-
Страницы
Музыка больших экранов
Рецензии
Новости
Галерея
Комментарии
- DimLight к записи R.I.P. — Умер Glen Porter
- Александр Арляпов к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- agfn к записи Kytowrath и Bvrnt Cross в пространстве FLAT
- Александр к записи R.I.P. — Умер Лу Рид
- макс к записи Разговор с Фео, или Психея в Томске
Администрирование
Контакты
-
Мнение авторов не равно мнению редакции. При перепечатке и цитировании авторских материалов — ссылка обязательна.
Leonard COHEN «You Want It Darker» (Columbia – Sony, 2016)
Слова: Александр АРЛЯПОВ.
Альбом-прощание Леонарда Коэна увидел свет за три недели до его ухода в мир иной.
Альбом, что уж там, мрачный – и своим названием, и чёрным оформлением, и печальной атмосферой, и даже сопутствующим фоном в прессе (в нашумевшем интервью главному редактору New Yorker Дэвиду Ремнику артист рассказал, что не собирается в тур, отдаёт себе отчёт в том, что эта запись может быть последней в его жизни, и вообще готов к смерти).
Одно из последних фото Коэна — Грэм Митчелл для журнала «New Yorker»
Всё вместе до того перепугало поклонников, что на презентации альбома в Лос-Анджелесе 82-летний Коэн дипломатично отшутился: «Недавно я заявил, что готов умереть. Я немного преувеличил. Всегда слишком драматизирую ситуацию. На самом деле я намерен жить вечно».
Но было, конечно, понятно, что великий певец попрощался с нами.
Конечно, философские размышления о бренности всего сущего и раньше витали в записях Коэна – одна из граней его мироощущения заключалась в спокойном отношении к тому, что «за гранью». Спокойное достоинство перед лицом смерти – это точно про него.
И всё же на «You Want It Darker» Коэн звучит мрачнее, чем раньше.
Неторопливый, хотя и не слишком длинный – меньше 40 минут – монолог пожилого человека, которому есть что рассказать, есть о чём сожалеть и есть чем гордиться.
14-я студийная пластинка стала как бы завершающей частью своеобразной прощальной трилогии, коэновского музыкального завещания (после «Old Ideas» и «Popular Problems»), хотя уровень мрачности на них определённо возрастал постепенно – зелёная лужайка на обложке первой невероятно далека от чёрной стены последней. С каждым альбомом понемногу отсекалось всё лишнее, все эти элементы шансона с эстрадными женскими бэк-вокализами и клавишными красивостями; и делался акцент на воспоминаниях и размышлениях. Это уже было не резонёрство по части исторических и социальных процессов, это был взгляд назад, на пройденный путь и личную проделанную работу. Красивое завершение и подведение итогов.
Уже в заглавной песне, начинающейся с пения хора монреальской синагоги, Коэн вполне обоснованно обращается к богу – и имеет на это полное право. Он ведь не только был посвящён в буддийские монахи и прожил долгое время в монастыре, при этом по-прежнему продолжая чтить Шаббат, но и, в конце концов, добрую половину своего творчества так или иначе говорил о боге и религии. «You Want It Darker» смотрится убедительно, лаконично и окончательно – во всех смыслах.
Сыну артиста Адаму Коэну, который стал продюсером альбома, удалось создать отличное звуковое пространство – трип-хоповые ритмы, лаконичные блюзовые ходы, красивые струнные без излишеств, немного традиционного бэк-вокального госпела (как в «On The Level» или «Travelling Light») – всё это прекрасно оттеняет хриплый баритон певца, который уже не гонится за крунерской распевностью, занимаясь, скорее, мелодекламацией.
В «Steer Your Way» в отдалении слышится голос Элисон Краусс – язык не повернётся назвать эту песню эпитафией, это скорее прощальный привет всем прекрасным дамам, вдохновлявшим «блистательного неудачника», романтика и поэта всю его жизнь. Не удивительно, что жизнелюбия в этом прощальном письме побольше, чем у иных молодых певцов безысходности и тоски.
Эти песни, как и программная «Treaty» (фрагмент которой специально повторяется в финале после струнной репризы), и «It Seemed the Better Way», выводят альбом на такой уровень, куда не особенно метил «Popular Problems» и нечасто забирался «Old Ideas».
Это точка, финиш красивого и мудрого романа, или даже сериала, длиною в жизнь.