «пост-перестроечные» времена появились телепередачи «Программа А» и «Экзотика», появился журнал «Плейбой», куда пригласили главным редактором, появилась радиопрограмма «FM Достоевский».
Тогда же появились и книги. Самая первая из них вышла в английском издательстве «Омнибус Пресс» в 1987 году – двадцать лет назад. Предложение написать её Артемий получил годом раньше. Книга называлась «Back in the USSR». На родине она вышла лишь спустя 4 года под названием «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…». Книга в определённом смысле была революционна – это была первая попытка хоть как-то систематизировать, и если не анализировать, то хотя бы описать явление под названием «русский рок» (а с тем, что в то время он действительно был явлением, способным влиять на умы и умонастроения, не поспоришь).
Потом, после Троицкого, появилась сначала тоненькая струйка, с годами превращавшаяся в постоянный поток книг – мемуаров, энциклопедий, биографий и т.д. Анализа и описания стало больше, хотя предмет описаний заметно подусох и истощал: «иных уж нет, а те далече». Иных действительно уж нет (Башлачёв, Майк, Цой, Курёхин, Дюша, Свин, Янка, Кормильцев, Летов), а те и в самом деле далече (причём «далече» в самом разном понимании, от чистой географии, как Вася Шумов или Андрей Отряскин, до «далёкости» от музыкального процесса или просто – от себя тогдашних…).
И вот на этом фоне вышло переиздание этой книги – пионера всей нашей рок-музыкальной литературы. Спустя двадцать лет издательство «Амфора» выпустило её в первозданном варианте. То есть, сначала автору предложили поработать над книгой, дополнить, дописать и т.д. Но Троицкий делать этого не стал. И правильно, что не стал. Книга хороша как документ эпохи. Той эпохи. Когда рок был откровением, способом дистанцироваться от системы, а то и вовсе объявить ей войну.
А про нынешнее положение дел автор высказался в послесловии. «Объективная российская рок-реальность такова: музыка, в общем и целом, не стала хуже… Проблема в том, что звучит она в совершенно ином контексте. По заветным партизанским тропкам пошли толпы – с остановками на спонсированных пивных фестивалях. Рок стал медиа-ёмок и экономически зависим; а в России, к сожалению, где экономика – там и политика с администрацией. Поэтому, как бы не вдохновляло бунтарские настроения наше нынешнее уродовластие, рок-н-ролл в качестве медиума протестной энергии уже не срабатывает… А партизанские тропки теперь пролегают по иным, и, наверное, даже не музыкальным, территориям».
Как говорится, ни отнять, ни прибавить.
_________
* (с) строчка из песни БГ.